В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав усиление монополистических тенденций в экономике и способствуя «антитрестовской» политике собственной страны, получили статус лидера концепций социального контроля над экономикой, их теории стали началом нового направления экономической мысли, который теперь принято называть социально-институциональным, или просто институционализмом [1, 332].
Термин "институционализм" происходит от слов "институт" или "институция", обозначающих определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как социальные и политические, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. [3].
Расплывчатое понятие "институт", тем не менее, уже имело отмеченную идейную нагрузку: оно означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений [5].
Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассического направления экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианской идеи о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулирования экономики и не выходят за рамки «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, которые рассматриваются в историческом контексте [4].
По логике институционалистов, способ мышления, словесный символ, обычаи и традиции выступают как первопричина общественно-экономического развития общества. Реально существующие экономические отношения оказываются производными, подаются как проявление воплощенных в институтах обычаев людей, их способ мышления. Поэтому экономический строй общества в таких интерпретациях предстает в специфическом виде [5].
Институционализм является качественно новым направлением экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические исследования конъюнктуры рынка предыдущих школ экономической теории, а также методологический инструментарий исторической мысли Германии.
Подобные суждения имел М. Блауг, по мнению которого, при попытке определить суть «институционализма» мы обнаруживаем три существенные черты в области методологии:
1) недовольство высоким уровнем абстракции, который присущ неоклассикам, и особенно статическим характером ортодоксальной теории цены;
2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками или вера в преимущества междисциплинарного подхода;
3) недовольство недостаточным уровнем эмпиризма классической и неоклассической теорий, призыв к глубоким количественным исследованиям [4].
Существует три течения институционализма:
социально-психологический (технократический) - Торстейн Веблен;
социально-правовой (юридический) - Джон Г. Коммонс;
конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) - Уэсли Клер Митчелл [3].
Общим для всех институционалистов является отрицание ортодоксальных теорий в следующих моментах:
• жизнь дискредитировала гедонистический мотив человеческого поведения, т.е. поведения, направленного на получение наслаждения и удовольствия, который, вслед за Джевонсом, считали основополагающим маржиналисты;
• основной постулат классической политэкономии об индивидуалистической конкуренции неверен и неточен, что особенно ярко видно в США в условиях развития корпоративной собственности и господства монополий;
• центральная проблема политической экономии, связанная с определением условий экономического равновесия, традиционно разрешаемая в духе А.Маршалла или Л.Вальраса, основана на недоразумении, которое состоит в том, что экономическая наука отождествляется с физикой, и предполагает статический взгляд на экономику и на организацию производственного процесса, а действительное развитие при этом игнорируется [2].
Список использованной литературы
1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. 2009.
2. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. 2000.
3. Новиков А.А. История экономических учений. 2010.
4. Потапова И.С. История экономических учений: учебное пособие. 2000.
5. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: учебное пособие. 2008.