В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с такой проблемой подростков, как тревожность. Подросток, попадая в ситуации дискомфорта, испытывает негативные переживания, которые, в свою очередь, вызывают тревожность. В психологической литературе можно увидеть самые разнообразные определения тревожности, но общего в них то, что ученые изучают ее дифференцированно – как личностную характеристику и как ситуативное состояние или явление.
По мнению А.М. Прихожан, «тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени», которое является переживанием эмоционального дискомфорта, предчувствием грозящей опасности, выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, важных при ситуативном переживании тревоги [5, с.11].
Р.С. Немовопределяет тревожность как «свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [6, с.681].
Тревожный подросток страдает повышенной неуверенностью в себе, беспокойством, напряженностью, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи. Боязнь неудачи у такого подростка доминирует над стремлением добиться успеха. Очень часто тревожность испытывают подростки, которые очень ответственно относятся к учебе, дисциплине, учатся в основном на «отлично». Эта ответственность перерастает в срывы, нарушения в психическом и физическом здоровье. Такие дети стремятся добиться успеха во всех сферах, но это мешает им правильно оценить свои успехи, порождая чувство напряженности и неудовлетворенности. Но тревожными могут быть и подростки с низкой успеваемостью. Они могут просто бояться выходить к доске, зная ответ, и отсюда вытекает проблема их неуспеваемости.
Подростку необходима помощь со стороны, и если он ее не получает, то дезорганизация поведения достигнет своего пика, что может породить ряд других проблем. Например, неадекватная самооценка, неврозы, неуспеваемость в школе и т.п. В работе с этими трудностями подростков необходимо использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала сказкотерапия. В буквальном смысле этот термин расшифровывается как «метод лечение сказками». Известный психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии, как о совокупности способов «передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека» [2]. Она определяет ее как некую воспитательную систему, сообразной внутренней картине мира человека.
На развитие метода сказкотерапии огромное влияние оказали работы Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского, исследования и опыт Б. Беттельхейма, К.Г. Юнга, М.Л. фон Франца, Ш. Коппа, идеи Э. Фромма, Э. Гарднера, Э. Берна, позитивная терапия притчами Н. Пезешкиана, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, работы И. Вачкова, Н. Сакович, А. Осиповой, Н. Киселевой.
Известный сказкотерапевт Андрей Гнездилов считает, что предметом сказкотерапии является «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы». Сказкотерапия является дверью к внутреннему миру подростку. Погружаясь в сказку, подростки, открыв в себе некие внутренние ресурсы, переключаются на события своей собственной жизни, осмысляют их и приступают к конструктивному социальному моделированию различных ситуаций [1].
А.А. Осипова выделяет различные формы работы со сказкой: использование сказки как метафоры; рисование по мотивам сказки;проигрывание эпизодов сказки; использование сказки как притчи-нравоучения; творческая работа по мотивам сказки: рассказывание, переписывание, сочинение сказок позволяют открыть творческую энергию воображения. Анализ сказок и обсуждение поведения и мотивов действий персонажа помогают изменить взгляды на жизненные ситуации, соприкоснуться с нравственными ценностями [3].
Сказки выполняют следующие три главные функции: диагностическую (позволяет выявить имеющийся арсенал жизненных стратегий, привычные модели поведения), терапевтическую (помогает добиться изменений в состоянии и поведении подростка), коррекционную (помогает ребенку осознать его собственные ошибки и смоделировать стратегии поведения). По мнению Н. Пезешкиана, сказки выполняют следующие коррекционные функции [4]: функция зеркала (сказки отражают внутреннюю картина мира человека); функция модели (сказки отражают различные проблемные ситуации и предоставляют возможные пути их решения); функция опосредования (сказка является посредником между воспитанником и психологом, что позволяет воспитаннику идти по пути меньшего сопротивления); функция хранения опыта (сказка создает в бессознательном запас знаний, опыта, силы, которые начинают действовать в повседневной жизни человека); функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития (сказка помогает прикоснуться к волшебству, открывает дверь детства и творчества); функция альтернативной концепции(сказка выступает альтернативной концепцией, предоставляя неоднозначную жизненную ситуацию для восприятия, которую он либо принимает, либо нет);функция изменения позиции (сказка помогает сформировать новый взгляд на какую-либо жизненную ситуацию).
Нами был проведен констатирующий эксперимент на выявление ярко выраженных проблем у детей в школе. Выборку исследования составили учащиеся 9 класса МОУ «Самарской средней общеобразовательной школы» Куркинского района Тульской области в количестве 12 человек: 7 девочек и 5 мальчиков в возрасте 14-15 лет. Исследование проводилось в ноябре 2012 года. Нами был рассмотрен такой показатель, как школьная тревожность на основе методики «Тест школьной тревожности Филлипса». Из общей выборки 58% учащихся класса имеют повышенную тревожность. Уровень тревожности был рассмотрен по 8 факторам: общая тревожность в школе (повышен у 33%); переживание социального стресса (повышен у 42% детей); фрустрация потребности в достижении успеха (повышен у 33% детей); страх самовыражения (повышен у 33% детей); страх ситуации проверки знаний (повышен у 75% детей); страх не соответствовать ожиданиям окружающих (повышен у 67% детей); низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (повышена у 8%); проблемы и страхи в отношениях с учителями (повышен у 42% детей).
Для примера сказкотерапевтической работы с тревожными подростками рассмотрим одну из возможных сказок, которую можно активно использовать в работе. Все знают и любят сказку «Дюймовочка». Эта сказка о маленькой девочке, которая не знает, чего хочет. Она проходит через ряд испытаний, столь тяжелых для нее. За Дюймовочку постоянно переживаешь, хочется ее защитить, уберечь, спасти. Но, не смотря на все трудности, она сохраняет свое доброе сердце, помогает ласточке. Бессознательно идентифицируя себя с Дюймовочкой, подросток может увидеть свои проблемы, неудачи и вовремя найти путь их конструктивного разрешения. Тем самым ребенок избавляется от чувства тревоги.
Проанализировав различные идеи Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.В. Гнездова, И.В. Вачкова, А.А. Осиповой и других ученых по проблеме применения сказкотерапии в работе с тревожными подростками, можно сделать вывод, что сказкотерапия – универсальный метод коррекционной работы с тревожностью. В сказках нет нравоучений, никто не говорит, как нужно делать, а как делать не стоит. Все моменты сказки естественны и логичны, вытекают один из другого. И тем самым, подросток воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в мире.
Список литературы
1. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) / А.В. Гнездилов. – СПб.: Речь, 2004. – 304 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика Сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с.
3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. М.: СФЕРА, 2009, 510 с.
4. Пезешкиан, Н. Творец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии: Пер. с нем./Общ.ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992. — 240 с.
5. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // «Психологическая наука и образование». - №2, 1998. – С.11-17.
6. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - Кн. 1:Общие основы психологии. - 4-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.