Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации − все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости.
Межэтнические конфликтыпредставляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, конфронтацию двух или нескольких этносов. Межэтнические конфликты одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн [4].
Любой межэтнический конфликт носит уникальный характер. Межэтнические конфликты являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. За каждым международным конфликтом - трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могут подталкивать впоследствии на решения даже простых дел неправедными действиями [3].
Толчком к межэтническим конфликтам могут стать как общие, так и совершенно конкретные, "ситуативные" причины, восходящие к особенностям того или иного региона. Противоестественно и разуму, и человеческой природе видеть хотя бы малейший источник межнационального конфликта как заложенный изначально, "генетически" в тот или иной этнос, как его сущность.
Наличие противоречия - это условие возникновения конфликта, но не сам конфликт. Межэтнические конфликты могут разрешаться в конструктивной, либо в деструктивной форме. Если конструктивный путь является, прежде всего, поиском согласия взаимоприемлемых решений, то деструктивный путь означает применение угроз, давления, перехода к открытым вооруженным действиям между конфликтующими этносами.
Наиболее распространенными типами межэтнического конфликта, по мнению российских исследователей, являются [1]:
1) Государственно-правовой. В основе его лежит неудовлетворенность правовым статусом нации, не имеющей собственной государственности, или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству.
2) Этно-территориальный конфликт, который, как правило, имеет глубокие исторические корни. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий.
3) Этно-демографический конфликт, который возникает там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав "коренной нации", введение разного рода ограничений для "пришлых".
По мнению отечественных ученых, существуют следующие направления предупреждения и преодоления межнэтнических конфликтов [5]:
- раннее прогнозирование (знание ситуации даст возможность принять необходимые меры до того, как конфликт вызрел);
- оперативные решения наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат, организационно-политическая и разъяснительная работа;
- налаживание диалога противостоящих сторон, переговорного процесса, как правило, с участием нейтральной стороны;
- применение санкций - экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного, применения силы органами охраны общественного порядка;
- организация взаимовыгодного предпринимательства: строительства совместных предприятий, свободных экономических зон, зон совместной торговли, в целом - налаживание полнокровного экономического сотрудничества;
- создание инфраструктуры духовного сотрудничества, развитие туризма, спорта и пр.
Подростковый возраст традиционно характеризуется исследователями как этап переноса социального сознания во внутренний план, развития самосознания, актуализации потребности в личностном и социальном самоопределении (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). В связи с этим для подростка значимым становится осознание своей принадлежности к общностям разного уровня: социокультурной, гражданской, этнонациональной и т.д., в которых осуществляются идентификационные процессы, связанные с групповым членством [6].
Значительный вклад в изучение вопроса формирования культуры межэтнического общения в общеобразовательной среде в подростковом возрасте внесли такие исследователи, как И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Ю.С. Кимов, А. Мусукаев, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, В.К. Шаповалов, Б.Г. Жогин, Т.Ф. Маслова, И.А. Шоров.
Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно, в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, утвердить современную культуру. Диалог, культура межэтнического общения в поликультурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении [2].
Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, умение видеть в каждом человеке, будь то русский, чеченец или татарин, мусульманин или христианин, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, высокой духовности и морали. А это понимание есть результат культуры межэтнического общения.
В этом контексте поликультурное образование призвано сформировать у учащейся молодежи систему ценностей, связанных с реальностью модели мира; помочь им овладеть способами и навыками последовательной мыслительной деятельности в интеркультурной коммуникации; дать учащимся представление о них самих, смысле их существования, важнейших жизненных проблемах человека и человечества; сформировать личностные качества, необходимые человеку при его интеграции в иную культуру, навыки толерантного поведения в мультикультурном обществе.
Главной целью поликультурного образования является формирование человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и культурной интеграции.
Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что формирование культуры межэтнического общения в общеобразовательной среде - это учебно-воспитательной процесс, опирающийся на специфическое содержание и технологии образования, обеспечивающее приобретение обучающимися ценностей, знаний, норм, умений общения для их последующего применения в поликультурной среде. Развитие системы образования должно происходить с учетом, как культурных национальных особенностей, так и тех изменений, которые происходят в развитии общества.
Список литературы:
1. Глухова, А.В. Политическая конфликтология: между старыми и новыми походами / А.В. Глухова // Конфликтология – теория и практика. – 2003. - № 1. – С. 30 – 36.
2. Иванов, В. Межнациональные конфликты и конкретные механизмы их преодоления /В. Иванов // Конфликты и консенсус. – 1991. - № 1.
3. Карпова, Е.М. Поликультурность как фактор развития личности ребенка во временном объединении. // Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы. / Под ред. Н.Ф. Басова. Кострома, 2003.
4. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология /Г.И. Козырев. – М.: ИД «ФОРУМ – ИНФРА – М», 2008. – 432 с.
5. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций /В.Г. Крысько. – М.: Экзамен, 2002. – 448 с.
6.Кукушин, В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. Пособие для учителя / В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001, 404 с.