Целью данной работы является исследование влияния вредных веществ при эксплуатации автомобильного транспорта, поступающих в воздух с выхлопными газами.
В настоящее время идет интенсивный процесс автомобилизации общества. С одной стороны развитие автомобилизации выражает технико- экономический прогресс, а с другой – обуславливает негативное воздействие на экологию.
Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных колодок, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Сейчас в мире их насчитывается более полумиллиарда автомобилей. В России автомобиль имеет каждый десятый житель, а в больших городах - каждый пятый. Количество автомашин непрерывно растет (рис.1), особенно в крупных городах; а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.
Рисунок 1. Динамика роста количества транспортных средств в Российской Федерации за 2004-2012 года
За последние 8 лет автопарк России вырос почти в 1,5 раза. По состоянию на 1 января 2012 года на регистрационном учете в Госавтоинспекции состоит более 50,5 млн транспортных средств, 76,7% из них – легковые автомобили, которых насчитывается 38,7 млн.
По сравнению с 2004 годом транспортный парк страны вырос на 44,2%, то есть более чем на 15 миллионов транспортных средств. Ежегодный прирост – 5,5%. Основное увеличение происходит за счет легковых автомобилей: по сравнению с 2004 годом их количество выросло на 62,7%, или на 14,9 млн.
Высокими темпами растет численность полуприцепов: с 290 тыс. в 2004 году до более чем 540 тыс. в 2012-м (+87,1%).
Парк грузовых автомобилей - свыше 5,7 млн - увеличился на 22,9%. На 22,8% возросла численность автобусов – сегодня в стране их насчитывается 924,5 тыс.
Что касается людей, то автомобильные выбросы в атмосферу приводят к множеству заболеваний. Наиболее распространены онкологические, сердечнососудистые заболевания, а также различные болезни органов дыхания. Ежегодно токсические выбросы приводят к смерти около 300 тысяч человек, и это данные только по России.
.
Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств такие как оксид углерода, оксиды серы, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенный бензапирен С20Н12, несгоревшие частицы топлива и т.п.
поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем, а так же с картерными газами.
Значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др.
Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы оксид углерода (СО) увеличиваются в 4 – 5 раз. А, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 40 км/ч.
Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1.
Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного двигателя Таблица №1
Таблица №1
Режим работы двигателя |
Оксид углерода, % по объёму |
Углеводороды, мг/л |
Оксиды азота, мг/л |
Холостой ход |
4-12 |
2-6 |
— |
Принудительный холостой ход |
2-4 |
8-12 |
— |
Средние нагрузки |
0-1 |
0,8-1,5 |
2,5-4,0 |
Полные нагрузки |
2 |
0,7-0,8 |
4-8 |
Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя. В таблице №2 показаны выбросы ряда вредных веществ карбюраторного и дизельного двигателей.
Таблица №2
Компоненты выхлопного газа |
Содержание по объему, % |
Примечание |
|
Двигатели |
|||
карбюраторные |
дизели |
||
Азот |
74,0 — 77,0 |
76,0 — 78,0 |
нетоксичен |
Кислород |
0,3 — 8,0 |
2,0 — 18,0 |
нетоксичен |
Пары воды |
3,0 — 5,5 |
0,5 — 4,0 |
нетоксичны |
Диоксид углерода |
5,0 — 12,0 |
1,0 — 10,0 |
нетоксичен |
Оксид углерода |
0,1 — 10,0 |
0,01 — 5,0 |
токсичен |
Углеводороды неканцерогенные |
0,2 — 3,0 |
0,009 — 0,5 |
токсичны |
Альдегиды |
0 — 0,2 |
0,001 — 0,009 |
токсичны |
Оксид серы |
0 — 0,002 |
0 — 0,03 |
токсичен |
Сажа, г/м3 |
0 — 0,04 |
0,01 — 1,1 |
токсична |
Бензопирен, мг/м3 |
0,01 — 0,02 |
до 0,01 |
канцероген |
Как видно из данных таблицы №2, выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.
Примечание: за 1 сутки машины, работающие на дизельном топливе, потребляют за 1 ч работы столько кислорода, сколько 1000 человек
В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей и в городах
Для наглядного примера В таблице №3 Приведены свединия среднего удельного выброса загрязняющих веществ транспорта при скорости 40 км/ч
Таблица №3
Вид загрязняющего вещества |
Средний удельный выброс при скорости транспорта 40км/час |
|
В час |
На километр |
|
Оксид углерода |
752 г/ч |
23,7 г/км |
Несгоревшие углеводороды |
29,4 г/ч |
0,93 г/км |
Оксиды азота |
33,2 г/ч |
1,05 г/км |
Свинец |
1,11 г/ч |
0,035 г/км |
Суммарное количество выхлопных газов (при 00 С) |
28,95 м3/ч |
0,914 м3/км |
Средний расход топлива |
2,75 кг/ч |
0,087 кг/км |
В г.Артеме были проведены анализы транспортного потока , по наиболее загруженным участкам дороги и перекресткам. Таблица №4
Таблица №4
Участок дороги |
Интенсивность транспортного потока (автомоб./час) |
Средняя скорость транспортного потока (км/час) |
Ул. Кирова – Интернациональная |
1500 |
25-35 |
Ул. Интернациональная – Лазо |
1000 |
20-25 |
Ул. Кирова – Кооперативная |
1300 |
25-35 |
Ул. Кооперативная – Фрунзе |
2000 |
50-60 |
На всех перекрестках из-за светофорного регулирования плотность транспортного потока грузовых и легковых автомобилей составила
120 автомобилей на 1км.дороги. При такой плотности потока учитывая среднюю длину автомобиля 7,5 м. , дистанцию между транспортными средствами 2,5м., скорость транспортного потока составит 20 км/час, или
5.5 м/сек.
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение суток приведены в таблице №5
Таблица №5.1
Хим. соединения |
Грузовики |
Легковые |
Автобусы |
СО |
502,2 |
225,0 |
227,9 |
NО2 |
70,4 |
43,8 |
17,7 |
С |
19,3 |
- |
3,0 |
SО2 |
4,5 |
- |
0,7 |
Рb |
0,2 |
0,27 |
0,003 |
В г.Артеме также проводился опыт на участке дороги, расположенной около торгового центра «Лидер», по улице Кирова перекресток Интернациональная (Таблица №5.1) и Количество вредных веществ выбрасываемых на участке дороги, расположенной около МОУ СОШ №1, по улице Интернациональная - Октябрьская (Таблица №5.2)
Данные были полученным в разное время дня при t= -2 C.. Определили, какое количество выхлопных газов в среднем поступает в атмосферу за 1 ч (в течение суток) на этом участке дороги.
Таблица№5.2
Хим. соединения |
Грузовики |
Легковые |
Автобусы |
СО |
1004 |
4687,5 |
114 |
NО2 |
139,2 |
912,5 |
8,88 |
С |
38,4 |
- |
1,5 |
SО2 |
9,12 |
- |
0,36 |
Рb |
0,384 |
6,1 |
0,6 |
Вывод: На участке дороги около МОУ СОШ №1 происходит увеличение загрязнения окружающей среды выхлопными газами автомобильного транспорта. Так как автомобили движутся с меньшей скоростью.
По данным СЭС по сравнению с 2007 годом загрязнение окружающей среды в 2012 году увеличилось на 18,2
Нормы токсичности выхлопных газов приводятся в евро стандартах.
Первыми тревогу забили в США и в Японии, где проблема загазованности в крупных городах встала особенно остро. Были законодательно утверждены требования по токсичности выхлопов новых автомобилей, которые периодически пересматривались и ужесточались. Вскоре аналогичные законы были приняты и в странах Европы.
В таблице №6 — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Изначально предполагалось что стандарт Евро-6, экологических норм, вступит в силу в Европе 31 декабря 2013 года. Но впоследствии его введение было отложено на 2015 год[3.
Согласно нормам нового стандарта выбросы углекислого газа новыми легковыми автомобилями должны составлять менее 130 грамм на километр пути.
Таблица №6
Экологический стандарт |
Оксид углерода(II) (CO) |
Углеводо-род |
Летучие органические вещества |
Оксид азота (NOx) |
HC+ NOx |
Взвешен-ные частицы (PM) |
Для дизельного двигателя |
||||||
Евро-1 |
2.72 (3.16) |
- |
- |
- |
0.97 (1.13) |
0.14 (0.18) |
Евро-2 |
1.0 |
- |
- |
- |
0.7 |
0.08 |
Евро-3 |
0.64 |
- |
- |
0.50 |
0.56 |
0.05 |
Евро-4 |
0.50 |
- |
- |
0.25 |
0.30 |
0.025 |
Евро-5 |
0.500 |
- |
- |
0.180 |
0.230 |
0.005 |
Евро-6 |
0.500 |
- |
- |
0.080 |
0.170 |
0.005 |
Для бензинового двигателя |
||||||
Евро-1 |
2.72 (3.16) |
- |
- |
- |
0.97 (1.13) |
- |
Евро-2 |
2.2 |
- |
- |
- |
0.5 |
- |
Евро-3 |
2.3 |
0.20 |
- |
0.15 |
- |
- |
Евро-4 |
1.0 |
0.10 |
- |
0.08 |
- |
- |
Евро-5 |
1.000 |
0.100 |
0.068 |
0.060 |
- |
0.005** |
Евро-6 |
1.000 |
0.100 |
0.068 |
0.060 |
- |
0.005** |
В таблице №6 приведены различные экологические стандарты для легковых автомобилей в сравнение с Евро-6
При современном уровне развития техники наиболее эффективным способом снижения токсичности выхлопа является нейтрализация токсичных компонентов отработавших газов с использованием химических реакций окисления и (или) восстановления. С этой целью в выпускную систему двигателя устанавливают специальный термический реактор (нейтрализатор).
Как правило, носителем в нейтрализаторе служит спецкерамика-монолит со множеством продольных сот-ячеек, на которые нанесена специальная шероховатая подложка. Это позволяет максимально увеличить эффективную площадь контакта каталитического покрытия с выхлопными газами.Керамика сделана достаточно огнеупорной – выдерживает температуру до 800-850°С.
На первый взгляд может показаться, что установка катализатора решает все экологические проблемы. Однако, температура, при которой катализатор начинает действовать (температура активации), находится в пределах 250–350°С.
Яркий пример современного механизма очистки выхлопа дизелей – электронная система управления дизельным двигателем EDС (electronicdieselcontrol), разработанная компанией Bosch. Ее конструкция включает в себя многокомпонентную систему выпуска отработавших газов, в которой предусмотрено семь датчиков – два лямбда-зонда, два температурных, два давления и один уровня сажи в выхлопе, а также три очистительных элемента – каталитический нейтрализатор, катализатор-накопитель и сажевый фильтр накопительного типа. Датчики в системе выхлопа позволили оптимизировать процессы смесеобразования и сгорания.
Еще одной альтернативой является электрический двигательСогласно исследованиям IDTechEx, индустрия электротранспорта достигла в 2005 году уровня продаж в 31,1 миллиардов долларов по всему миру (включая гибридный транспорт). К 2015 году рынок электротранспорта вырастет примерно в 7 раз и достигнет $227 млрд.
Большие продажи имеет Тайота приус. Приус высокоэкономичен по нескольким причинам:
КПД любого бензинового мотора не является постоянной величиной, а зависит от мощности. Благодаря возможности как добавлять мощность за счёт электромотора, так и тратить часть мощности на зарядку аккумулятора, а также (на низких скоростях) вообще выключать бензиновый мотор и ехать только за счёт электричества, удаётся оптимизировать работу двигателя Тайоты Приус
Высокая экономичность, как следствие — экономия расходов на бензин и возможность реже заезжать на заправку.
Низкий уровень загрязнения атмосферы. Частично это следствие экономичности (чем меньше сжигается топлива, тем меньше вредных выбросов), а частично — выключения двигателя на остановках, когда в атмосферу попадают особенно вредные для здоровья людей газы. По сравнению с традиционным автомобилем Prius выбрасывает в атмосферу на 85 % меньше несгоревших углеводородов СnНm и окислов азота NOx
Недостатки
Малое количество специалистов по ремонту и автосервисов, ремонтирующих гибридные автомобили.
Несмотря на многочисленные попытки заменить двигатель внутреннего сгорания каким-либо другим, не выделяющим токсичные вещества, альтернативы ему пока нет. Вместе с тем уже сейчас человечество подошло к той черте, когда без экологически чистого автомобиля просто не обойтись. И выход пока видится один - надо если не полностью исключить, то во всяком случае свести к минимуму вредные выбросы ДВС.
Экономическая оценка экологического ущерба от выбросов АТ.
Негативное воздействие автомобильного транспорта характеризуется не только объемными физическими параметрами и процентными соотношениями, но и его суммарной величиной, а также наносимым ущербом.
Экологический ущерб - это изменение полезности окружающей среды вследствие воздействия на нее негативных факторов. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды.
Как показывают оценки ущерба от загрязнения окружающей среды транспортными объектами, подавляющая доля (до 78%) ущерба обусловлена загрязнением атмосферы. Доля ущерба от загрязнения атмосферы, водных объектов, размещения отходов, связанная с деятельностью автотранспорта, составляет около 8%.
Заключение.
В настоящее время Правительством РФ, Минтрансом РФ, Госкомприродой России, Российскими транспортными инспекциями, и др. организациями уделяется внимание и контроль за соблюдением экологических требований при эксплуатации транспортных средств и экологической обстановкой регионов.
Утверждены Законы РФ «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании этих Законов утверждаются Временные экологические требования при эксплуатации автотранспортных средств, утверждается задание по оснащению автотранспорта и спецтехники на автомобильном шасси каталитическими нейтрализаторами и иными техническими устройствами снижения токсичности отработанных газов.
Правительством издан Закон Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям. В соответствии с этим Законом за несоблюдение экологических требований к реализации моторного топлива на нарушителей возлагается штраф, приостанавливается и аннулируется лицензия.
Прогресс в автотранспортной промышленности, как и других, стремительно развивающихся сферах, безусловно, очень важен и приветствуется, но сейчас как никогда следует уделить внимание защите окружающей среды. Пока не улучшится техническое состояние и поддержание всех необходимых характеристик двигателей автотранспортных средств, экологическая ситуация в мире не изменится.
Будующее экологии и развития альтернативных вазможностей в сфере автомобиле строения в руках молодых специалистов.
Список использованной литературы.
1. В.В. Амбарцумян, В.Б. Носов ”Экологическая безопасность автомобильного транспорта” Научтехлитиздат - Москва, 1999г.
2.”Экологическая безопасность транспортных потоков” под редакцией А.Б. Дьякова Москва Транспорт - 1990г.
3. Евгеньев И.Е., Каримов Б.Р. Автомобильные дороги и окружающая среда. Учеб. - Москва, 1997г.
4. Экологические проблемы развития автомобильного транспорта. - Москва, 1997
5. Экологический вестник России №7, Информационно-справочный бюллетень
Москва, 1998г.
6. В.Ф. Протасов, А.В. Молчанов “Экология, здоровье и природопользование в России” Москва Финансы и статистика - 1995г.