Особенность системы разрешения споров ВТО состоит в том, что это регламентированный, но вместе с тем достаточно гибкий механизм, с помощью которого любое государство-участник может добиваться соблюдения другими членами ВТО принятых на себя обязательств и требовать отмены применяемой в отношении него необоснованной торговой меры или устранения иного нарушения своих интересов.
Участие в таких спорах предполагает наличие значительных экономических и интеллектуальных ресурсов в силу сложности и длительности разбирательства. Вместе с тем система разрешения споров ВТО может быть эффективной и доступной абсолютно для всех государств-участников вне зависимости от статуса и возможностей.
Следует также отметить, что любое государство может участвовать в споре по правилам ВТО в следующих формах:
– в качестве жалобщика, инициировавшего спор, либо присоединившегося к другому жалобщику;
– в качестве ответчика, применяющего оспариваемые меры;
– в качестве третьей стороны, не заявляющей отдельных требований, но полагающей, что решение по делу касается ее интересов.
Стадии разрешения споров ВТО
1. Межправительственные переговоры.
2. Рассмотрение спора третейской группой ОРС.
3. Рассмотрение спора в апелляционном органе.
Необходимо отметить, что решения апелляционного органа обжалованию не подлежат и являются основой прецедентного права ВТО.
4. Исполнение решения ОРС. Стороне, проигравшей спор, дается определенный срок (как правило, 1 год) на исполнение принятого по результатам разбирательства решения – отмену или изменение оспоренных торговых мер, либо устранение иных нарушений своих обязательств в рамках ВТО. Если по результатам рассмотрения данной жалобы решение ОРС по-прежнему не будет исполнено, заинтересованная сторона вправе с санкции третейской группы применить в отношении государства-нарушителя ответные торговые меры, определенные и установленные в размере перспективного (будущего) ежегодного объема экономического ущерба. Применение ответных мер возможно до тех пор, пока решение ОРС не будет исполнено и установленное нарушение не будет устранено.
Длительность споров по правилам ВТО составляет в среднем 4–5 лет после начала консультаций и до наступления обязательства по исполнению принятого решения. Наиболее конструктивным способом урегулирования разногласий между участниками ВТО является достижение соглашения сторон в процессе правительственных переговоров.
Все споры, разрешаемые в рамках ВТО, можно разделить на три основные категории:
– споры по торговле товарами, составляющие основную массу всех споров, возникающих и разрешаемых по правилам ВТО;
– споры по торговле услугами;
– споры по объектам интеллектуальной собственности.
Целый ряд государств – членов ВТО имеют опыт участия во всех категориях перечисленных споров. Так, на сегодняшний день США участвовали и продолжают участвовать в 324 спорах, при этом чаще выступая ответчиком (119 дел), а не жалобщиком (105 дел) или третьей стороной (100 дел). Опыт Европейского союза также включает участие в большом количестве споров (292 дела). Отдельного внимания заслуживает практика торговых споров Украины. Являясь членом ВТО с 2008 г., Украина на сегодняшний день принимает участие в 4 спорах, при этом в 3 из них – в качестве инициатора (жалобщика). Необходимо отметить активность украинского правительства в использовании механизма разрешения споров ВТО как инструмента для защиты своих торговых интересов.
Система разрешения споров ВТО – это цивилизованный и эффективный механизм урегулирования торговых споров и разногласий между государствами, и успех в таких спорах зависит, главным образом, от качества работы специалистов, занимающихся подготовкой позиций сторон, участвующих в переговорном процессе и разбирательстве по делу.
Для российских юристов и адвокатов это новый вектор развития своих практик и компетенций. В недалекой перспективе такого рода правовая помощь будет весьма востребованной.
Список использованной литературы
1. Разрешение споров по правилам ВТО: международный опыт и российские перспективы. http://www.kiaplaw.ru/press-centr/public/146.html.