ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Современная ситуация характеризуется оживлением интереса к семье. Ведь именно сейчас правительство, региональные и муниципальные власти, наконец-то стали пропагандировать образ «здоровой семьи», как основной ячейки общества. Это связано с нарастанием трудностей и проблем в современной семейной жизни.

История семейных отношений знает различные мотивы вступления в брак, кроме любви - это и решение политических проблем, и повышение социального статуса (например, вхождение в ту или иную привилегированную касту), и решение материальных проблем. Современные же браки основаны, главным образом, на свободном выборе супругов, не всегда опирающихся на любовные отношения, на личных чувствах.

Цель исследования: определить готовность студентов к семейно-брачным отношениям.

Объект исследования: семейно-брачные отношения студенческой молодежи.

Предмет исследования: психологическая готовность студентов к созданию семьи.

Задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ литературы;

  • Определить понятие семьи и брака, как малой социальной группы, изучить их функции, структуры и динамики;

  • Анализировать представления о мотивации вступления в брак; определить готовы ли студенты к семейной жизни;

  • Проанализировать результаты исследования, сформулировать основные выводы и рекомендации;

Наша курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Крепкая, здоровая семья - залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Устойчивость брачно-семейных отношений в современном мире приобретает особое значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях. В связи с этим готовность к браку, все чаще становится предметом исследовании психологов (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер и др.), педагогов (А.В. Мудрик, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Т.А Куликова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, О.С. Газман, С.Д. Поляков, И. П. Подласый и др.), социологов (А.С. Власенко, В.И.

Глава 1. Основные теоретические аспекты семейных отношений

  1.  
    1. Понятие семьи брака и брачных отношений

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета.

Для начала разберемся, что же такое малая социальная группа. В.А.Гаврилов, говорит, что для того, «чтобы определить понятие «малая социальная группа», надо выявить исходные, более или менее устойчивые признаки, существенные свойства малой группы, подведя бесконечно разнообразные социальные действия отдельных людей под критерий повторяемости». По его мнению, малая социальная группа характеризуется такими основными признаками: 1) это не случайное собрание лиц, а относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия группы лиц; 2) это такая форма социального объединения, когда члены данной группы в силу ее относительно небольшого состава взаимодействуют друг с другом лично; 3) это форма социального взаимодействия индивидов на основе объединения для совместного участия в определенной сфере социальной деятельности (экономической, политической, духовной, бытовой, в сфере досуга и т.д.), которому присуща известная общность ряда целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующее групповое действие. Такое определение представляется заслуживающим внимания. Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами, родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а видовым отличием - межличностные отношения, непосредственные контакты. К малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения и... семью.

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном развитии.

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова являются:

- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

- экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

- воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов сокружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

- хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

- эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

- функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

- функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

- сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:

- централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

- автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

- демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

- патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

- матриархальные, где наивысшим авторитетом и влияние используется мать.

- эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак — принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода — возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями, воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).

В нашей стране наибольшую "известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется.

Западный исследователь Р. Зидер основательно изучил этот феномен. Классическая фаза молодости между наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелостью теперь изменилась. Молодые люди достигают социокультурной зрелости задолго до того, как обретают экономическую независимость от родителей. С одной стороны, вступление в трудовую жизнь у молодых людей отодвинулось из-за удлинения срока школьного и университетского образования. С другой стороны, в более раннем возрасте «предпочтение» отдается возможности действовать и потреблять. «Постиндустриальное» общество благоприятствует раннему наступлению совершеннолетия – прежде всего в области потребления, а также в социальных и сексуальных отношениях, и отсрочивает наступление экономической самостоятельности. Компетентное участие молодых в потреблении делает их более зрелыми с социокультурной точки зрения, чем это было у предыдущих поколений. В период вступления в брак молодежь приходит, с одной стороны, с более высокой готовностью к жизненным экспериментам, с другой – ограниченной экономической независимостью. Итак, нынешние молодые люди остаются экономически полностью или частично зависимы от родителей; но ведут себя, по-видимому, независимее от нормативных представлений последних; особенно в социокультурной сфере.

Поэтому часто брачные отношения начинаются («случаются») вне родительского дома: родительский дом не подходит для экспериментирования. Перед молодым человеком стоит вопрос, как он будет жить за его стенами. Если в 60-е гг. все больше молодых «бежало» в брак (ранние браки), то с тех пор в молодежной среде утверждается все более выжидательная позиция по отношению к браку и семье. Концепция традиционного брака представляется в эти годы слишком тяжеловесной и обязывающей. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная одинокая жизнь и пр. являются развившимися к настоящему времени альтернативами. Р. Зидер полагает, что, по-видимому, они предлагают лучшие возможности для познания жизни и облегчают разрыв сложившихся отношений.

Рассмотрим отдельные формы семейно-брачных отношений.

1. Одиночество - это социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.

2. Незарегистрированное сожительство - отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак. В некоторых странах партнёры (в том числе, иногда и однополые партнёры), состоящие в незарегистированных брачных отношениях при определённых предусмотренных государством условиях имеют некоторый перечень прав и обязанностей друг перед другом. Некоторые страны (например, Франция) предлагают партнёрам, не желающим заключать брак, облегчённую форму брака в виде гражданского партнёрства — правового института, по статусу находящегося между незарегистрированным и зарегистрированным браком.

3. Сознательно бездетный брак - это, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей.

4. Повторные браки – вступление в новый брак. В повторном браке есть свои особенности. Выбор супруга осуществляется здраво, тщательно, с учетом достоинств и недостатков друг друга, совместимости интересов и потребностей. Мужчина и женщина не решатся на второй брак, если обнаружат у кандидата те же или сходные недостатки, что были у первого супруга. В основе второго брака лежит сознательная симпатия, а не эмоциональная восторженность, как при первом. Здесь практически можно избежать разочарования, ибо есть опыт оценки мужчин и женщин, есть возможность до заключения брака испытать друг друга на психологическую совместимость и эмоциональную удовлетворенность.

5. Открытый брак – это брак при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости открытых отношений — половых связей с другими людьми. Подобные сексуальные отношения не считаются адюльтером, по крайней мере, неофициально. Закон же не всегда принимает во внимание соглашения открытых браков, и тогда секс вне брака может быть признан адюльтером..

6. Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает (допускает) некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. В 1980 г. детей вне брака в нашей стране рождалось 10,8%, в 1990 г. – 14,6%, в 1991 г. – 15,1%, в 1992 г. – 16,6%, в 1993 г. – уже 18,4%. Непременно такая связь связана с ожиданием того, что отношения в первичной паре будут прерваны и из этой связи оформится новый брак. Как правило, такие связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют, человеку становится обременительно вести двойную игру. Удовлетворенность браком в первичной паре в таких ситуациях также невысок. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго (порядка 10 лет), вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.

7. Гомосексуальные пары в широком смысле – это один из видов сексуальности человека, складывающийся из гомосексуальной ориентации (сексуального влечения к лицам своего пола), гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) и гомосексуального поведения (сексуальной практики с лицами своего пола).

  1.  
    1. Студенческая семья как особый тип брачных отношений

Молодая семья, в том числе и студенческая - это особое состояние двух душ, когда верится, что завтра будет лучше, чем сегодня, что все трудности легко преодолимы, а счастье навеки. О том, насколько важна семья в жизни каждого человека, говорили еще древние мыслители. Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, преступление: «Пренебрегающий этой обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна». Главным назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых крепких детей рождают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55 лет. В книге «Психология современной семьи» Целуйко В.М. сказано, что современная моногамная семья насчитывает около 15 видов, одним из видов является студенческая семья, где оба супруга обучаются, и создается в зависимости от особых условий организации семейной жизни. Период «молодой семьи» выделяется с позиции множества проблем психологического и бытового характера. Как известно первые пять лет супружеской жизни самые трудные. Студенчество - это огромное число молодых людей. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах России, свидетельствуют о том, что в последнее время доля студентов, сожительствующих или вступивших в брак, возрастает. Этот процесс отражает общую тенденцию омоложения брака. Поскольку среди студентов обучается больше половины женщин, то вполне очевидным, что годы обучения совпадают у них с природной возрастной задачей - рождение и воспитание детей. Понятно потому и стремление создать семью в наиболее благоприятные для этого годы. Студенческая семья - довольно сложный и пока малоизученный объект исследований. Соответственно, литературы по данной теме немного, а имеющиеся в этой области исследования, как правило, относятся к концу 80-х. - началу 90-х гг. прошлого века. Нестабильность студенческих семей менее заметна, чем например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза. Известно, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь, в силу их юношеского возраста и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания. В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый автор выделяет свой "набор" наиболее значимых, с его точки зрения, мотивов. Любовь, как эмоциональная основа брачного союза, преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень "социального оптимизма" супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым. Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать "не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого". Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов. Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов. Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины. Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни. Отношение учёных к сожительству, воспроизводящему семейную модель, особенно среди молодёжи, неодинаково. Так, по заключению Левиной Л.В. и Левина А.И. сексуальная революция привела к эротизации брака, но одновременно и обесценила его - то, что общедоступно, не может стать предметом страсти. Наблюдается обесценивание близости, в неформальных браках супругов связывают только взаимные чувства и устный договор. Однако известный психолог и сексопатолог И.С. Кон оценивает сожительство не так однозначно. С одной стороны, в таких парах отношения не прочны, статус, с точки зрения общества, сомнителен и не обеспечивает защиты прав детей, родившихся в таких союзах, а также и имущественных и гражданских прав самих партнёров по сожительству. С другой стороны, он отмечает и положительные моменты: сожительство, в определённой мере, можно рассматривать и как обучающую семейной жизни модель, так как позволяет обрести начальный опыт совместной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в основной своей массе распадаются через 5 - 7 лет.Ценности большинства молодых пар: – дети, их здоровье благополучие; – любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны партнера; – материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия;– удовлетворенность сексуальной жизнью партнеров. – здоровье как свое собственное, так и другого партнера; – хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; – возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успехи карьера . Студенческая семья, это семья, которой присущи, в основном, все важнейшие аспекты брачных отношений молодых людей. Однако имеются и характерные только для них черты, такие кат:

– получение высшего образования, для дальнейшего трудоустройства и материального обеспечения себя и своей семьи; – особо обостренные сложности с нахождением подходящей работы, отсюда возникают проблемы с деньгами и жильем;

– на фоне сложностей в материальном плане возникает эмоциональное перенапряжение, что влечет за собой частые конфликты–отсутствие времени надосуг. Существуют объективные, психологические и социально бытовые проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены. По нашим опросам молодые супруги выделяют две проблемы: отсутствие собственного жилья и материальные трудности. Студенческие пары еще более уязвимы, так как оба супруга учатся и, как следствие, материально несостоятельны. Их стипендия невелика, а воз-можность заработка ограничена, так как большую часть времени отнимает учёба. Жить студенческие пары вынуждены либо у родителей, либо на съёмной квартире, что становится для них почти непосильной задачей в силу их материального положения. Отдельная же комната в общежитие для молодых супругов не предусмотрена. Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака. В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака. По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и женатых студентов разнообразно. Более трети выходцы из семей специалистов со средним и высшим образованием, чуть меньше из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-колхозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и девушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи. Вместе с тем следует заметить, что социальное происхождение все в меньшей степени играет роль при выборе брачного партнера. Распространение социально неоднородных семей свидетельствует о про-цессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классовый характер. Вместе с тем встречается определенная «плановость», стремление (прежде всего родителей девушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кругу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работников науки, культуры. Сохраняется она и в студенческой среде. В частности, исследование 1999 г. показало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различный уровень образования юноши и девушки препятствием для заключения брака. Наше студенчество характеризуется отсутствием национальных предрассудков при заключении брака. Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д.). Сейчас, однако, все реже возникает вопрос создавать времени в студенческие годы или нет. Итак, студенческая семья это особый тип брачных отношений, который, включая в себя характеристики других видов брачных отношений, имеет и свои собственные приметы, отличающие их от всех остальных, такие как социальное положение в обществе; любовь, как основной мотив вступления в брачные отношения; оба партнера являются студентами дневного отделения и это, отнимает большую часть времени, что влечет за собой обостренные сложности с деньгами и жильем; отсюда возникают негативные психологические состояния, что может повлечь за собой частые конфликты, а значит, есть риск распада только зародившейся семьи; как правило, дети дошкольного возраста или отсутствуют вообще. Так же мы выяснили, что готовность к браку - это система психологических характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак. Она включает в себя: физиологическую готовность к браку (спосность к репродуктивной функции); общеличностную готовность (необходимый уровень психического развития - психологическая зрелость). Рассмотрение различных теорий - Т.В. Андреевой, И.В. Гребенникова, В.А. Сысенко, А.Н. Сизанова, А.Адлера, Э. Фромма и др. - позволяет выделить разные виды готовности к браку: физическая зрелость, социально-нравственная готовность, этико-психологическая, мотивационная, психологическая и педагогическая готовности. В теории А. Адлера воспитание и выработка различных форм сопричастности к другому непосредственно связано как с сексуальным инстинктом, в целом, так и с сексуальным поведением, в частности. Э. Фромм, в свою очередь, разделял понятия «влюбленности» и «состояния любви» и считал, что благополучие брачных отношений зависит от любви. И так же, семья, которая, по его мнению, имеет функцию формирования социального характера у детей, а в дальнейшем характер развивается в общественной жизни, посредством адаптации к тем или иным общественным структурам.

Глава II. Экспериментальное исследование психологию семейных отношений

2.1 Методы исследования психологию семейных отношений

На базе АГПА и СКИБИИТа г. Армавира нами было проведено исследование по выявлению готовности студентов к семейным отношениям. Выборку составили 16 студентов социально-психологического факультета, по специальности психологи 3 курса, среди которых 15 девочек и 1 мальчик, и 15 студентов 13М, менеджмент 1 курса, среди которых 11 девочек и 4 мальчика.

№1Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда) (см. Приложение)

Тест предназначен для того, чтобы определить готовность к семейной жизни, юношей и девушек.

Назначение теста: Нужно внимательно прочитать и выбрать в каждой из десяти предложенных ниже ситуаций по одному из трех вариантов и подсчитать результаты в баллах по шкале оценок для каждого из трех вариантов.

№2. Текст опросник

С помощью этого теста вы узнаете, готовы ли вы к семейной жизни или вам не стоит торопиться в отношениях с вашим партнером.

Ответить на вопросы и утверждения. Отвечать надо быстро, без колебаний "да", "нет" или "иногда".

Результаты:

3ОпросникПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)

Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов-утверждений.

Инструкция: Перед вами высказывания о Вашем понимании своей половинки (или супруга). На эти вопросы можно ответить: "Да" (согласен, это так), "Нет" (не согласен, это не так) или выбрать ответ "Не знаю" (затрудняюсь сказать)».

2.2 Анализ результатов исследование психологической готовности студентов к семейной жизни

1Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда)

Ф.И. Учащихся

Баллы

 

Елена Б.

80 б

2

Анна В.

27 б

3

Лилия Д.

115 б

4

Анна П.

110 б

5

Татьяна М.

75 б

6

Алена Л.

50 б

7

Кристина Т.

85 б

8

Евгения М.

100 б

9

Анна Д.

105 б

10

Наталья К.

110 б

11

Сара Т.

115 б

12

Анна У.

108 б

13

Николай Ц.

45 б

14

Анастасия Щ.

108 б

15

Радамила К.

28 б

16

Юлю К.

21 б

Анализ таблицы свидетельствует о том, что большая часть группы (11 чел.) достаточно подготовлены к браку, у 4 студентов выявлено частичная готовность к браку, и одна студентка не готова к вступлению в брак.

№2. Текст опросник

Ф.И. Учащихся

Баллы

1

Лена Ч.

36 б

2

Елена П.

27 б

3

Екатерина К.

39 б

4

Ирина С.

35 б

5

Евгения К.

25 б

6

Надежда И.

21 б

7

Евгения Д.

38 б

8

Евгений К.

28 б

9

Илья Ч.

35 б

10

Наталья Ж.

22 б

11

Елена Ч.

40 б

12

Мария Г.

38 б

13

Дмитрий Г.

37 б

14

Мария З.

43 б

15

Виталий Р.

24 б

Анализ таблицы свидетельствует о том, что 3 студента полностью готовы к семейной жизни, большая часть группы (12 чел.) частично готовы к семейнной жизни, а студентов не готовых к вступлению в брак не оказалось.

3ОпросникПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)

Ф.И. Учащихся

Баллы

1

Елена Б.

13 понимание

2

Анна В.

17 эмоц. Притяжение

3

Лилия Д.

25 эмоц. Притяжение

4

Анна П.

34 авторитетность

5

Татьяна М.

15 понимание

6

Алена Л.

19 эмоц. Притяжение

7

Кристина Т.

28 эмоц. Притяжение

8

Евгения М.

14 понимание

9

Анна Д.

11 понимание

10

Наталья К.

24 эмоц. Притяжение

11

Сара Т.

15 понимание

12

Анна У.

25 эмоц. Притяжение

13

Николай Ц.

24 эмоц. Притяжение

14

Анастасия Щ.

35 авторитетность

15

Радамила К.

26 эмоц. притяжение

16

Юлю К.

9 понимание

Опросник ПЭА показал, что 6 человек с пониманием относятся к своим вторым половинкам, 8 человек имеют эмоциональное притяжение – оценивают привлекательность партнера, и 2 человека считают своих партнеров авторитетом.

На основании проведенного нами исследования, где мы выявляли готовность студентов к браку. Нами было исследовано 31 человек, в следствие чего мы пришли к таким результатам: 52% студентов достаточно подготовлены к семейной жизни, 45% студентов частично подготовлены к браку, и 3% вообще не готовы к браку.

Заключение Студенческая семья - это особый тип брачных отношений, который имеет общие характеристики с молодыми семьями, но в то же время отличается от них наличием большего количества социальных ролей и совмещением большего числа обязанностей. Специфика студенческого брака заключается и в особенной деятельности супругов - учебе, временности социального положения. В нашем исследовании под понятием «студенческая семья» предполагается союз, в котором оба партнёра - студенты дневного отделения высшего учебного заведения, то есть, гомогенный (однородный) по социальному положению мужа и жены. Это союз, в котором партнерам не более 22 лет, а стаж совместного проживания не превышает 2 лет. Детей в студенческих семьях либо нет, либо они совсем маленькие до двух годиков. Одной из сложнейших задач на пути формирования семьи является социально-психологическая готовность вступления в брачные отношения, осознание партнёрами своего социального статуса, переосмыслением системы ценностей из «Я - концепции» в «Мы - концепцию». Социально - нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, наличие образование, профессии, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Психологическая готовность к созданию семьи - это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитого чувства ответственности за каждого из членов семьи.Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.

Список литературы

1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права.

Актуальные проблемы поведения. -М , 2003.

2. Гребонников И.В., Кованько Л.В.- М., 2003, 271с.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.,2000 . 160с.

4. Афанасьева, А.В. Психология семейных отношений, -М.,2005.

5. Ковалев С.В. Психология современной семьи, -М., 2005.

6. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. -М., 2004.

7. Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. -М., 2006.

8. Сборник статей «Культура семейных отношений». М., 2005.

9. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. - М., 2006.

10. Сысенко В.А. Супружеские конфликты,- М., 2003.

11. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и

психология семейной жизни"- М.,2009.

12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. -М., 2008.

13. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.

14. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 2004.

15. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / Т.В. Андреева – СПб.; Речь, 2004.

16. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар/ Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой / Л. Берг-Кросс – М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

17. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. Пособие / Гаранина Е. Ю, Коноплева А.Н., Карабанова. С.Ф. – М.: Флинта: МПСИ, 2009.

18. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. / С.И. Голод – Спб.: Речь, 2002.

19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. / О.А. Карабанова – М.: Гардарики, 2005.

20. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2000.

21. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Лига, 2001.

22. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика /М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин — М.: ПЕР СЭ, 2007.

23. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании / Г. Навайтис – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

24. Николе М. Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы / Пер, с англ. О. Очкур, А. Шишко. — М.: Эксмо, 2004.

25. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н.Н. Обозов – СПб.: Облик, 2000

26. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 2001. №2 С. 98-101

27. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович – М.: Речь, 2006.

28. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии / А.В. Петровский, М. 2002.

29. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. [Текст] / Д.Я. Райгородский – Самара: БАХРАХ - М, 2002.

30. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие / Т.В. Румянцева - Спб.: Речь, 2006.

31. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.

32. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. -М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

33. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапии. Учебное пособие для врачей и психологов /Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская – Спб.: Речь, 2003.

Приложение.

Таблица №1Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда).

Типичные ситуации, варианты поведения.П В Н

I.У юноши (девушки) неприятности на работе:1) недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы;2) спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения;3) сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей:1) прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей;2) прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;3) прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программойIII. Совместные покупки, заготовка продуктов:1) дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;2) единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их;3) безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.IV. «Мне некогда, я работаю»:1) рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время – семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы;2) отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии;3) уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов:1) рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»;2) предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;3) рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была (был) бы очень рада (рад)».VI. Сексуальные отношения:1) сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения;2) сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение;3) половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.VII. Забота о потомстве:1) рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного».2) Желание иметь как можно больше детей;3) Желание иметь двоих-троих детей.VIII. Забота о воспитании детей:1) предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий;2) стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка;3) противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей.IX. Самосовершенствование в рамках семьи:1) забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции;2) развитие в старринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности;3) досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.X. Выбор и развитие коммуникабельности:1) импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции;2) главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»;3) стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью и себя лично.

Таблица №2Шкала оценок вариантов.Типичные ситуации.Выбранный вариант поведения, баллы.

Типичные ситуации. Выбранный вариант поведения, баллы.1 -5 10 152- 5 3 103- 10 5 34 -3 5 105 -10 15 56- 10 15 37 -5 15 108 -5 15 109 -10 5 310- 5 3 10 Ключ к тесту.

Сумма баллов от 70 до 120 свидетельствует о достаточной подготовленности к семейной жизни, 22-70 баллов – об удовлетворительной и ниже 22 баллов – о недостаточной подготовленности.

 

Просмотров работы: 14930