Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать вечной. Пока существуют люди, общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту. Выделим следующие основные типы и причины конфликтов у подростков:
- внутриличностный конфликт – возникает при низкой удовлетворенности друзьями, близкими, учебой, малой уверенностью в себе, а также в результате стресса;
- межличностный конфликт – возникает когда двое (как минимум) людей имеют разные взгляды на одно и тоже явление, в результате между ними происходит спор, конфликт;
- конфликт между личностью и группой – возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от групповой (например, весь класс ушел с урока, а один человек остался);
- межгрупповой конфликт – возникает из-за разных установок двух различных групп.
С чем связаны изменения в ребенке? Ведь еще вчера он был милым, очаровательным, послушным, а сегодня он в том «специфическом состоянии», которое принято называть «подростковый кризис».
В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Эти процессы оказывают воздействие как на самих подростков, так и на родителей. Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, вовсю проявляемая инициатива – это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью.
Отношения с родителями несут на себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор.
Очень много конфликтов происходит у подростка в семье. Как правило, внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение – все меняется.
Как же помочь подростку пережить «подростковый кризис»? Прежде всего не стоит забывать, что основой такого поведения является потребность обрести власть над своей жизнью, отделиться, стать независимым от взрослых. Также его уверенность, что он все сможет и все знает – иллюзия того, что он способен стать хозяином собственной жизни. Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете.
Также значимыми становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному. Одним из результатов конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Если конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующей стратегии:
- не нужно возлагать на подростка свои ожидания и не надо предъявлять ему много претензий;
- разделять чувства подростка – очень хороший момент, но не нужно перегибать палку, залезая глубоко в душу и наводя там порядок, постарайтесь подкорректировать его умение правильно оценивать проблему;
- предотвращайте самонаказание, не позволяйте ребенку стать затворником и, по возможности, вытаскивайте его из дома, не поощряйте его склонность к самообвинению;
- будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
подкрепляйте положительные качества подростка;
- стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
- если подросток начинает избегать вас и других людей, обращайтесь за профессиональной психологической помощью. Если мы сможем помочь подростку справиться с собственными внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу – это уже большая часть гарантии того, что он сможет справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.