НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МЕНГЕРА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МЕНГЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из достоинств в творчестве Карла Менгера является углубленное исследова­ние экономических проблем на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Еще в молодости К. Менгер понял, что сформулированная Адамом Смитом и его англосаксонскими последователями классическая теория образования цен не очень убеди­тельна. Менгер предложил свои принципы, которые предусматривали, что развитие эконо­мической науки будет опираться на человека как творческое начало и главное действующее лицо всех социальных процессов и событий. Он стремился выяснить качественные законо­мерности между простейшими элементами хозяйственной жизни человека: выбора наиболее предпочтительного набора потребляемых благ, распределения дохода между потреблением и накоплением. Все эти идеи содержатся в опубликованной Менгером в 1871 г. книге «Осно­вания политической экономии».

Менгер различал «экономические блага первого порядка» - потребительские блага, которые удовлетворяют человеческие потребности и «экономические блага более высокого порядка», отличающиеся тем, что чем больше порядковый номер каждого этапа, тем дальше этот этап от конечного потребительского блага [3, с. 158]. Блага высшего порядка выступают в качестве «средств для производства».

Основной целью Менгера было создание единой теории цен, которая объясняла бы все связанные с ними явления, а также процент, заработную плату и ренту при помощи од­ной главной идеи. К. Менгер разработал теорию доходов. По его мнению, владельцы капитала и земли живут не за счет рабочих, а “за счет пользования землей и капиталом, которое для индивида и общества имеет ценность так же точно, как и труд”.

Для своего времени «Основания политической экономии» Менгера были передо­вой книгой: в ней ученый не только указал на существенную для реальной экономики и не­отделимую от человеческой деятельности роль концепций времени, неведения, предприни­мательского знания и ошибки, комплементарных благ, постепенно соединяющихся в ходе рыночного процесса, а также непрерывного неравновесия и изменений, характерных для лю­бого реального рынка, но также включил новую теорию происхождения и эволюции соци­альных институтов, которая позднее была развита и доведена до конечных логических выво­дов Хайеком.

Вторым важнейшим вкладом К. Менгера было предложенное им теоретическое объ­яснение стихийного, эволюционного возникновения социальных институтов, исходящее из субъективной концепции человеческой деятельности и взаимодействия людей. Далеко не случайно Менгер посвятил «Основания политической экономии» Вильгельму Рошеру, од­ному из крупнейших немецких историков [2].

Менгер считал, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность — это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной цен­ностью для разных индивидов [1, с. 453].

Субъективистская концепция Менгера объясняет стихийное, эволюционное возник­новение ряда моделей поведения в сфере права, экономики и языка, которые делают воз­можной жизнь в обществе, через идею эволюционного процесса, в котором действует бес­счетное множество людей, каждый из которых оснащен собственным небольшим эксклю­зивным запасом субъективного знания, практического опыта, желаний, мнений и чувств. Менгер выяснил, что институты возникают в ходе социального процесса, состоящего из множества человеческих действий и направляемого людьми, ко­торые, в конкретных обстоятельствах места и времени, раньше других открывают, что опре­деленные формы поведения облегчают им достижение целей. Тем самым они запускают де­централизованный процесс проб и ошибок, в котором начинает преобладать поведение, лучше других устраняющее несогласованность, и в ходе такого неосознаваемого процесса обучения и подражания пример, поданный наиболее творческими и успешными людьми, по­лучает распространение, и ему следуют остальные члены общества. Хотя Менгер развивает свою теорию в применении к конкретному экономическому институту, к возникновению и эволюции денег, он отмечает, что, по существу, ту же теоретическую схему можно без осо­бых проблем применить к возникновению и эволюции правовых институтов и языка.

Список использованной литературы

  1. Базилевич В. Д., Гражевська Н. І., Гайдай Т. В. та ін. Австрійська школа граничної корисності // Історія економічних учень: Підручник: У 2 ч. / Під редакцією В. Д. Базилевича. - К.: Знання, 2006.

  2. Де Сото Хесус Уэрта. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринима­тельское творчество. Челябинск: Социум, 2007.

  3. Ядгаров Я. Экономическое учение К. Менгера // История экономиче­ских учений: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Просмотров работы: 976