КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эмоции и чувства являются важной сферой психического развития человека, они играют немаловажную роль в определении качества его душевной жизни. Данной сфере психического развития посвящены фундаментальные труды H.H. Ланге, И.А. Сикорского, Н.Я. Грота и др. В настоящее время интерес к проблеме эмоций значительно возрос.В последнее время эмоциональная сфера становится предметом серьёзных теоретических обсуждений В.К. Вилюнас, А.Б. Орлов, Е.П. Ильин, . Это определяется тем, что сейчас в обществе отмечается фактор многочисленных нарушений и расстройств в эмоциональной сфере детей. В последние годы, по данным различных исследований, часто встречающимися отклонениями у детей является тревожность и страхи. (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, и др.).

В жизни тревожного ребёнка присутствует беспокойство, повышенная утомляемость, напряжённость, скованность, неуверенность, заниженная самооценка. Всё это ведёт к дальнейшему дисгармоничному развитию. Таким образом, одной из приоритетных задач работы психолога в дошкольном образовательном учреждении является помощь детям с симптомами тревожности.

В работахА. М. Прихожан, А. В. Микляевой, П. В. Румянцевой, Л. В. Пасечник предлагаются различные решения проблемы коррекции тревожности. Активно используется в настоящее время и является одним из эффективных средств такое направление как арт-терапия. Этому направлению посвящены работы O. A. Карабановой, М. В.Киселевой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Д. Коротковой, Л. Д. Мардер, Е. В. Свистуновой, А.Ю. Татаринцевой, Л. Д. Лебедевой и т. д.

Изначально искусство рассматривалось как способ развития эстетической стороны личности ребёнка. Однако, на сегодняшний момент появляется необходимость исследовать искусство с другой точки зрения и применять его не только для развития, формирования личности, но и для профилактики и коррекции отклонений в различных сферах личности ребёнка, сохранения здоровья детей.

Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. В основе арт-терапии – применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора. Она ориентируется на свойственный любому человеку на разных возрастных этапах внутренний потенциал, силы, самочувствие, делает упор на природное проявление эмоций, чувств, настроений. [1, с.2]

Существует большое количество видов арт-терапии. Это фототерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, цветотерапия, музыкальная, игровая, танцевальная терапия и т. д. Данные виды активно применяются в психологической практике.Применительно к детям дошкольного возраста с симптомами тревожности распространёнными видами коррекции являются сказкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, а так же куклотерапия.

Терапевтический эффект арт-терапии (игротерпии, изотерапии, куклотерапии) заключается в возможности для эмоционального, психомоторного самовыражения, развития способности эмоциональной саморегуляции. Занятия способствуют преодолению страха, скованности, застенчивости, напряжения.У ребёнка укрепляется уверенность в себе,самопринятие, развивается положительное отношение к себе, повышается самооценка, восстанавливается доверие к взрослым и сверстникам. При занятиях ребёнок может проигрывать те образцы поведения, которые не реализовывает в обычной жизни в силу личностных особенностей (быть смелым, ловким, храбрым, общительным ит.д).

Танцевальная терапия позволяет развивать у ребёнка приспособленность, чувство удовольствия и навыки группового взаимодействия, помогает преодолеть барьеры общения, умение выражать сильные эмоции, саморасслабляться. [4, с. 26].

Основные принципы арт-терапевтического взаимодействия с детьми при коррекции тревожности созвучны гуманистической теории воспитания:[2, с. 126]

- поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;

- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не обсуждать личность и характер самого ребенка;

- отмечать сдвиги в развитии посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

-не применять негативных оценочных суждений, отрицательного прогнозирования;

-не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;

-принимать и ободрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

В нашем исследовании тревожности старших дошкольников был подобран следующий диагностический инструментарий:тест тревожности (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен); детский апперцептивный тест (САТ) (Л. и С. Беллак); проективная методика «Несуществующее животное»; анкета по выявлению тревожности у детей (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №6» города Щёкино. В исследовании приняли участие 18 человек. 9 мальчиков и 9 девочек в возрасте 6 лет.

Анализ результатов методики Тест тревожности, (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен)позволяет утверждать, что для большинства испытуемых характерен средний уровень тревожности. Этот результат присущ 55% исследовательской группы. Для 45% исследовательской группы характерен высокий уровень тревожности.

Анализ результатов методики Детский апперцептивный тест (САТ) (Л. и С. Беллак) позволяет утверждать, что у большинства испытуемых (61 %) нормальное эмоциональное состояние, тревожность в незначительном проявлении. У таких детей нет сильно выраженной тревоги, страхов, фобий, внутриличностных конфликтов. У некоторых членов исследовательской группы (39 %) был отмечен более высокий уровень тревоги, наличие тревожности по сравнению с другими детьми. У таких детей наблюдаются повышенные страхи, внутриличностные конфликты.

При анализе результатов по методике «Несуществующее животное» было выявлено, что для большинства детей (67%) в целом характерно нормальное развитие эмоциональной сферы: не обнаружено существенных отклонений в эмоциональном развитии, признаков тревоги, скрытности, осторожности, улавливается открытость, дружелюбие и оптимизм. При анализе рисунков у 33 % детей выявлена тревожность, боязливость, неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Таким образом, рассмотренные аспекты арт-терапии при работе с детьми позволяют разработать программу для коррекции тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. А так же планируется и реализуется процесс консультирования родителей и воспитателей, который предполагает разработку и выдачу рекомендаций с целью снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми/ М. В Киселёва. - СПб.: Речь, 2008.-158 с.

  2. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

  3. Мардер, Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ Л. Д. Мардер .- М.: Генезис, 2007.-178 с.

  4. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, коррекция, рекомендации/ авт.-сост. Н. Ф. Иванова.-Волгоград: Учитель,2009.-191 с.

  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии"/ Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. -СПб.: Златоуст, 2005.-352 с.

Просмотров работы: 5692