ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономические условия современного мира, где человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности, актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Очень часто в повседневной жизни мы используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.

Духовность и нравственность в современной практике образования рассматривается как базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании молодёжи постиндустриального общества, по мнению учёных-психологов, является понятие «духовность».

В социальном контексте духовность рассматривается как «внутренний мир человека, проявляющийся в широте миропонимания, изяществе души, высоком сознании справедливости, милосердии и доброте к окружающим».

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Духовность может рассматриваться как ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ее нравственных абсолютов. В контексте компетентностного подхода под духовностью понимают высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности.

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

С христианской точки зрения духовность рассматривается как сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, воспитании, в поведении.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека» [4, с. 113-114]. Основой духовности являются высокие нравственные качества человека.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, нравственность представляет собой «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [3].

В психолого-педагогической литературе под нравственностью понимают особую форму общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого. На практике данное понятие трансформируется в нравственное сознание будущего педагога-психолога, под которым понимают особую форму нормативно-оценочного отражения нравственных отношений педагога-психолога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности, основанной на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия и готовности прийти на помощь. Следовательно, процесс формирования духовно-нравственного воспитания будет эффективным, по мнению многих педагогов, психологов, священнослужителей, если ввести в целостный образовательный процесс ВУЗов России предмет теологии.

Когда заходит речь о теологическом образовании, то обычно ожидается стандартный ответ: теология — это наука, предметом изучения которой является Бог и которая отражает элементы христианского вероучения с точки зрения и посредством научных методов. Но такой ответ при всей его верности не является исчерпывающим. Современная теология поднимает вопросы жизни как общества в целом, так и отдельного человека, рассматривая их целостно и системно, делая акцент на ценностную ориентацию и религиозное сознание человека. Поэтому теологическое образование связано с изучением обширного спектра предметов, с овладением всеми основными научными методами и существенным объемом познаний в самых разных областях человеческого знания.

Сегодня отношение в обществе к теологическому образованию, особенно в секуляризованном обществе, строится на основе множества мифов и устаревших стереотипов. Эти стереотипы вызваны отчасти идеологической зашоренностью, обусловленной воздействием агрессивной антирелигиозной пропаганды в европейских странах (особенно – в СССР и странах Восточной Европы) на протяжении многих десятилетий, а отчасти — тем, что сами преподаватели-теологи не всегда учитывают современные реалии в жизни общества и не стремятся преодолевать устаревшие стереотипы в открытой дискуссии. (неуверенна в этом абзаце )

28 ноября состоялось пленарное заседание патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Главными вопросами заседания стали:

  • мешает ли теология в светском вузе светскому характеру образования?

  • зачем нужны кафедры теологии?

  • какие основные проблемы сегодня стоят перед теологией в светских учебных заведениях?

В ходе выступления Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что речь идет не о внедрении Церкви в светское образование, а о социальном партнерстве Церкви и образовательных учреждений.

Действительно, теология позволяет не только взаимодействовать представителям разных конфессий, но и осуществлять духовно-нравственное становление личности студентов.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания молодежи?

По мнению философов, педагогов и психологов, духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни.

Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведет людей к духовной свободе.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание человека проявляется в его отношениях с другими людьми, в поведении и деятельности, в том числе и профессиональной.

Библиографический список:

  1. Аверинцев, С. С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание / С. С. Аверинцев // Этическая мысль. – М., 2012. - С. 370.

  2. Синенко, В. Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы / В. Я. Синенко // Семья, школа, церковь. - №13. – 2011.

  3. Словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова. - М., 1989.

  4. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Основы психологической антропологии / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Канон, 1996.

  5. Степанов, А. Б. Человек. Общество. Право. Учебник для 9классов общеобразовательной школы/ А. Б. Степанов. - Астана, 2011.

  6. Педагогический словарь / Под ред. Коджаспирова Г.М.- М., 2001

Просмотров работы: 2494