ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды школьников – экологическая тропа, которая позволяет ему наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. На ней прочнее усваиваются эколого-географических знания и формируются умения, (Захлебный, Суравегина, 1984).

Практическое использование экологических троп позволяет создавать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы, безопасность не только нашего родного края, но и всей страны в целом. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т.е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой - задача экскурсоводов и проводников научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенных факторов, которые можно наблюдать по маршруту, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, и в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе, (Чижова, Петрова, Рыбаков, 1981).

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа и с разными возрастными группами, предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего возраста. Проложив экологическую тропу можно грамотно использовать земельный участок леса не далеко от школы в образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной безопасности, обеспечивая на современном уровне оздоровительную, рекреационную, учебно-просветительскую функции. Экологическая работа со школьниками может иметь разнообразные формы: экологические беседы; экскурсии; конкурсы; акции; трудовой десант; коллекционирование; экологические выставки и экспозиции; музеи; день (неделя) экологического творчества; праздники и фестивали; игры; сказки; инсценировки, театрализации и т. д., (Захлебный, 1986).

Мы рассмотрим одну из этих форм – экскурсию. Ее цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающей среде: рельефе местности, климатических условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: скалы, курумы; песчаные осыпи; речные долины.

Для примера рассмотрим экскурсию на экологической тропе в охранной зоне Висимского заповедника. Маршрут расположен к северу от заповедника и пролегает в районе Веселых гор, ранее очень популярном у туристов. Этот район интересен для двух- и трехдневных путешествий. К нему ведут хорошие подъездные пути, а внутри много лесовозных дорог. Здесь находится множество интересных вершин – Белая, Аблей, Боровая, Старик – Камень. Экскурсия начинается в поселке Лёвиха, куда экскурсантов привозят на автобусе. Здесь находятся шахты по добыче медной руды для Кировградского медеплавильного завода. Поэтому экскурсию логично начать с рассказа об истории края.

Медь на Урале добывали еще в XVII веке. Значительное развитие медная промышленность получила в царствование Петра I. Но тогда еще не знали о богатых месторождениях медно-колчедановых руд в районе современного Кировграда и разработка месторождений здесь началась только в XIX веке.

Наш маршрут начинается около узкоколейной дороги. Калатинская узкоколейная дорога является одной из старейших «горнозаводских» узкоколейных железных дорог Урала. Главная линия Калатинской узкоколейки пролегала по направлению г.Кировград – пос. Лёвиха. Двигаясь по ней мы сможем увидеть вершины гор Аблей и Острая. Гора Аблей находится в 4 км на запад от поселка. Ее склоны покрыты лесом, вершина двуглавая, высота горы составляет 524,1 м.

Далее на транспорте мы едем до реки Дикая Шайтанка. Шайтанка – название многих рек на Урале. На мансийском языке это звучит, как Йелпинг я – «Святая река». Отсюда двигаемся к подножью горы Старик Камень, высотой 755 м. по пути к ней продолжается рассказ о местном населении и их обычаях.

Вдоль Весёлых гор проходит условная граница двух частей света Европы и Азии. Она протянулась по водоразделу через горные вершины Белой, Поперечной, Кирюшкина-Камня, Билимбая, Голой, и Старика-Камня. Название горы Старик-камень может быть чисто русским по происхождению, так как олицетворение гор и скал, представление о них как об окаменевших древних людях — стариках и старухах — встречается у многих народов, в том числе и у русских. Однако оно может быть и переводом с языка манси, которые некогда жили в этих местах. (Матвеев, 2008).

С 1946 по 1951 год к югу от Весёлых гор находился Средне-Уральский заповедник по охране животного и растительного мира. Ещё в 1930-х годах в горах начались лесозаготовки, появилось много вырубок. Вследствие продолжавшихся в этом районе порубок общий вид лесов претерпел заметные изменения не в лучшую сторону. В 1971 году заповедник был восстановлен на меньшей площади и получил название Висимский. Для охраны природных комплексов заповедника создана охранная зона с режимом заказника. В настоящее время Висимский заповедник получил статус биосферного.

На территории Весёлых гор выявлено только два ландшафтных памятника природы областного значения, это горный массив Старик-Камень и гора Белая, где природные комплексы отчётливо выражены и отражают зональные особенности горной полосы Среднего Урала.

Подъем на вершину Старика-Камня начинаем по восточному склону. Этот склон в нижней и средней части был вырублен. В нижней части в настоящее время вырос густой и труднопроходимый вторичный лес. В средней части расположены обширные луга. На вершину горы ведет тропинка. Вершина плоско-выпуклая, на ней с севера на юг вытянута гряда скал, покрытых скальной растительностью. Высота скал достигает 25 метров, они разбиты на отдельности. Вершина занята средне-таёжной растительностью-ельником зеленомошно – черничниковым и высокотравным. С горы Старик хорошо просматриваются остальные вершины Веселых гор. В четырех километрах северо-восточное возвышается гора Голая; на севере, в 8-9 километрах от Старика, видны горы Широкая и Острая, (Марин, 1988).

После восхождения на гору на транспорте двигаемся по лесовозной дороге до пересечения с водоводом и выезжаем в г. Кировград. Экскурсия заканчивается в Музее природы Висимского заповедника.

Литература

  1. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания)- М.: Знание, 1986.

  2. Захлебный А.H., Суpавегина И.Т., 1984. Экологическое обpазование школьников во внеклассной pаботе. — М.: Пpосвещение. — 158 с.

  3. Марин Ю.Ф., Висимский заповедник. // Заповедники СССР. Заповедники европейской части РСФСР.I. - М., Мысль, 1988 г.

  4. Матвеев. А.К., Географические названия Урала: топонимический словарь. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008.- 352 с.

  5. Чижова В. П. Петрова Е. Г. Рыбаков А. В. Экологическое образование (учебные тропы)– Сб. “общество и природа” МГУ , 1981

Просмотров работы: 2090