ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ПОМОЩЬЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизни человека общение играет важнейшую роль, так как позволяет человеку нормально развиваться и адаптироваться к жизни в социуме. Поэтому так важно изучать особенности общения на различных этапах развития человека.Мы считаем, что самым важным этапом развития навыков общения является старший школьный возраст. Значение процесса общения в старшем школьном возрасте трудно переоценить. От того, насколько эффективно будет складываться процесс общения со сверстниками, будет зависеть дальнейшее формирование личности старшеклассника. Сущность и значение общения рассматривалась различными учеными, как зарубежными, так и отечественными. Так, Леонтьев А.Н. считал, что общение – это определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Например, Ананьев Б.Г. считал, что важной характеристикой общения является то, что общение, как деятельность, является важным элементом строительства отношений с другими людьми.Левин К. рассматривал общение в старшем школьном возрасте с точки зрения социально-психологического явления. Он считал, что именно в этом возрасте происходят процессы расширения мировоззрения юношей и девушек, выбирается будущий круг общения и т.д.Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон) и психологи юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для старших школьников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.И у отечественных и зарубежных исследованиях в процессе обсуждения проблем общения, выявляются многие общие черты. Одной из них является признание того, что общение играет важную роль в формировании личности.

Рассмотрим ключевые понятия:

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Исследуя уровень коммуникативной компетентности у старшеклассников, мы применяли ряд методик: методика изучения потребности общения (ПО) и потребности достижения (ПД), методика КОС (коммуникативные и организаторские склонности), тест ДМО (диагностика межличностных отношений Л.Н. Собчик), а так же 16-ти факторный опросник Кетелла для описания широкой сферы индивидуально – личностных отношений школьников.

Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что старшеклассники имеют высокую потребность в общении, но испытывают ряд трудностей. Причинами тому могут являться целый ряд поведенческих факторов, а также личностные особенности ровесников, которые, обусловлены изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. Между тем, общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым.

Успешное усвоение и оптимизацию навыков общения у учащихся старших классов мы предлагаем проводить посредством ролевых игр. В ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.

Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей.Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

Изучениеособенностей ролевой игры как средства психологического воздействия и проблемы коммуникативной компетентности у старшеклассников позволили сделать вывод о том, что ролевая игра имеет ряд преимуществ для ее формирования: совершенствование речевых умений и навыков в различных ситуациях; совершенствование навыков общения, взаимодействия с партнерами; «ролевая игра» является репетицией, подготовкой к реальной жизни и работе, она помогает раскрыться замкнутым и застенчивым школьникам; удовольствие, которое школьники получают от ролевой игры и интерес ведет к эффективному усвоению коммуникативных умений и навыков.

Просмотров работы: 2737