С давних времен и по сей день человечество задается вопросом «Что есть душа?». Такие словосочетания как «как камень с души», «душевное спокойствие» давно стали для нас привычными. Но откуда все это пошло? Что является стержнем этого понятия?
Во многих терминологических словарях душа – это субстанция, бесплотное существо, живущее вечно. Действительно ли это так?
Во многих языках возникновение понятия «душа» часто связывают с понятием «дышать».
Для более тщательного анализа хотелось бы обратиться к пониманию души с точки зрения Платона. Он считал, что душа состоит из трех частей: из разумного, пылкого и чувственного начал. А здоровое состояние души возможно только тогда, когда разумная часть господствует, яростная проводит в жизнь приказы разумной, а вожделеющая кротко повинуется, не смея и мечтать о своей толике власти. В этом случае, по Платону, в душе реализуется справедливость, поскольку каждая из частей делает то, что ей установлено от природы. Главный тезис платоновской психологии есть утверждение бессмертия души. Почему он так считал? Во-первых, без бессмертной души немыслимо учение о загробном мире, которое только и может быть гарантом тотальной справедливости. Если душа не получает награду за добродетель и не терпит страданий за свои пороки, справедливости не существует. Такая ситуация для Платона сводит на нет любую попытку обоснования этики. И вправду, зачем душа существует в этом мире, если не может отвечать за свои поступки в ином? Во-вторых, без бессмертной души, то есть души, не зависящей от тела в своем бытии, не может быть чистого познания, поскольку тогда тело с его ощущениями не даст нам познать истину. А без истинного познания невозможна никакая практическая деятельность. В-третьих, бессмертная душа необходима для космологии, именно она должна приводить в движение космос. Если она окажется смертной, космос будет должен в определенный момент времени прекратить свое существование. Кроме того, душа бессмертная, т. е. никак не зависящая от тела и всего телесного, позволяет объяснить разумность космоса, выступая ближайшей причиной его осмысленности и целесообразности. Если такой души нет, то космос надо объяснять исключительно из физических причин, что, по Платону, дело невозможное. Для обоснования разумного и целесообразного космоса надо принять разумную и целесообразную причину, которой и оказывается душа. Платон также пытался доказать бессмертие души. Первый аргумент «Федона» (знаменитый диалог) сводится к следующему: все в мире становления возникает из своей противоположности и обращается, уничтожаясь, в свою противоположность. Из этого правила нет исключений, поскольку иначе все процессы пришли бы к одному состоянию, т. е. прекратились бы, а весь мир стал бы однообразным и неподвижным. Для Платона такое состояние немыслимо, следовательно, любое возникновение и уничтожение происходят из противоположности в противоположность. По Платону, в таком случае, очевидно, что души не уничтожаются, но пребывают в Аиде, а из них снова возникают живые. Второй аргумент гласит, что душа бессмертна, если знание есть припоминание. Об этом, во-первых, свидетельствует то, что путем наводящих вопросов можно заставить человека, не смыслящего в какой-нибудь науке, дать правильное решение любой проблемы этой науки. Это значит, по Платону, что в душе человека до его рождения и земного пути пребывают все истины, следовательно, душа бессмертна. Во-вторых, когда человек утверждает о каких-то вещах чувственно-воспринимаемых, что они, например, равны, он одновременно знает, что их равенство отлично от полного, истинного и совершенного равенства, следовательно, человек сразу же отличает равные вещи от равенства как такового, видя неполное осуществление равными вещами самого равенства. Если это так, то поскольку все это, по Платону, происходит в человеке с самого первого ощущения, то знание самого равенства, с которым он сравнивает равные вещи, данные ему в ощущении, должно предшествовать первому ощущению, а значит, пребывать в нем еще до рождения, что возможно, если только его душа бессмертна. Третий аргумент - все сущее делится на два вида: на самотождественное, неизменное и простое и на изменчивое и сложное. Поскольку тело ближе к изменчивому и сложному, душа, напротив, больше всего походит на неизменное и простое, которое в силу своей простоты не может разделиться на какие-то части и уничтожиться. Кроме того, неизменное и простое постигается только мышлением, тогда как сложное и уничтожающееся ощущением. Душа, которую нельзя ни видеть, ни слышать, следовательно, оказывается в числе невидимого, неизменного и простого. Затем, душа, по Платону, испытывает наибольшую радость в познании и мышлении, ощущения же портят и опьяняют душу, значит, стремясь к вечному и бестелесному, она стремится к подобному себе, значит, она сама вечна и неизменна. Четвертый аргумент, поскольку душа есть начальствующее, а тело подначально ей, то именно душа более походит на божественное, которому свойственно властвовать, а не на смертное, которому суждено только повиноваться [Приводится по: Васильев В. В.; Кротов А. А.; Бугай Д. В., 2005].
А Демокрит считал, что душа человека состоит из мельчайших, круглых, постоянно движущихся огненных атомов. С их помощью человек может различать разные чувства. Скоростью движения атомов он объясняет старость.
Аристотель опровергает и материалистические, и идеалистические учения о душе. По его мнению, душа связана и с Богом, и с тем, что есть в этом мире или материалистическим. Понятие души он часто дает через понятие «форма». «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть первая энтелехия такого тела… Душа есть суть бытия и форма… такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя», - говорит он в своем трактате «О душе» [1]. Впервые Аристотелем была выдвинута идея неразделимости души и живого тела: «Сказать что душа гневается, равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» [1]. Также он разделяет несколько видов души: душа растения, животная душа, человеческая душа. Еще он замечает, что чувства не могут быть частью тела, иначе, к примеру, они имели бы какой-то орган и могли бы быть холодными или теплыми.
Ученые, после многих экспериментов и опросов, доказали существование души в человеке. Также им удалось доказать, что душа имеет массу.
Таким образом, душа в философии - нематериальная бессмертная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать.
Список литературы
Асмус В.Ф. Аристотель. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1976.
Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - СПб.: Лань, 1997.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник – 2е изд. – М.: Гардарики, 2005.