Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это те люди, которые всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе.
Актуальность и значимость проблемы формирования имиджа педагога в современных условиях развития образования и общества недооценить трудно. Современные дети и их родители довольно серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъект-субъектных отношений, когда личность, ее качества становятся основой взаимоотношений, особенно, на современном этапе, когда происходит снижение статуса преподавателя.
Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога. Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога – для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.
Для начала необходимо определить, что же собой представляет образ человека или его имидж. Так физический имидж – это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж – характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж – роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности. Эти направления переплетаются и образуют единое целое. [1, С. 54-59]
В. Н. Черепанова представляет следующее определение: «Имидж – это целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой». [4, С. 12-13]
А.Ю. Панасюк определяет имидж человека как мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей.
Таким образом, можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. Теперь необходимо понять, что является составляющими образа педагога или педагогического имиджа. Так, согласно А.А. Калюжному, «Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими». [2, С. 25-31]
«Педагогический словарь» дает определение имиджа преподавателя как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».
В узком смысле, имидж педагога – это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определённой манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через внешний облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога. Л.М. Митина в структуре имиджа профессионала выделяет внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее и нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность раскрывается через такие формы общения, как профессионализм, пластичность; выразительность и т.д. Эмоционально богатый педагог способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Несмотря на то, что человек является неповторимой индивидуальностью, у всех представителей педагогической профессии должны быть общие, специфические черты. Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но во все времена неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться, наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуиция, эмпатия, рефлексия и самоконтроль. Также в качестве основных компонентов образа педагога можно выделить такие составляющие, как педагогическая этика, педагогический этикет, визуальная привлекательность, личное обаяние педагога, вербальное и невербальное поведение, культура речи.
В создании образа педагога большую роль играет педагогическая этика, которая включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет, педагогическая совесть и педагогический такт.
Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения. Педагогический этикет проявляется в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение правил педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога среди учащихся, созданию благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствует установлению правильных взаимоотношений как с группой учащихся, так и с отдельными учащимися. Педагогу необходимо сдерживать свои отрицательные эмоции, у него не должно быть повышенного тона, несдержанности и мимики недовольства при выслушивании ответов.
Не менее важным компонентом является визуальная привлекательность педагога, выступающая первостепенной составляющей имиджа педагога. Облик педагога должен внушать уважение и доверие, выступать продолжением его достоинств. Каждый педагог должен приятно выглядеть. Важное значение здесь имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и аккуратная стрижка или укладка.
Личное обаяние педагога способствует формированию позитивного отношения учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Педагог может терять авторитет учащихся потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Таким образом, интерес к личности педагога выступает как средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.
Инструментом мощного воздействия на учащихся имеет лицо педагога, которое должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что всё происходящее на уроке интересно и важно учителю, а значит должно быть интересно и важно учащимся.
Также в формировании образа педагога важную роль играет вербальное поведение. От совершенства речи педагога зависит качество освоения учебного материала. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Учащиеся довольно чутки к речевым особенностям педагога. Поэтому владение речью выступает одной из важнейших профессиональных составляющих педагога, которая включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога должна отличаться внутренней силой, убежденностью, выражение мысли – ясностью, простотой.
Для восприятия педагога учащимися не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность. Также важны эмоциональная окрашенность речи, положительная оценка учащихся, похвала, которая стимулирует положительное отношение учащихся к себе, веру в свои силы.
Не менее важно невербальное поведение (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе, а поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.
Важной характеристикой личности педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнёра. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека. Позитивная Я-концепция педагога обеспечивает формирование у обучающихся чувства психологической защищённости и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважением со стороны педагога, способствует росту самооценки обучающихся, раскрытию их творческого потенциала.
В целом, качества, характеризующие образ «идеального» учителя, следует расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к образу учителя в современных условиях. Образ педагога включает в себя умение общаться, искусство говорить и, что немало важно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором педагог предстает перед людьми. Также для позитивного образа педагога имеет значение внешний вид, который должен быть опрятным, аккуратным и приятным.
Важно помнить, что профессия педагога связана с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательностью их образа, что обусловливает необходимость овладения технологией формирования и корректировки своего имиджа. Для педагогов это значимо потому, что важными инструментами их профессиональной деятельности являются общение и воздействие на людей. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге успешнее работает.Имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов и обучающихся в ней учеников. [3]
Список литературы:
Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. - М.: Синтон, 2005.- 305 с.
Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя. Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 5.
Татаринова Н.В. О понятии «Имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «Образ», «Репутация», «Стереотип». Грамота, - 2009. - № 2.
Черепанова В.Н. Педагогическая имиджелогия. - Тюмень: ТОГИРРО, 1998. - 296 с.