В настоящее время глобальной социальной опасностью является угроза бедности населения. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов развивают процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет обществу реализовать свои возможности. Именно поэтому ее связывают с регрессом в общественном развитии. В наше время есть большое расслоение между богатыми и бедными, что приводит бедных к озлобленности, неудовлетворенности своей жизнью.
Несмотря на то, что историю бедности можно начать отслеживать с появления самого общества, в нашем государстве историю бедности начали отслеживать в начале 70 – 90-х годов.
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые ученые объединяют в следующие группы:
1. экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли);
2. социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости);
3. демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье);
4. социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий);
5. образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка);
6. политические (военные конфликты, вынужденная миграция);
7. регионально-географические (неравномерное развитие регионов) [5].
В обычном смысле слова бедность - это неспособность семьи с помощью текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище. Такое определение бедности было сформулировано еще в конце XIX в. в Англии и преобладало в первой половине XX в. как в теории, так и в социальной политике. Развитие представлений о бедности породило различные ее оценки.
Одной из важнейших причин, обусловливающих наличие разных оценок масштабов бедности, является различие в подходах к определению понятия бедности. Существует значительное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные: абсолютная, относительная и субъективная [2, c.746].
Абсолютная концепция бедности основывается на сопоставлении минимальных потребностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Люди считаются бедными, если их доход ниже стоимостной оценки минимальных потребностей и жизненно важные потребности не удовлетворяются в достаточной степени [2].
При изучении абсолютной бедности необходимо решить две задачи:
1. Разработать показатель, который может быть использован в качестве порогового значения бедности.
2. Установить систему показателей для сравнения с пороговым значением бедности.
Относительная концепция бедности базируется на соотношении благосостояния с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в конкретной стране [6].
В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышаетсяс ростом совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения социально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране. При этом если в некоторых случаях граница абсолютной бедности при проведении соответствующей государственной политики может быть преодолена, то концепция относительной бедности предполагает, что всегда будет существовать некоторая часть населения, которая будет считаться относительно бедной [2, c.747].
Субъективная концепция бедности была разработана в 70-х годах ХХ в. экономистами и статистами Лейденского университета в Нидерландах. Этот подход к определению бедности основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследованиях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного обследования домохозяйств, представляющих все население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, «сводить концы с концами» [3].
Проводимые исследования показывают, что, с одной стороны, существует взаимосвязь между субъективным мнением людей и объективными параметрами уровня их жизни, такими, как доход, потребности и т.д. С другой стороны, может оказаться, что часть людей с доходом ниже черты бедности не считают себя бедными, а часть людей, считающих себя бедными, могут рассматриваться как обеспеченные, если сравнить их доход с чертой бедности, основанной, например, на прожиточном минимуме.
Для того, чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать причины этого явления. Неоднократно проводились социологические опросы, которые показали, что народ считает причинами бедности: правительство, коррупцию, лень, национальный менталитет, пьянство, мафию, монополизм.
Объективной экономической основой расширения масштабов бедности и превращения ее в общенациональную проблему является глубокий экономический спад, имевший место во всех странах с переходной экономикой, включая Россию, поэтому перспективы сокращения бедности связаны, в первую очередь, с ростом экономики. Экономический спад обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др.
Одной из причин бедности является отсутствие доступа к качественному образованию. Как показывают данные официальной статистики, чем выше уровень образования у трудоспособного населения, тем ниже для него риск бедности [2, c.753].
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.
Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.
Т.А. Федотовская, автор аналитического вестника Совета Федерации РФ по проблеме бедности, выделяет следующие направления борьбы с бедностью:
- создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
- формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам;
- должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи;
- в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;
- увеличение занятости населения;
- следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др. [4].
Список использованной литературы литературыКонцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Курс экономической теории: учебное пособие. З-е изд., перераб.и доп. / рук-ль авторского коллектива и науч. редактор проф. А.В. Сидорович. - М.: изд-во «Дело и сервис» 2007.
Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. – 1040 с.
Электронные ресурсы
Пути решения проблемы бедности в Российской Федерации. http://pda.iam.duma.gov.ru/node/2/4508/15099.
Бедность и неравенство. http://ru.wikipedia.org
Википедия: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1058672