ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ

Паршук С. Н., Цепенюк В. А., Тисовская А. С.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное качество учителя новой формации.

Осуществление оценивания качества образования требует определения степени (уровня) соответствия учебных достижений учащихся образовательным программам, общепринятым эталонам и требованиям, которые зафиксированные в нормативных документах [1]. По результатам обучения можно оценить эффективность педагогического процесса и достижения качества конечного продукта. Особое значение на сегодняшний день приобретает проблема качества школьного образования, что обусловлено разными подходами к обозначению понятия «качество» и критерии его оценки.

На государственном уровне качество образования на сегодняшний день – это соответствие (адекватность) принятым требованиям и нормам (стандартам). Также это понятие трактуют как достижение учащимися заданного (нормативного) уровня обучения. В итоге «качество» - комплексная характеристика, оценивать которую возможно через систему показателей.

В течении последних лет происходит активный процесс модернизации существующей системы информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе образования. Преобразования связаны с двумя векторами, определяющими развитие ситуации – это организация системы мониторинга и статистики образования и оценка состояния и развития образовательных систем для принятия управленческих решений на разных уровнях.

В современных условиях становится очевидным, что традиционные формы контроля за деятельностью учителя должны уступить место контролю и оценки результатов деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Любая оценка требует четкого обозначения её критериев – стандартов, норм, с которыми сравниваются полученные результаты. И такими нормами могут быть среднестатистические значения.

Г. Цизек приводит примеры стандартов, которыми оперируют в системе начального и среднего образования:

- стандарты содержания образования (content standards);

- стандарты демонстрации достижений (performance standards);

- стандарты ожидаемых (или конечных) результатов (delivery standards) [4].

Исходя из этих категорий образовательных стандартов, педагоги дискутируют о измерении образовательных достижений учащихся, которые концентрируются, в основном, в приделах стандартов демонстрации достижений.

По этому поводу М. М. Поташник отмечает, что «стандарты вне личностные и не для всех результатов образования можно сформировать стандарты» [3, с.73]. Ученый отмечает, что любое оценивание, осуществляемое человеком, носит как объективный, так и субъективный характер и предлагает повышать объективность через :

- обоснованность экспертами параметров;

- повышение компетентности тех, кто осуществляет оценивание;

- использование нескольких методик.

Для того, чтоб измерения были качественными, К. Корсак предлагает учитывать критерии:

- объективность: достижение этого требования возможно только максимальной стандартизацией его проведения и при условии объективности обработки данных и интерпретирования результатов;

- надежность – «уровень стойкости результатов, повторение их во время дополнительных измерений в стандартных условиях»;

- валидность: измерение первичных, а не вторичных признак, и должным образом соответствует полученным данным;

- точность: «определяет минимальную или систематическую ошибку, с которой можно провести измерение этим методом» [4].

На основании результатов измерения формируется оценочное суждение, которое является поводом для принятия управленческих решений по поводу организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, измерение является обязательным компонентом оценочной деятельности. Оценочная деятельность, как составляющая профессиональной педагогической деятельности, включает оценивание не только деятельности учащихся, но и оценивание собственной профессиональной деятельности и оценивание взаимодействия учащегося и учителя.

Литература

  1. Андресюк А. М., Тужик С. В. Качество образования как комплексная характеристика результатов работы школы / Андресюк А. М., Тужик С.В. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. - № 2. – С.49-53.

  2. Корсак К. Якість педагогічних вимірювань: нерозв’язана проблема // Освіта і управління. – 1999. – Т. З. - № 3 – С.121-130.

  3. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352с.

  4. Cizek G. J. Standards-Setting Gluidelines, University of Toledo, 2006. – p.13-19. – Режим доступу: http:// www.ncme.org/ pubs/ items/ Standard.pdf

Просмотров работы: 1193