Исторический материализм (материалистическое понимание истории) — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Исторический материализм составляет теоретическую и методологическую базу социологии и других общественных наук.
Концепция материалистического понимания истории разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Карл Маркс родился 5 мая нового стиля 1818 в г. Трире (прирейнская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 принявший протестантство. Семья была зажиточная, культурная, не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине изучал юридические науки, но больше всего историю и философию.
Марксизм — система взглядов и учение К. Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений XIX в., принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями. Признаваемая даже противниками Маркса замечательная последовательность и цельность его взглядов, дающих в совокупности современный материализм и современный научный социализм как теорию и программу рабочего движения всех цивилизованных стран мира, заставляет предпослать изложению главного содержания марксизма, именно: экономического учения Маркса, — краткий очерк его миросозерцания.
В «Капитале» Маркс углубил общее учение о труде как основу материалистического понимания истории. Выделив три момента всякого процесса труда - целесообразную деятельность человека, средства труда и предметы труда, Маркс многое оставил спорным и не прояснённым.
Во-первых, характеристика труда, прежде всего, как обмена веществ между человеком и природой означало согласие с узкой трактовкой производительного труда А. Смита.
Во-вторых, Маркс разграничил средства труда как орудия человеческого воздействия на материалы и предметы труда как сами эти материалы (включая сырье и полуфабрикаты).
В-третьих, проанализировав развитие техники промышленного переворота в 18 веке, Маркс сделал вывод, что механические средства труда являются отличительными признаками определенной эпохи общественного производства и на ранних исторических стадиях.
В примечании ко 2-му изданию 1-го тома «Капитала» К. Маркс отметил, что археология установила периодизацию по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век. При этом, Маркс ставил вопрос так, что наименьшее значение при сравнении различных эпох имеет производство предметов роскоши. Однако, тем самым закрывалась возможность анализа стимулирующего воздействия возвышения потребностей на международный торговый обмен и технологии.
Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-вторых, прежние теории не охватывали действия масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий.
Люди сами творят свою историю, но чем определяются мотивы людей и именно масс людей, чем вызываются столкновения противоречивых идей и стремлений, какова совокупность всех этих столкновений всей массы человеческих обществ, каковы объективные условия производства материальной жизни, создающие базу всей исторической деятельности людей, каков закон развития этих условий, — на все это обратил внимание Маркс и указал путь к научному изучению истории как единого, закономерного во всей своей разносторонности и противоречивости процесса.
«Конечной целью моего сочинения, — говорил Маркс в предисловии к «Капиталу», — является открытие экономического закона движения современного общества», т. е. капиталистического, буржуазного общества. Исследование производственных отношений данного, исторически определенного, общества в их возникновении, развитии и упадке — таково содержание экономического учения Маркса.
Список использованной литературы
1. Гловели Г.Д. История экономических учений, 2013.
2. Маркс К. Революционер - мыслитель – человек: Собрание материалов. Изд.: Московский рабочий, 1924.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1-3. Ред.-сост. П.Н. Клюкин. - М.: Эксмо, 2011.