ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время глобальной социальной опасностью является угроза бедности насе­ления. Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность на­дежд, крушение планов развивают процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет обществу реализовать свои возможности. Именно поэтому ее связывают с регрес­сом в общественном развитии. В наше время есть большое расслоение между бога­тыми и бедными, что приводит бедных к озлобленности, неудовлетворенности своей жизнью.

Несмотря на то, что историю бедности можно начать отслеживать с появления самого общества, в нашем государстве историю бедности начали отслеживать в начале 70 – 90-х годов.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые ученые объе­диняют в следующие группы:

1. экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли);

2. социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемо­сти);

3. демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье);

4. социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий);

5. образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная про­фессиональная подготовка);

6. политические (военные конфликты, вынужденная миграция);

7. регионально-географические (неравномерное развитие регионов) [5].

В обычном смысле слова бедность - это неспособность семьи с помощью текущих дохо­дов удовлетворить основные потребности в пище, одежде, жилище. Такое определение бедности было сформулировано еще в конце XIX в. в Англии и преобладало в первой поло­вине XX в. как в теории, так и в социальной политике. Развитие представлений о бедности породило различные ее оценки.

Одной из важнейших причин, обусловливающих наличие разных оценок масштабов бед­ности, является различие в подходах к определению понятия бедности. Существует значи­тельное число концепций бедности, среди которых можно выделить три основные: абсолют­ная, относительная и субъективная [2, c.746].

Абсолютная концепция бедности основывается на сопоставлении минимальных потреб­ностей, которые должны быть удовлетворены, и размера ресурсов, которые требуются для удовлетворения этих потребностей. Люди считаются бедными, если их доход ниже стоимо­стной оценки минимальных потребностей и жизненно важные потребности не удовле­творяются в достаточной степени [2].

При изучении абсолютной бедности необходимо решить две задачи:

1. Разработать показатель, который может быть использован в качестве порогового зна­чения бедности.

2. Установить систему показателей для сравнения с пороговым значением бедности.

Относительная концепция бедности базируется на соотношении благосостояния с уров­нем материальной обеспеченности, преобладающим в конкретной стране [6].

В отличие от абсолютного уровня бедности относительный уровень повышаетсяс рос­том совокупных доходов, поэтому данный подход чаще используется для сравнения соци­ально-экономического развития в различные периоды в одной и той же стране. При этом если в некоторых случаях граница абсолютной бедности при проведении соответствующей государ­ственной политики может быть преодолена, то концепция относительной бедности предполагает, что всегда будет существовать некоторая часть населения, которая будет счи­таться относительно бедной [2, c.747].

Субъективная концепция бедности была разработана в 70-х годах ХХ в. экономистами и статистами Лейденского университета в Нидерландах. Этот подход к определению бедно­сти основывается на гипотезе, что сами люди, участвующие в социологических обследо­ваниях, являются вполне квалифицированными судьями по поводу того, что считать бедностью, а что нет. В соответствии с лейденской методикой на основании выборочного об­следования домохозяйств, представляющих все население страны в целом, устанавливается размер дохода, позволяющий, по мнению населения, «сводить концы с концами» [3].

Проводимые исследования показывают, что, с одной стороны, существует взаимосвязь между субъективным мнением людей и объективными параметрами уровня их жизни, такими, как доход, потребности и т.д. С другой стороны, может оказаться, что часть людей с доходом ниже черты бедности не считают себя бедными, а часть людей, считающих себя бедными, могут рассматриваться как обеспеченные, если сравнить их доход с чертой бедности, основан­ной, например, на прожиточном минимуме.

Для того, чтобы бороться с бедностью и пытаться её искоренить, необходимо знать при­чины этого явления. Неоднократно проводились социологические опросы, которые показали, что народ считает причинами бедности: правительство, коррупцию, лень, национальный мента­литет, пьянство, мафию, монополизм.

Объективной экономической основой расширения масштабов бедности и превраще­ния ее в общенациональную проблему является глубокий экономический спад, имевший ме­сто во всех странах с переходной экономикой, включая Россию, поэтому перспективы сокраще­ния бедности связаны, в первую очередь, с ростом экономики. Экономический спад обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособ­ных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др.

Одной из причин бедности является отсутствие доступа к качественному образова­нию. Как показывают данные официальной статистики, чем выше уровень образования у тру­доспособного населения, тем ниже для него риск бедности [2, c.753].

Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направле­ниям.

Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населе­нием, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение кото­рых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на со­держание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступаю­щая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяе­мых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределя­ются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной меди­цинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не мо­жет оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений - тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Т.А. Федотовская, автор аналитического вестника Совета Федерации РФ по проблеме бедности, выделяет следующие направления борьбы с бедностью:

- создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех се­мей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

- формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престаре­лые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресур­сам;

- должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работни­ков из неполных семей, молодежи;

- в сфере оплаты труда главным фактором сокращения бедности должен стать рост ми­нимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников;

- увеличение занятости населения;

- следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязви­мых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др. [4].

Список использованной литературы литературы
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

  2. Курс экономической теории: учебное пособие. З-е изд., перераб.и доп. / рук-ль ав­торского коллектива и науч. редактор проф. А.В. Сидорович. - М.: изд-во «Дело и сервис» 2007.

  3. Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. – 1040 с.

Электронные ресурсы

  1. Пути решения проблемы бедности в Российской Федерации. http://pda.iam.duma.gov.ru/node/2/4508/15099.

  2. Бедность и неравенство. http://ru.wikipedia.org

  3. Википедия: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1058672

Просмотров работы: 19891