ТРАНСФОРМАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТ-СТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТРАНСФОРМАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТ-СТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Воронина О.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход России к рыночной экономике в начале девяностых годов вызвал необходимость реформирования бухгалтерского учета в стране. Система отечественного бухгалтерского учета трансформируется, отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета. Этот процесс напрямую связан с расширением деловых связей России в мировом хозяйстве, растущей актуальностью общего понимания данных отечественной финансовой отчетности иностранными пользователями.

В настоящее время национальные стандарты бухгалтерского учета формируются под влиянием общего экономического положения в стране, структуры и источников финансирования предприятий, запросов пользователей финансовых отчетностей

Важнейшей тенденцией в развитии современных отечественных предприятий является рост и усиление значимости крупных корпоративных структур, перечень и содержание отчетных показателей которые приближаются к международным стандартам.

В условиях рыночных отношений нормальное функционирование конкурентного рынка капитала возможно только при условии, что его участники обеспечены достоверной качественной информацией об объектах инвестиций. Основным источником такой информации является бухгалтерский учет, а точнее, бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций. За последние полвека в мировой практике бухгалтерского учета формировались такие требования к финансовой отчетности, которые делают ее максимально полезной и удобной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей. МСФО стали тем инструментом, с помощью которого эти требования формализуются с начала 70-х годов прошлого века. К сегодняшнему дню МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений.

Понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» включает совокупность следующих документов:

- Концепция финансовой отчетности,

- Стандарты (IAS, IFRS),

- Интерпретации Стандартов (SIC, IFRIC).

Концепция финансовой отчетности (The Conceptual Framework for Financial Reporting) определяет цели финансовой отчетности, качественные характеристики информации, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и концепций поддержания капитала.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Они не регламентируют ни план счетов, ни бухгалтерские проводки, ни формы первичных документов и учетных регистров.

Также следует понимать различия между правилами ведения учета и правилами составления и представления отчетности. Существуют стандарты, которые действительно говорят о составлении и представлении отчетности, но есть и такие, в которых написано, что их цель - установить порядок учета тех или иных активов или обязательств.

Интерпретации Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards) разъясняют положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения.

Международные стандарты являются основой разработки нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в нашей стране. Нацеленность отечественной системы регулирования бухгалтерского учета на МСФО обозначилась еще на заре рыночных реформ. Это направление нашло официальное закрепление в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283). Ее реализация называлась в качестве цели принятия положений по бухгалтерскому учету непосредственно в текстах приказов об их утверждении и введении в действие. Иными словами, МСФО уже давно упоминаются в текстах нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет. За прошедшее время в России было утверждено двадцать новых положений и десяток методических указаний по бухгалтерскому учету, ориентированных на требования МСФО, введен новый план счетов, пересмотрены нормы гражданского, налогового, таможенного законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 года № 283, предполагается создание системы национальных российских стандартов:

1) подлежащих взаимоувязке с международными стандартами финансовой отчетности, непротиворечащих им;

2) ориентированных на внешних пользователей и в основном на инвесторов;

3) переориентированных с регулирования бухгалтерского учета на регулирование бухгалтерской отчетности;

4) сопоставимых с системами налогообложения российской федерации;

5) создаваемых с привлечением к реформе и к созданию нормативной правовой базы профессиональных международных организаций и профессиональных российских организаций.

Первая задача в настоящее время выполнена, что отражено в «Заключениях по результатам экспертизы применимости МСФО и РМСФО на территории РФ», созданных Фондом НСФО от 10.10.2011 г., от 22.10.2011 г., в соответствии с Постановлением № 107, уполномоченного Министерством Финансов Российской Федерации, что отражено в Информационном сообщении от 21.07.2011 года.

Вторая задача в настоящее время выполняется, в том числе и путем реформу РСБУ к МСФО, так как одной из двух целей МСФО является раскрытие информации, что позволяет внешним пользователям анализировать показатели отчетности.

Третья задача находится в процессе усовершенствования в РСБУ.

Четвертая задача не выполняется, наоборот, в настоящее время применяемые системы налогообложения по многим показателям не совместимы с бухгалтерским учетом. По моему мнению, совмещения и сопоставления не должно происходить, так как бухгалтерский учет – это прикладная экономическая наука, а налогообложение – это не наука, а система требований и форм по пополнению казны государства имуществом налогоплательщиков, существующая на основании нормативной правовой базы и не имеющая перспективных функций.

Пятая задача в Российской Федерации не выполняется, РСБУ базируется на основании НПА, создаваемых, законодательно.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) законодательно введены в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.11 № 160н. Введены в действие 63 документа МСФО. Это полный комплект международных стандартов и их разъяснений, действующих в отношении финансовой отчетности за 2012 г.

Введение международных стандартов финансовой отчетности является важнейшим шагом обеспечения информационной инфраструктуры рынка капитала в России, создания благоприятного инвестиционного климата и, соответственно, экономического роста.

По состоянию на 30.04.2012 года Министерством Финансов Российской Федерации признаны к применению на территории РФ 29 Международных Стандартов Финансовой Отчетности (IAS) (с 1 по 41, кроме 3, 4, 5, 6, 9, 13, 14, 15, 22, 25, 30, 35), 8 Международных Стандарта Финансовой Отчетности (IFRS) (с 1 по 8), 10 Разъяснений ПКР (SIC), 16 Разъяснений КРМФО (IFRIC).

Законодательной основой принятия МСФО в России стал Федеральный закон от 27.07.10 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". В силу этого закона общественно значимые российские организации должны готовить, аудировать, представлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, которая должна быть составлена в соответствии с МСФО.

Во исполнение Закона о консолидированной финансовой отчетности постановлением Правительства РФ от 25.02.11 № 107 утверждено Положение, в котором детально расписан механизм признания МСФО для применения на территории нашей страны. При разработке этого механизма использовался опыт принятия МСФО в других неанглоязычных странах, в частности, в Европейском союзе.

Федеральный закон о консолидированной финансовой отчетности распространяется на все кредитные и страховые организации, а также на иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах. Пока этим и исчерпывается круг "общественно значимых" российских организаций, обязанных отчитываться по МСФО. В будущем возможно его расширение за счет открытых акционерных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов и др

Организации, на которые распространяется закон, должны составить первую отчетность по МСФО за 2012 г. Таким образом, в начале 2013 г. можно будет увидеть первую "официальную" финансовую отчетность по МСФО, составленную по требованиям российского законодательства.

Однако, ряду организаций закон дает трехлетнюю отсрочку — позволяет составить первую отчетность по МСФО лишь за 2015 г. Это те, кто до сих пор уже составлял консолидированную финансовую отчетность по иным международно-признанным правилам, таким как US GAAP, а также те, кто на организованных торгах котирует лишь облигации.

Сейчас еще нельзя утверждать, что Россия полностью перешла на МСФО. Требование о составлении, представлении и публикации финансовой отчетности по международным стандартам распространяется лишь на часть организаций, причем оно ограничено только применением в отношении консолидированной отчетности. В то же время именно консолидированная отчетность котирующихся компаний, а также банков и страховщиков — это тот продукт, который на рынке востребован инвесторами в первую очередь. Для составления именно этой отчетности применение МСФО имеет принципиальное значение.

За компаниями, попавшими в сферу действия Закона о консолидированной финансовой отчетности, сохраняется обязанность представления обычной отчетности юридического лица в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.

Дело в том, что консолидированная отчетность котирующихся компаний имеет узкое применение — только для принятия инвестиционных решений. Она не затрагивает то множество сфер общественных отношений, которых касается бухгалтерская отчетность организаций, составляемая сейчас по российским правилам. Поэтому составление консолидированной отчетности листинговыми компаниями непосредственно по МСФО может служить своеобразной опытной площадкой по применению документов, разработанных не в России. Этот опыт можно впоследствии использовать для разработки нормативных механизмов применения международных документов и в отношении неконсолидированной отчетности, после того как бухгалтерские стандарты будут полностью гармонизированы. В случае реализации указанных мер переход на международные стандарты можно завершить гармонично и безболезненно.

В настоящее время некоторые положения по бухгалтерскому учету содержат прямые ссылки на МСФО для решения отдельных вопросов. Например, п. 22 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" и п. 20 ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" предписывают применять МСФО в вопросах обесценения внеоборотных активов, регулируемых этими положениями.

Наиболее важная, можно сказать фундаментальная, ссылка на МСФО содержится в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". В соответствии с п. 7 этого документа, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из норм ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Применение других ПБУ ограничено аналогичными или связанными фактами. В большинстве случаев в учете неурегулированных ситуаций придется обращаться к МСФО. Следует обратить внимание на то, что приведенная норма не просто разрешает, а предписывает обращаться к МСФО. Иными словами, российские организации должны применять правила МСФО во всех случаях, не урегулированных ПБУ.

В этой связи значение официального введения МСФО в России выходит далеко за пределы сферы применения одного лишь Закона о консолидированной финансовой отчетности. Появилась возможность официально обращаться к МСФО для любых целей. Отметим, что приказ Минфина России от 25.11.11 № 160н не содержит ограничений сферы применения вводимых им МСФО.

По причине отсутствия официального текста МСФО на русском языке норма п. 7 ПБУ 1/2008 до сих пор оставалась фактически "мертвой". Теперь открываются возможности для ее реализации. На требование применять МСФО в ситуациях, не урегулированных РПБУ, теперь вынуждены обратить внимание даже те, кто до сих пор его не замечал или не хотел замечать. МСФО становятся неотъемлемой частью учет- . ной политики по РПБУ.

Значение этого факта сложно переоценить. Фактическая учетная политика российских организаций сегодня стала главным камнем преткновения российской бухгалтерской реформы. Именно в области фактической учетной политики, а не в требованиях российских нормативных правовых актов, следует искать основные причины несоответствий бухгалтерской отчетности российских организаций с требованиями МСФО

Первые ПБУ, выпускавшиеся в конце 90-х годов, лишь отдаленно напоминали МСФО, но со временем это сходство неизменно усиливалось. Так, недавно выпущенное ПБУ 24/2011 во всех существенных аспектах соответствует МСФО (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых" (Exploration for and eva¬luation of mineral resources).

Все ПБУ принимались с целью приведения российского учета в соответствие с международными стандартами, поэтому почти все они являются в той или иной степени аналогами МСФО. Во многих случаях текст международных стандартов воспроизводится в российских ПБУ почти буквально. Из года в год в ПБУ вносятся поправки, которые делают их все ближе и ближе к МСФО. Каждое новое ПБУ, или новая редакция ПБУ, или даже отдельные поправки к ним являют собой очередной шаг к сближению с МСФО.

На пути сближения с МСФО российские ПБУ ушли вперед по сравнению с практикой бухгалтерского учета, и теперь задача ликвидации разрыва между требованиями нормативных правовых актов и их практическим воплощением вышла на первый план. В этой связи последние изменения нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету нацелены не столько на установление новых правил, сколько на уточнение уже существующих. Основной задачей изменений стало заставить работать на практике то, что до сих пор давало сбои.

Все недавние нормативные документы по бухгалтерскому учету объединяет одно — направленность на реализацию требований МСФО. Она остается неизменной все последние годы и не поменяется в обозримой перспективе. Такая определенность вектора развития нормативной базы дает возможность организациям заранее настраивать свои учетные системы, поскольку теперь тексты МСФО стали частью российского правового поля.

Наступивший 2012 г. может ознаменоваться новыми изменениями ПБУ. Что собой будут представлять указанные новшества в содержательном отношении, узнать несложно. Достаточно обратиться к соответствующим аналогам МСФО. Мало того, подавляющее большинство готовящихся новых требований может быть реализовано в учетной политике российских организаций уже сегодня в условиях имеющейся нормативной базы. Ориентируясь на МСФО, организация может сформировать такую учетную политику, которая будет гармонировать с последующими изменениями ПБУ. Эти изменения не будут приводить к необходимости каждый раз перестраивать учетные системы, а будут лишь подтверждать правильность уже выбранных организацией подходов к отражению тех или иных хозяйственных ситуаций.

В этой связи появление официальных МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета, превращения его в эффективный инструмент создания качественной, полезной и востребованной информации

Проблемы адаптации МСФО в России

Все организации в России можно поделить на 2 категории: компании с прозрачным управлением и финансовой отчетностью и компании, у которых корпоративное управление только набирает обороты. Конечно, применение МСФО в первой категории произойдет быстрее и проще, чем во второй.

МСФО приводят корпоративное управление, финансовый менеджмент к одному формату, который может быть принят бизнес-сообществом в любой стране мира.

Это можно сравнить со вступлением России в ВТО. Медленными, но верными шагами Россия достигла все-таки своей цели, хотя были и остаются как противники вступления, так и сторонники. Но, в любом случае, Россия является частью мировой экономики, поэтому и необходимо стремиться к интернациональным единым стандартам и требованиям.

Сложность перехода на МСФО в России заключается в том, что МСФО составляются зарубежным комитетом в Великобритании. Наша правовая база меняется нашими законодателями, изменения же Комитета по МСФО должны будут автоматически приняты российским законодательством, что ставит Россию в полную зависимость от решений британского органа. И даже в случае принятия, будет иметь место временное отставание, так как существует определенный временной лаг между утверждением изменений Комитетом по МСФО и утверждением новых требований в национальном законодательстве.

При переходе на МСФО компании приобретут иностранные инвестиции, высокую информативность отчетности и полезность для пользователей. Также это необходимо для дочерних компаний с иностранным капиталом для включения трансформированной финансовой отчетности в консолидированную отчетность материнских компаний.

Иностранные инвесторы зачастую побаиваются и не готовы всерьез прийти на российский рынок, пока не увидят улучшений в части корпоративной прозрачности.

В России, отчетность, формируется, в основном, для государственных органов, в частности для налоговых и статистических. Отчетность согласно МСФО отвечает интересам рыночной экономики. Отчетность по РСБУ четко стандартизирована, а по МСФО - в каждом финансовом институте уникальна и неповторима. Поэтому, можно сказать, что то, что понятно государству, как регулирующему органу, то не поймет инвестор.

Для того чтобы угодить и тем, и другим, видится следующее решение проблемы: составлять 2 формы финансовой отчетности. Такой способ принят во многих странах Европы. И он является довольно действенным, хоть и более трудоемким. Или, возможно, придумать такую отчетность, которая будет совмещать в себе данные для внутреннего регулятора и внешних пользователей.

В любом случае, должны существовать специальные внутренние стандарты финансовой отчетности, что является обычной практикой в мировой финансовой системе, поскольку связано с необходимостью защиты внутренних финансовых интересов.

МСФО позволит показывать достоверную, непредвзятую и прозрачную отчетность, которая будет отражать реальную картину деятельности предприятия. Основываясь на МСФО и собственное профессиональное мышление, бухгалтер сможет прийти к нужному решению, а не искать лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения.

МСФО, с одной стороны, не являются жесткими и строгими стандартами и позволяют принимать решения самим бухгалтерам, но в то же время они несут в себе глубокий смысл.

Естественно, переход на МСФО – это затратная часть бюджета компании, которая будет включать в себя и переобучение сотрудников, и программное обеспечение, и аудит отчетности. Но затраты на начальном этапе могут принести большие доходы в будущем.

Переход российских компаний на МСФО важен не только инвесторам, но и руководству компаний, и государству.

Государству это важно, так как организации, применяющие МСФО, будут привлекать иностранных клиентов, соответственно, это оживит российскую экономику и увеличит поступления в бюджет.

Руководство компаний будет получать достоверную, полную и объективную информацию финансовой отчетности, не прибегая к дополнительным аналитическим операциям.

Конечно, в каждой системе есть свои и достоинства, и недостатки. Чем глубже начинаешь разбираться в проблеме перехода на МСФО, тем больше возникает вопросов о целесообразности данного перехода.

Что касается прозрачности и достоверности, то всегда найдутся заинтересованные лица, которые будут способны показать отчетность в том виде, в котором им выгодно. И все же, любые стандарты ориентируются на добросовестных исполнителей.

Если говорить о практическом применении МСФО в российских компаниях, то можно сказать, что быстрого перехода не получится. На текущий момент отчетность будет составляться согласно РСБУ, затем трансформироваться в отчетность по МСФО. При трансформировании возникнет достаточно много проблем, так как это не просто перевести понятия, это переход на другую систему, что является непростой задачей.

Лишь немногие компании ведут учет по МСФО и РСБУ параллельно. С одной стороны, это упрощает в конечном счете формирование отчетности, а с другой, требует большого количества специалистов и соответствующее программное обеспечение, позволяющее осуществлять учет в соответствии с новыми принципами.

Нет хороших и плохих систем. Каждая система имеет ряд положительных и отрицательных моментов. И то, что существовало десятилетия, очень сложно переделать. Тем не менее, лед тронулся. Россия на сегодняшний день как никогда близка к переходу на МСФО. Со вступлением России в ВТО, процесс интеграции МСФО будет ускоряться.

Но для того, чтобы система работала, предстоит много сделать. Подготовка надежного фундамента займет, возможно, еще ни один год. Но будем надеяться, что любые изменения принесут компаниям и государству только пользу.

Список использованных источников:

  1. Дымова И. А. Международные стандарты бухгалтерского учета. — М.: Главбух, 2013. – 242 с.

  2. Канбекова Э.А. Введение в МСФО. Различия принципов учета и отчетности в разных странах, проблемы их гармонизации. Проблемы адаптации МCФO в России // Audit-it.ru.

  3. Минина Н.В. Внедрение МСФО в российскую систему бухгалтерского учета // Audit-it.ru.

  4. Сухарев И. Р. Значение введения МСФО в России // Издательство «Бухгалтерский учет», 2012.

 

 

 

Просмотров работы: 1682