РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ В «КАПИТАЛЕ» К. МАР¬КСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ В «КАПИТАЛЕ» К. МАР¬КСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исторический материализм (материалистическое понимание истории) — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к ис­тории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм составляет теоретическую и методоло­гическую базу социологии и других общественных наук.

Концепция материалистического понимания истории разработана К. Марксом и Ф. Эн­гельсом.

Карл Маркс родился 5 мая нового стиля 1818 в г. Трире (прирейнская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 принявший протестантство. Семья была зажиточная, культур­ная, не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сна­чала в Бонне, потом в Берлине изучал юридические науки, но больше всего историю и фило­софию.

Марксизм — система взглядов и учение К. Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX в., принадлежащих трем наи­более передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими ре­волюционными учениями. Признаваемая даже противниками Маркса замечательная последовательность и цельность его взглядов, дающих в совокупности современный мате­риализм и современный научный социализм как теорию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира, заставляет предпослать изложению главного содержа­ния марксизма, именно: экономического учения Маркса, — краткий очерк его миросозерца­ния.

В «Капитале» Маркс углубил общее учение о труде как основу материалистического понимания истории. Выделив три момента всякого процесса труда - целесообразную дея­тельность человека, средства труда и предметы труда, Маркс многое оставил спорным и не прояснённым.

Во-первых, характеристика труда, прежде всего, как обмена веществ между человеком и природой означало согласие с узкой трактовкой производительного труда А. Смита.

Во-вторых, Маркс разграничил средства труда как орудия человеческого воздействия на материалы и предметы труда как сами эти материалы (включая сырье и полуфабрикаты).

В-третьих, проанализировав развитие техники промышленного переворота в 18 веке, Маркс сделал вывод, что механические средства труда являются отличительными призна­ками определенной эпохи общественного производства и на ранних исторических стадиях.

В примечании ко 2-му изданию 1-го тома «Капитала» К. Маркс отметил, что археоло­гия установила периодизацию по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век. При этом, Маркс ставил вопрос так, что наименьшее значение при сравне­нии различных эпох имеет производство предметов роскоши. Однако, тем самым закрывалась возможность анализа стимулирующего воздействия возвышения потребностей на международный торговый обмен и технологии.

Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, они в лучшем случае рас­сматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы об­щественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития матери­ального производства; во-вторых, прежние теории не охватывали действия масс на­селения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исто­рической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих усло­вий.

Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокуп­ность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные усло­вия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории как единого, закономерного во всей своей разносторонности и противоречивости процесса.

«Конечной целью моего сочинения, — говорил Маркс в предисловии к «Капиталу», — является открытие экономического закона движения современного общества», т. е. капи­талистического, буржуазного общества. Исследование производственных отношений дан­ного, исторически определенного, общества в их возникновении, развитии и упадке — та­ково содержание экономического учения Маркса.

Список использованной литературы

1. Гловели Г.Д. История экономических учений, 2013.

2. Маркс К. Революционер - мыслитель – человек: Собрание материалов. Изд.: Московский рабочий, 1924.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1-3. Ред.-сост. П.Н. Клюкин. - М.: Эксмо, 2011.

Просмотров работы: 1033