ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный человек живет в постоянно развивающемся и всегда куда то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений в процессе взаимодействия с ним. Человек стремится повлиять на тех, с кем общается и сам подвергается внешнему влиянию. Конечно, изменилось общество, изменились и цели и формы и даже масштабы влияния - сегодня психологическое влияние вездесуще. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.

Психологическое воздействие получает признание как занимающее особое место в системе психологических знаний и поиске надежных средств и методов управления психическими явлениями. От психологического воздействия требуют не объяснений, а действий, оптимизирующих ситуацию.

Каждый человек ежедневно (осознанно или неосознанно) в той или иной степени влияет на окружающих и сам является объектом многостороннего влияния. Всю историю психологической мысли можно трактовать как историю поисков ответа на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности психологического воздействия, как развитие взглядов и подходов к объяснению закономерностей и механизмов функционирования данного явления, а также объективных и субъективных условий и факторов, определяющих эффективность самого процесса. В качестве ключевых направлений психологического исследования, которые в истории психологии пытались брать на себя лидерство в разработке проблемы психологического воздействия, можно назвать: психологию познания людьми друг друга, психологию личности, психологию общения, психологию малых групп и коллективов.

Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы психологического воздействия привела к изучению различных ее аспектов (общих и частных) значительным числом отечественных и зарубежных исследователей.

Объектом исследования является психологическое воздействие в процессе общения студентов .

Предметом исследования является убеждения и внушения в процессе общения .

Цель данной работы: рассмотреть механизмы управления массовым сознанием и поведением (убеждение, заражение, подражание и внушение).

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть механизмы психологического воздействия, их понятия и особенности.

2. Провести исследование для выявления психологического воздействия в процессе общения .

Методы и методики исследования: в данной курсовой работе были использованы такие методы, как «Шкала манипулятивного отношения», «Шкала макиавеллизма личности» и тест на внушаемость .

Наша курсовая работа состоит из введения, двух глав ,заключения , списка литературы и приложения.

Проблема психологического воздействия в процессе общения рассматривается в трудах отечественных психологов (Агеев В.С., Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев А.А. Круглова Н.Г., Ломов Б.Ф., и др.).

Глава I. Теоретическая основа изучения психологического воздействия в процессе общения

1.1 Изучение убеждения и внушения в психологии

Термин «внушение», заимствованный из обыденной жизни и введенный первоначально в круг врачебной специальности под видом гипнотического или постгипнотического внушения, в настоящее время вместе с более близким изучением предмета получил более широкое значение. Дело в том, что действие внушения ничуть не связывается обязательным образом с особым состоянием душевной деятельности, известным под названием гипноза, как то доказывают случаи осуществления внушения, производимого в бодрственном состоянии. Более того - внушение, понимаемое в широком смысле слова, является одним из способов взаимодействия одного лица на другое даже при обыденных условиях жизни. В виду этого внушение служит важным фактором нашей общественной жизни и должно быть предметом изучения не одних только врачей, но и всех вообще лиц, изучающих условия общественной жизни и законы ее проявления. Здесь, во всяком случае, открывается одна из важных страниц общественной психологии, которая представляет собою обширное и мало еще разработанное поле научных исследований .

Внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется посредством вербальных и невербальных средств. Общаясь, люди постоянно воздействуют друг на друга, внушая или навязывая, друг другу свои мнения, оценки, настроения. Сила внушения увеличивается во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений), а также под влиянием целенаправленной рекламы, значимости передаваемой информации, авторитета говорящего. Особенностью внушения является его адресованность не к логике и разуму личности, не к её готовности мыслить и рассуждать, а к готовности внутренне принять передаваемые сведения, указываемые сведения. Внушение, отмечал Бехтерев, действует путём непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. По В. М. Бехтереву, внушение есть не что иное, как вторжение в сознание (или прививание к нему идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (религия, гипноз). Некоторое время в отечественной психологии, педагогике игнорировали внушение, как метод воспитания. Считалось, что внушение подавляет волю, снижает критичность мышления до слепой веры и только убеждением можно воспитывать сознательных идейных борцов. В то же время в психотерапии использование внушения в бодрствующем состоянии и в гипнозе имеет длительную историю, и показало значительную эффективность. Согласно концепции А. М. Сводяща, объясняющей механизм внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности. Из значительного количества обрушивающейся информации более сложная информация, подвергается логической переработке и оценке. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значимости. Благодаря этому, организм не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему либо не имеют отношения, либо несут несущественную или ложную информацию. Воздействие внушением заключается в организации и доведении до объекта информации в таком виде, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значимости и усваивалась без анализа. В процессе общения всегда имеет место внушение, когда наблюдается эффект первого впечатления, актуализируются стереотипы, предрассудки; возникают аффекты и неустойчивое психическое состояние участников общения; отмечается внешнее сходство ситуации, облика и поведения людей с прошлым опытом общения и состоянием. При внушении у личности, подвергающейся внушению, могут возникать определённые барьеры. Болгарский психотерапевт Г. Лозанов утверждает, что с возрастом у человека формируются три барьера: критическо-логический, интуитивно-эффектный и этический. Все, что не содержит впечатления добронамеренной логической выдержанности, доверия и чувства уверенности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается. В этой связи Г. Лозанов предлагает такие преодоления данных барьеров:1.авторитет источника воздействия,2. инфантилизация (создание атмосферы раскрепощенности, подлаживания, игривости, подобно той, что царит в детских играх),3.двуплановость (подключение дополнительных раздражителей: мимики, пантомимики, декорации),4. интонации,5.ритм,6.псевдопассивность (налаживание спокойного отношения, доверия к источнику информации, снятие страха перед возможной неудачей).

Внушение - это воздействие одного человека на другого, частично или полностью неосознаваемое. Внушение - подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая влияние на течение нервно - психических воздействий. Путём внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия, без логической переработки воспринимаемого. Внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению .

Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что - либо внушить на незнакомом ему языке. Часто, если один человек заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о вкусной пище вызывает усиленное выделение слюны. Слово может вызвать у человека не только такие относительно простые, но и сложные эмоциональные реакции. Радостное известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает улыбку.

Социально-психологический аспект явлений внушения В.Н. Куликов усматривает в связи со следующими его особенностями. Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации. Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности. В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывает внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения. В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально - психологические функции:

- содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;

- направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них .

Так же выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:

- психофизиологическое состояние субъекта (покой, релаксация, а также сильное эмоциональное возбуждение, стресс и т. д.);

- низкий уровень осведомлённости в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности;

- дефицит времени для принятия решения .

Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.

Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия .

Убеждение -это способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.

В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

Существуют следующие понятия о природе убеждения:

а) убеждения -это элемент системы представлений и взглядов человека, неотделимые от его опыта;

б) убеждения - это процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение установок под влиянием жизненного опыта;

в) убеждения - это способ сознательного и организованного идеологического и социально-психологического воздействия на психику человека .

Если результатом внушения является автоматическое поведение, то результатом убеждения является осознанное действие.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Для того чтобы убеждения как метод воздействия были наиболее эффективными, они должны отвечать следующим требованиям:

1. Содержание и форма убеждений должны соответствовать уровню возрастного развития личности.

2. Убеждения должны строиться с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

3. Убеждения должны быть последовательны, логичны, максимально доказательны.

4. Убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты - примеры.

5. Убеждая других, человек сам должен быть глубоко убежден.

Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.

Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение самой личности. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения, направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, на основании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественно интеллектуальным влиянием.

Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые использует субъект для достижения своей цели. Вместе с тем факторы, от которых зависит результативность убеждения, не исчерпываются особенностями аргументации. Американский психолог Д. Майерс предлагает рассматривать четыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает. Эффективность воздействия, таким образом, зависит от особенностей убеждающего субъекта, от содержания и формы убеждающего сообщения, способа его передачи, а также от особенностей аудитории, которой оно адресовано.

Существует два способа убеждения: прямой и косвенный.

Прямой способ убеждения - убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает все внимание на благоприятных аргументах. Убеждению лучше всего поддаются люди с аналитическим складом ума. Они полагаются не просто на привлекательность убеждающих обращений, но также и на свою когнитивную реакцию. Убедительны при этом не только сами аргументы, но и стимулируемые ими размышления. И когда эти размышления достаточно глубоки, любая вновь воспринятая установка имеет больше шансов выдержать атаки возражений и повлиять на дальнейшее поведение.

Косвенный способ убеждения - убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, и когда не нужно апеллировать к разуму. Этот способ воздействия использует намеки, которые склоняют к одобрению без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама сигарет просто связывает данный товар с представлениями о красоте и удовольствии или просто с красивой картинкой. Даже у аналитических натур предварительное мнение иногда формируется на основе косвенного убеждения, что говорит о том, что оба способа в большей или меньшей степени воздействуют на всю аудиторию.

Таким образом, убеждая человека, необходимо добиться того, чтобы он не только делал, как ему рекомендуют, но чтобы он захотел так сделать. Следовательно, цель убеждающего воздействия - это превратить свое желание в его желание. Для того чтобы партнер по общению захотел сделать так, как его убеждают необходимо сначала достичь с ним взаимопонимания. Надо сначала чтобы он понял, в чем его хотят убедить, что от него требуется, только тогда и создаются необходимые основы для принятия сказанного. Поэтому первым, начальным этапом убеждения должно стать достижение понимания .

1.2 Заражение и подражание как важные механизмы психологического воздействия

Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей.

Механизмы психического заражения уходят в глубины человеческой истории: ритуальные танцы членов первобытной общины. Целые народы могут быть подвержены массовым психозам - от спортивного массового азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм).

К психическому заражению предрасполагают примитивность, неразвитость личности. Люди, не способные разобраться в происходящем и принять самостоятельное решение, невольно ориентируются на действия окружающих.

Заражение характеризуется бессознательной подверженностью индивида определенному психическому состоянию. Эмоциональное воздействие заражения сводится к эффекту многократного взаимного накала страстей. При первых взрывах своего красноречия оратор передает каждому из слушателей половину своего волнения. Каждый из слушателей выразит это рукоплесканиями, усиленными в десятки раз. Таков механизм психического заражения на концертах популярных рок-групп. Заражение способствует сплочению масс .

Эффект психологического заражения зависит от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального статуса, степени взаимного доверия, а следовательно, и взаимной внушаемости. В то же время надо признать, что особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воли, коммуникативным умениям, артистизму и внешним данным.

Оратор, обладая большим речевым эмоциональным зарядом, передаёт своё психическое настроение аудитории, заставляя её реагировать на свою речь в нужном ему направлении. В этом - сопереживание оратора и слушателей, в этом надёжная связь между ними, лучшее усвоение информации слушателями.

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражения для возникновения "психических эпидемий" среди больших групп населения. К ним можно отнести повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения - важнейший компонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя .

Заражение - не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.

Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призыв партийного вожака, направляющего действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности .

Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого. Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и нелогическое, внутреннее и внешнее, подражание мода и подражание обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому .

Глава II. Эмпирическая часть изучения психологического воздействия в процессе общения

2.1Методы исследования психологического воздействия в процессе общения

Нами было проведено исследование для выявления психологического воздействия в процессе общения в г.Армавир у студентов 3 курса социально-психологического факультета .Выборку составили 15 девочек .

1 Шкала манипулятивного отношения

Сокращенное название методики: ШМО

Методика предназначена для оценки склонности человека к манипулированию другими, связанной с низкой способностью устанавливать зрелые отношения с окружающими.

Назначение теста: Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

• 5 – практически всегда;

• 4 – часто;

• 3 – иногда;

• 2 – случайно;

• 1 – очень редко.

Обработка и интерпретация результатов теста

Баллы суммируются.

• 80 баллов и больше – высокий показатель манипулятивного отношения;

• 60-80 баллов – средний показатель с тенденцией к высокому;

• 40-60 баллов – средний показатель с тенденцией к низкому;

• 40 баллов и меньше – низкий показатель.

2 Тест на внушаемость .

Инструкция к тесту

«Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг под другом пять цифр – 1, 2, 3, 4 и 5 – ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера, не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, – важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются.

Повторения заданий не будет; если вы не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее.

Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово "Пора!". Следом за этим словом немедленно диктуется следующее задание.

Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон.

Итак, внимание!»

Тестовый материал

1.Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь»; вообще любого писателя …

2.Напишите любую короткую фразу, например «лето наступило» (варианты…); вообще любую фразу …

3.Напишите название любого предмета, например «стол»; вообще любого предмета …

4.Изобразите любой предмет, например треугольник; вообще любой предмет …

5.Напишите любое число, например 9; вообще любое число …

Обработка и интерпретация результатов теста

Если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, ставится 4 балла.

Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера – ставится 3 балла.

Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла;

Совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу.

Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на три.

Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны:

15 – 30 баллов – пониженная внушаемость;

31 – 45 баллов – средняя внушаемость;

46 и более баллов – повышенная внушаемость.

3 Шкала макиавеллизма личности.

Макиавеллизм – качество личности, прямо скажем не самое лучшее, предполагающее такое поведение как эмоциональная холодность, цинизм и потребительское отношение к другим людям. Такого рода манипуляции действуют достаточно хитро. При использовании другого человека запускается его потребность в сотрудничестве и его желание быть хорошим в глазах окружающих.

Если рассмотреть обычный вид манипуляции, то это процесс, при котором манипулятор получает гораздо большее количество плюсов и выигрышей, нежели он получил бы в той же самой ситуации без привлечения такого нечестного способа.

Отсутствие такого качества, как макиавеллизм говорит о том, что человек обладает доверчивостью, потребностью в положительной оценке окружающими и даже застенчивостью.

Люди, демонстрирующие высокие показатели по Мак-шкале, при вступлении в контакт с другими склонны держаться эмоционально отчужденно, обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие к окружающим.

Такие субъекты в отличие от испытуемых с низкими показателями имеют более частые, но менее глубокие контакты со своими друзьями и соседями.

Высокий уровень макиавеллизма можно считать "синдромом эмоциональной холодности", потому что социальная отстраненность является основной характеристикой подобных людей.

Мак-шкале более коммуникабельны и убедительны независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут.

По сравнению с испытуемыми, получившими низкие оценки по шкале макиавеллизма, субъекты с высокими оценками более точны и честны в восприятии и понимании себя и других.

Важно отметить и то, что они обычно получают низкие оценки по методике социальной желательности.

В общении макиавеллисты, как правило, предметно ориентированы: в социальных взаимодействиях они более целеустремленны, конкурентоспособны и направлены, прежде всего, на достижение цели, а не на взаимодействие с партнерами.

Инструкция.

Перед Вами набор утверждений. Каждое утверждение представляет собой распространенное мнение и поэтому не может быть верным или неверным. Вероятно, Вы согласитесь с одними утверждениями и не согласитесь с другими. Внимательно прочитайте каждое высказывание. Затем отметьте степень Вашего согласия или несогласия с каждым мнением в бланке ответов. Старайтесь пореже отвечать «Затрудняюсь ответить».

Уровни выраженности личностного макиавеллизма:

· 20 - 59 - низкий уровень выраженности;

· 60 - 81 - средний уровень выраженности;

· 82-140 - высокий уровень выраженности личностного макиавеллизма.

2.2 Анализ результатов исследование психологического воздействия в процессе общения

1 Шкала манипулятивного отношения

№п/п

Результат в

баллах

Показатель манипулятивного отношения

1

73

Средний показатель с тенденцией к высокому.

2

46

Средний показатель с тенденцией к низкому .

3

50

Средний показатель с тенденцией к низкому .

4

31

Низкий.

5

83

Высокий .

6

25

Низкий .

7

55

Средний показатель с тенденцией к низкому .

8

71

Средний показатель с тенденцией к высокому .

9

85

Высокий .

10

81

Высокий.

11

67

Средний показатель с тенденцией к высокому.

12

30

Низкий .

13

46

Средний показатель с тенденцией к низкому.

14

88

Высокий .

15

86

Высокий.

В группе 16% - низкий показатель манипулятивного отношения

28%-средний показатель с тенденцией к низкому ,20-средний

показатель с тенденцией к высокому ,36%- высокий показатель

манипулятивного отношения .

2 Тест на внушаемость

№п/п

Результат в баллах

Степень внушаемости

1

29

Пониженная внушаемость

2

18

Пониженная внушаемость

3

15

Пониженная внушаемость

4

42

Средняя внушаемость

5

39

Средняя внушаемость

6

48

Повышенная внушаемость

7

20

Пониженная внушаемость

8

30

Пониженная внушаемость

9

33

Средняя внушаемость

10

45

Средняя внушаемость

11

40

Средняя внушаемость

12

22

Пониженная внушаемость

13

28

Пониженная внушаемость

14

41

Средняя внушаемость

15

44

Средняя внушаемость

В группе у 8 девочек пониженная внушаемость и у 7 средняя внушаемость ,как мы видим ни у одного человека нет повышенной внушаемости ,это очень хорошо .

3 Шкала макиавеллизма личности.

№ п/п

Результат в баллах

Уровни выраженности личностного макиавеллизма.

1

22

Низкий уровень выраженности.

2

40

Низкий уровень выраженности.

3

62

Средний уровень выраженности.

4

65

Средний уровень выраженности.

5

20

Низкий уровень выраженности.

6

59

Низкий уровень выраженности.

7

82

Высокий уровень выраженности личностного макиавеллизма.

8

58

Низкий уровень выраженности.

9

19

Низкий уровень выраженности.

10

39

Низкий уровень выраженности.

11

38

Низкий уровень выраженности.

12

42

Низкий уровень выраженности.

13

24

Низкий уровень выраженности.

14

44

Низкий уровень выраженности.

15

22

Низкий уровень выраженности.

У одного человека высокая уровень выраженности личностного макиавеллизма , у двоих средний уровень , в у остольных средний уровень выраженности .

Заключение

Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Пользуясь выражением А. А. Ухтомского, человек видит вокруг не людей, а своих двойников. Он проецирует на них свои взгляды, предубеждения, установки, то есть видит самое себя. Искажение восприятия партнера происходит потому, что таковы цели человека, или, по выражению Ухтомского, его доминанты: «Человек видит реальность такою, каковы его доминанты, то есть главенствующие направления его деятельности». «Доминанта на себя» рождает двойников, монологический (по Бахтину) тип общения с другим. Человек ведет монолог с самим собой, глядя в окружающих людей как в отражения своих недостатков, желаний, потребностей, чувств.

Отношению к другому человеку как к средству может быть противопоставлено отношение к нему как ценности. Изменение отношения, «доминанты», позволяет выйти на совершенно новый, невозможный для манипулятора, уровень общения, который в отечественной психологии получил название «диалог» (М. М. Бахтин), а в западной традиции — гуманистический тип общения (К. Роджерс). В диалогическом отношении происходит открытие человеком иной реальности, отличной от самого себя и своих проекций. Прежде всего — открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире и как следствие — открытие иных горизонтов окружающего мира. Мира, каким он выглядит в восприятии собеседника. Открывается возможность избавиться от двойника, которого Ухтомский определял как «бесконечное и навязчивое повторение в окружающем мире меня самого, моей собственной проекции, моего собственного надоевшего и абстрактного «я».

Таким образом, для порождения кардинальных личностных изменений в человеке и его когнитивной организации необходима внешняя стимуляция такой интенсивности и субъективной значимости, чтобы дисбалансировать его целостную аттитюдную систему. В практической работе с людьми для этой цели чаще всего используются уже упоминавшиеся приемы «иллюзивной» терапии, а также так называемые техники «катарсического» воздействия, вызывающие довольно сильные эмоциональные реакции у клиентов.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - с. 384

2. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его психологическое значение // Вопросы психологии. № 4, 2004.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2003. - с. 475

4. Битянова М.Р. Социальная психология.- М: 2004.- 106с.

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - с. 191

6. Бойко В.Г. Элементы внушения в лекционной пропаганде // Проблемы психологического воздействия: межвузовский сборник научных трудов. Иваново,- 2002.- 144с.

7. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.- М., 2003, -т. 3.

8. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. -М.: ЭКСМО, 2003.- 384с.

9. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. -СПб.: Питер, 2007.- 368с.

10. Зимбардо Ф., Ляйпе М.Социальное влияние.- СПб.: Питер, 2000.-448с.

11. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулирование поведения и взаимопонимание в межличностных отношениях // Вопросы психологии. -№ 6, 2002-.

12. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений.- Дубна: Феникс, 2002. -224с.

13. Кружкова О.В., Шахматова О.Н.Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах. -Екб.: изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2004.-130с.

14.КружковаО.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: учеб. пособ. для вузов. Екб.:- изд-во РГППУ, 2003.-168с.: ил.

15. Крысько В.Г. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2005.- 567с.

16. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российского потребителя // Вопросы психологии. -№ 3,2005.

17. Ловелле Р.П. психологическое воздействие как метод улучшения здоровья // Вопросы психологии.- № 6, 2000.

18. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. -СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004.- 512с.

19. Мединцев В.А. Диалогическое психологическое взаимодействие // Вопросы психологии.- № 5, 2005.

20. Науменко Т.В. Психологическое методы воздействия на массовые аудитории // Вопросы психологии.- № 6, 2003.

21. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. -М.: изд-во Института психотерапии, 2003-. 344с.

22. Психологический словарь / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика – Пресс, 2006-. 440с.

23. Психологический словарь / авт.-сост. Копорулина В.Н. Ростов-на-Дону: -Феникс, 2003.-640с.

24. Сидоренко Е.В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. -СПб.: РЕЧЬ, 2002-. 256 с.

25. Социальная психология: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая.- М.: Аспект-Пресс, 2007.-475 с.

26. Тадж Дж. Влияние взаимодействия и коммуникаций между сверстниками на их когнитивное развитие // Вопросы психологии.- № 1,2004.

27. Чалдини Р. Психология влияния.- СПб.: Питер, 2008-.272 с.

28. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособ. ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.- М.: ВЛАДОС. 2005.- 544с

Приложение

Методика №1 Шкала манипулятивного отношения

Тест

1. Большинство людей ответят грубостью на грубость.

2. Большинство людей не верят во что-либо новое до тех пор, пока не испытают это на себе.

3. Тот, кто полностью доверят другим людям, часто находится в затруднительном положении.

4. Большинство людей работают в полную силу только в том случае, если их заставляют это делать.

5. Даже самые отвратительные преступники имеют хоть капельку приличия.

6. Каждый нормальный человек будет бороться за то, что важно для него, даже если это будет стоить ему рабочего места (не задумываясь о последствиях).

7. Большинство людей не задумываются о том, что для них плохо, а что хорошо.

8. Некоторые самые блестящие люди обладают самыми отвратительными пороками.

9. Большинство людей намного легче забывают смерть своих родителей, чем потерю собственности.

10. Многие люди любят похвалиться, когда для этого нет достаточных оснований.

11. Большинству людей нравится преодолевать сложные ситуации.

12. Большинство людей отличаются храбростью.

13. Природа так создала человека, что он способен достичь меньше того, чем ему хотелось бы.

14. Самая большая разница между преступниками и другими людьми заключается в том, что преступники были настолько глупы, что дали себя поймать.

15. Наилучший способ поладить с людьми – говорить им то, что они хотели бы услышать.

16. Более безопасно помнить о том, что люди имеют пороки, которые проявляются в самых неожиданных ситуациях.

17. По природе своей люди добры.

18. Неверно считать, что в мире каждую минуту рождаются подлецы.

19. Для человеческой природы характерно поступать только с выгодой для себя.

20. Большинство людей удовлетворяются тем, что похоже на правду, но не является таковой.

Обработка и интерпретация результатов теста

Баллы суммируются.

Методика №3 Шкала макиавеллизма личности

Вопросы.

1.Открывать другим истинную причину своих действий нужно только в том случае, если это полезно для тебя.

1. Полностью согласен.

2.Согласен.

3.Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5.Скорее не согласен, чем согласен.

6.Не согласен.

7.Совершенно не согласен.

2Лучший способ получать от людей, что тебе надо - говорить им то, что они хотят услышать.

1.Полностью согласен.

2.Согласен.

3.Скорее согласен, чем не согласен.

4.Затрудняюсь ответить.

5.Скорее не согласен, чем согласен.

6.Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

3.Человек должен делать что-либо, только если он уверен, что это морально оправданно, то есть правильно с нравственной точки зрения.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

4.Большинство людей, в сущности, хорошие и добрые.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

5.В общем-то, все люди порочны, и когда-нибудь это обязательно проявляется.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

6. Честность - лучшая политика в любых ситуациях.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

7.Нельзя оправдывать человека, который для достижения личных целей лжет другому.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

8. В общем-то, люди не хотят работать в полную силу без принуждения со стороны.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

9. Лучше занимать скромное положение и быть честным, чем быть влиятельным и нечестным.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

10. Когда просишь кого-либо сделать что-то для тебя, лучше сказать о настоящей причине, по которой тебе это необходимо, чем придумывать более веские аргументы.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

11. Большинство из тех, кто достиг высокого положения в обществе, являются порядочными и безупречными в нравственном отношении людьми.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

12. Человек, полностью доверяющий кому-то другому, напрашивается на неприятности.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

13. Большинство преступников отличается от остальных людей в основном тем, что преступники недостаточно умны, и поэтому они попадаются.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

14. Большинство людей - смелые.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

15.Льстить нужным людям - значит проявлять мудрость.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

16. Можно быть человеком хорошим во всех отношениях.

.1 Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

17. Ошибаются те, кто считает, что большинство людей являются простаками, которых легко обвести вокруг пальца.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

18. Для того, кто хочет сделать карьеру, главное - не хорошо работать, а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

19. Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

20.Большинство людей легче забывают о смерти собственных родителей, чем о потере своей собственности.

1. Полностью согласен.

2. Согласен.

3. Скорее согласен, чем не согласен.

4. Затрудняюсь ответить.

5. Скорее не согласен, чем согласен.

6. Не согласен.

7. Совершенно не согласен.

 

Просмотров работы: 9690