ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале XX в. ученые-экономисты США, активизировав усиление монополи­стических тенденций в экономике и способствуя «антитрестовской» политике собственной страны, получили статус лидера концепций социального контроля над экономикой, их тео­рии стали началом нового направления экономической мысли, который теперь принято на­зывать социально-институциональным, или просто институционализмом [1, 332].

Термин "институционализм" происходит от слов "институт" или "институция", обо­значающих определенный обычай, порядок, при­нятый в обществе, а также закрепление обы­чаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как социальные и политические, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. [3].

Расплывчатое понятие "институт", тем не менее, уже имело отмеченную идейную на­грузку: оно означало стремление к расширению предмета экономической науки, вклю­чение в анализ неэкономических явлений [5].

Институционализм - это в определенном смысле альтернатива неоклассического на­правления экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианской идеи о совер­шен­стве рыночного хозяйственного механизма и саморегулирования экономики и не выхо­дят за рамки «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой эконо­мики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, которые рассматриваются в историческом контексте [4].

По логике институционалистов, способ мышления, словесный символ, обычаи и тра­диции выступают как первопричина общественно-экономического развития общества. Ре­ально существующие экономические отношения оказываются производными, подаются как проявление воплощенных в институтах обычаев людей, их способ мышления. Поэтому эко­номический строй общества в таких интерпретациях предстает в специфическом виде [5].

Институционализм является качественно новым направлением экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические исследования конъюнктуры рынка предыдущих школ экономической теории, а также методологический инструментарий исто­рической мысли Германии.

Подобные суждения имел М. Блауг, по мнению которого, при попытке определить суть «институционализма» мы обнаруживаем три существенные черты в области методоло­гии:

1) недовольство высоким уровнем абстракции, который присущ неоклассикам, и осо­бенно статическим характером ортодоксальной теории цены;

2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными нау­ками или вера в преимущества междисциплинарного подхода;

3) недовольство недостаточным уровнем эмпиризма классической и неоклассической теорий, призыв к глубоким количественным исследованиям [4].

Существует три течения институционализма:

  1. социально-психологический (технократический) - Торстейн Веблен;

  2. социально-правовой (юридический) - Джон Г. Коммонс;

  3. конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) - Уэсли Клер Мит­челл [3].

Общим для всех институционалистов является отрицание орто­доксальных теорий в следующих моментах:

• жизнь дискредитировала гедонистический мотив человечес­кого поведения, т.е. по­ведения, направленного на получение на­слаждения и удовольствия, который, вслед за Дже­вонсом, считали основополагающим маржиналисты;

• основной постулат классической политэкономии об индиви­дуалистической конку­ренции неверен и неточен, что особенно ярко видно в США в условиях развития корпора­тивной собственности и господства монополий;

• центральная проблема политической экономии, связанная с определением условий экономического равновесия, традиционно разрешаемая в духе А.Маршалла или Л.Вальраса, основана на не­доразумении, которое состоит в том, что экономическая наука отож­дествля­ется с физикой, и предполагает статический взгляд на эко­номику и на организацию произ­водственного процесса, а действи­тельное развитие при этом игнорируется [2].

Список использованной литературы

1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. 2009.

2. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. 2000.

3. Новиков А.А. История экономических учений. 2010.

4. Потапова И.С. История экономических учений: учебное пособие. 2000.

5. Покидченко М.Г., Чап­лы­гина И.Г. История экономических учений: учебное пособие. 2008.

Просмотров работы: 3620