МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Скорозинская А.В. 1
1Николаевский национальный аграрный университет, Николаев, Украина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. Современные требования к информационной базе управления предприятием выходят за существующие границы финансовых отчетов и требуют данных о социальных и экологических аспектах деятельности таких предприятий. Нефинансовая отчетность в Украине находится на этапе активного развития и имеет значительный незадействованный потенциал, несмотря на невысокий процент количества компаний, которые использывают в своей деятельсти социальную отчетность. Так как Украина находится на этапе построения социально ориентированной рыночной экономики, то данная проблема чрезвычайно актуальна для отечественных предприятий и обусловливает необходимость научного обоснования резервов и направлений дальнейшего развития нефинансовой отчетности для обеспечения социально ответственного поведения предприятия и бизнеса в целом.

Анализ последних исследований. Актуальность использования нефинансовой отчетности для современных предприятий широко раскрыта в трудах зарубежных исследователей, а именно: С. Дипиаза и Р. Экклза [1], А.Н. Козырева и В.Л. Макарова, C. Рида и Х.Д. Шойермана [1]. Формированию проблем нефинансовой отчетности посвятили свои работы ряд отечественных ученых: Т.В. Давидюк [5], О.М. Хамидова [4], Н.Н. Шигун [5], А.В. Черных и др.

Цель и методика исследования. Целью исследования является определение содержания и значения социальной отчетности в управлении предприятием и разработка рекомендаций по обеспечению составления социальной отчетности предприятий.

Результаты исследований. Нефинансовая отчетность (или отчетность по устойчивому развитию) – это документально оформленая совокупность данных коммерческой организации, отражающая среду существования компании, принципы и методы сотрудничества с группами влияния, результаты её деятельности в экономической, социальной и экологической сфере жизни общества.

По определению Глобальной инициативы по отчетности (GRI - Global Reporting Initiative) термин «отчетность по устойчивому развитию» означает отчетность, которая охватывает одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности организации.

Социальная отчетность касается вопросов стоимости бизнеса, а именно, таких ее аспектов, как репутация, лояльность потребителей, надежность. Составление такой отчетности играет важную роль в создании и продвижении бренда компании, и становится одним из инструментов открытости, подотчетности и улучшения деятельности организаций в контексте социальной ответственности. Нефинансовая отчетность помогает повысить качество как корпоративного управления, так и управления социальными и экологическими проектами, оценить деятельность компании по обеспечению ее устойчивого развития, уменьшить риски и улучшить репутацию, развить связи с заинтересованными сторонами, обменяться информацией на межкоопертивному и кооперативном уровнях, и сравнить их результативность.

Существует мнение, что нефинансовый отчет – это буклет, в котором собрана информация о достижениях предприятия вне производственной сферы. Но, большинство экспертов с этим не согласна, поскольку отчет должен отражать реальные факты и результаты деятельности предприятия не финансового характера. В таком отчете должна быть представлена ​​информация для клиентов, сотрудников, местной общины, партнеров, инвесторов и широкой общественности [2].

Подготовка социальной (нефинансовой) отчетности не может считаться одноразовым процессом, он должен быть постоянным, и включать в себя описание достигнутых результатов и планов.

Отчетность, как хозяйственная так и финансовая, должна применяться вместе с системой управления социальной ответственностью компании. Место нефинансовой отчетности в процессе управления социально-ответственным бизнесом можно определить благодаря модели управления социальной ответственностью (рис. 1). В этой модели определены пять этапов: внешняя диагностика - привлечение групп влияния к анализу, внутренняя диагностика - самодиагностика всех возможных нефинансовых рисков деятельности компании; утверждение и внедрение проектов и программ; представление отчетности, мониторинг.

5. Мониторинг

4. Представление нефинансовой отчетности

3. Утверждение и внедрение

Проектов и программ

2. Внутренняя диагностика

1. Внешняя

диагностика

Рис.1. Модель управления социальной ответственностью

Источник: сформировано автором с использованием [3, с. 27-32]

Обнародование нефинансового отчета является основной и начальной точкой коммуникации социально-ответственного бизнеса, а отзывы на отчет помогают в самодиагностике и самоанализе улучшений как процесса управления бизнесом, так и самого отчета в следующем отчетном периоде.

Теперь рассмотрим более подробно каждый из этапов модели управления социальной ответственностью.

Первым этапом является организация рабочей группы, которая будет заниматься разработкой нефинансовой отчетности. Основными функциями рабочей группы является координация взаимосвязи с заинтересованными сторонами и подготовка информации по основным сферам деятельности предприятия.

Вторым этапом подготовки отчета является планирование самого этого процесса. Специалисты, ответственные за составление отчета, должны определить его будущую возможную форму представления.

Третьим этапом подготовки социального отчета предприятия является взаимодействие с общественностью с целью выявления наиболее важных вопросов развития и отображения по ним соответствующей информации в социальном отчете. В рамках данного этапа, предприятие может использовать результаты опросов, консультаций и круглых столов, которые проводились в течение отчетного года.

Входной информацией для четвертого этапа подготовки социального отчета предприятия является определение его структуры и использования стандартов социальной отчетности. Их использование значительно облегчает процесс составления нефинансовой отчетности, так как они содержат стандартные элементы и показатели, разработанные различными группами заинтересованных сторон на международном уровне, и наиболее существенно отражают экономические, социальные и экологические результаты деятельности предприятия.

Общая структура социального отчета любой компании включает четыре основных элемента:

1) предоставление общих сведений о субъекте хозяйствования, основные достижения прошлого года;

2) обращение руководства компании с целью предоставления общих сведений и, возможно, для информирования о руководстве;

3) основная часть социального отчета;

4) заключительная часть отчета, содержащая сводные таблицы основных показателей за год и план дальнейшего развития [4, с. 367-375].

Основная часть социального отчета может включать следующие показатели:

- экология;

- образование;

- социальная защита / обеспечения;

- социально-экономическое развитие региона;

- культурное развитие региона;

- помощь депрессивным территориям;

- борьба с коррупцией;

- формирование культуры делового поведения;

- благотворительность;

- волонтерское движение;

- спорт [5, с. 173-178].

В настоящее время украинские компании выпускают социальные отчеты в свободной форме, раскрывают в них различные сферы социальной деятельности, акцентируют внимание потенциальных читателей отчета на тех направлениях деятельности в сфере социальной ответственности, в которых достигнуты положительные результаты, отражая всю полноту информации. При этом отсутствует четкая и стандартизированая форма социальной отчетности, что затрудняет возможность сопоставимости социальных отчетов компаний.

Финансовая отчетность является обязательным явлением в экономической жизни предприятий Украины, составление и раскрытие которой не требует от них дополнительных усилий. При этом, ряд аспектов социальной ответственности не находят своего достаточного отражения в нефинансовой отчетности украинских компаний. К таким аспектам относятся:

- информация о противодействии коррупции;

- информация об ответственности за качество продукции (информация о том, как компании рассматривают свою ответственность за качество продукции на протяжении всего жизненного цикла товара (в т.ч. сбор и утилизацию использованных товаров или упаковки), почти отсутствует));

- информация об ответственности за поставщиков по всей цепи поставок.

В Украине, на сегодняшний день, действует Центр развития корпоративной социальной ответственности, Сообщество социально ответственного бизнеса, консультативный совет по разработке Национальной концепции развития социальной ответственности бизнеса. Однако полностью отсутствуют государственные организации, которые анализировали бы и систематизировали отчетность предприятий в сфере корпоративной социальной ответственности. Кроме того, нет разработанной отечественной нормативно-праовой базы, позволяющей регулировать данные вопросы.

Выводы и предложения. Таким образом, можно определить выгоды, которые приносит нефинансовая отчетность, предприятиям, её составляющим:

- помогает определить эффективность управления программами экономического, социального влияния и влияния компании на окружающую среду;

- облегчает усилия управленцев в донесении стратегии социально-ответственного бизнеса работникам компании;

- позволяет улучшить репутацию компании на рынке, становится одним из инструментов структуризации диалога между компанией и группами влияния.

Библиография:

1. Дипиаза С. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества / С. Дипиаза , Р. Экклз . – М. : Альпина Габлишер , 2003 – 212 с.

2. Корпоративная социальная ответственность: модели и управленческая практика : учебник / под научной редакцией д.э.н., проф., засл. деятеля науки и техники Украины А. С. Редькина ). – М.: ООО «Письмо», 2011. – 480 с.

3. Слюсарева Л.В. Использование нефинансовой отчетности, как залог применения социально-этического маркетинга предприятиями Украины / Л. В. Слюсарева. – Вестник Сумского национального аграрного университета – 2012. – Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 3 (51). – С. 27-32.

4. Белоног Ю.С. Социальный отчет как составляющая корпоративной социальной ответственности бизнеса (на примере отечественных компаний) / Ю.С.Билоног // Современные общественные проблемы в измерении социологии управления: Сборник научных трудов ДонГУУ. Т. ХІІІ. Вып. 217. Серия «Социология». – Донецк : ДонГУУ 2012. – С. 367-375.

5. Шигун Н.Н. Корпоративная социальная отчетность как перспектива информирования о человеческом капитале отечественных компаний / Н. Н. Шигун, Т. В. Давидюк // Вестник Запорожского национального университета. – 2011. - № 1 (9 ) – С. 173-178.

Просмотров работы: 1774