ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ЭКОСИСТЕМУ ГОРОДОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ЭКОСИСТЕМУ ГОРОДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Туризм оказывает большое воздействие на экономику региона и городов, в которых он развивается. Основные направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и экологическое.

С точки зрения экономического влияния туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями и является важнейшим катализатор экономического роста и для многих регионов основным источником ВРП.

С социальной точки зрение влияние проявляется в том, что благодаря туризму развиваются местные предприятия, создаются новые рабочие места в таких сферах как:— культурные и развлекательные ( кинотеатры, выставки, городские достопримечательности и памятники, шоу-бизнес кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению;

— транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма) [8].

Экологическое влияние обусловлено тем, что в той или иной мере развитие туризма ведет к дальнейшему увеличению численности городских поселений, приводящий к росту и развитию городов.

Урбанизация поставила перед человечеством ряд экологических проблем, среди которых наиболее острыми являются уязвимость городских систем, миграция и концентрация населения, низкое качество среды обитания, потеря плодородных земель, удаление отходов [2, С.8].

Цель данной работы дать характеристику городской экосистемы и источникам ее загрязнения и проанализировать влияние туризма на экосистему городов Приморского края.

Урбанизация - объективный процесс, обусловленный потребностями общества, производства, характером общественного строя. Рост городского населения, особенно в последние десятилетия оказался настолько стремительным, что окружающая среда многих городов мира уже не в состоянии удовлетворить многие биологические и социальные потребности современного человека.

Урбоэкосистема (городская экосистема) – пространственно ограниченная природно-техногенная система, сложный комплекс взаимосвязанных обменом вещества и энергии автономных живых организмов, абиотических элементов, природных техногенных, создающих городскую среду жизни человека, отвечающую его биологическим, психологическим, этническим, трудовым и социальным потребностям [2,С.9].

Главная особенность экосистем современных городов в том, что в них нарушено экологическое равновесие. В городских экосистемах наиболее опасно для природы промышленное загрязнение, такое как химическое загрязнение атмосферы, воды, загрязнение поверхности почвы как промышленными, так и бытовыми отходами. Загрязнение атмосферы наиболее опасно для жизни человека. Наиболее распространенные загрязнители - сернистый газ, оксиды азота, оксид углерода, хлор, и др. В некоторых случаях из двух или относительно нескольких относительно не опасных веществ, выброшенных в атмосферу, под влиянием солнечного света могут образоваться ядовитые соединения. Экологи насчитывают около 2000 загрязнителей атмосферы. Главные источники загрязнения – ТЭЦ, автотранспорт, котельные.

Химическое загрязнение водоемов происходит через сброс промышленными предприятиями в водоемы нефтепродуктов, соединения азота, фенол и других отходов. За последние годы резко возросла опасность для водных экосистем бытовых стоков городской канализации. В стоках повысилась концентрация моющих средств, которые микроорганизмы разлагают с трудом.

Загрязнение поверхности почвы твердыми отходами. Городские свалки промышленного и бытового мусора занимают большие площади. В составе мусора оказываются ядовитые вещества, такие, как ртуть или другие тяжелые металлы, химические соединения, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы и грунтовые воды. Попадают в мусор и приборы, содержащие радиоактивные вещества [9].

Нарушение экосистемы города предопределено не только развитием промышленности, но и ростом численности населения. Если же этот город нацелен на развитие туризма, то свой вклад во влияние на городскую экосистему вносят не только местные предприятия и жители, но и поток туристов временно проживающих или проезжающих транзитом.

В Стратегии Приморского края туризм определен как сектор возможной специализации региональной экономики, в связи с этим в крае формируется и соответствующая инфраструктура

Туристическая инфраструктура представлена более 200 базами отдыха, 191 гостиницей, 23 санаторно-курортными учреждениями, около 1100 предприятиями питания, более 100 транспортными предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки. Туристскими организациями Приморского края разработано более 300 маршрутов различной направленности. Все это свидетельствует о растущем интересе к Приморскому краю как туристскому региону. [4]

Таблица 1 – Динамика международного въездного турпотока и численности лиц размещенных в КСР. [5]

В человеках

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Объем международного въездного турпотока Приморского края

68382

67179

52952

67771

82414

94414

Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения

398847

383356

434159

556050

585627

-

Анализируя выше представленные данные моно сделать вывод о том, что в 2011 году на территорию Приморского края въехали 82414 иностранных туристов, что составило 121,6 процента к 2010 году, в 2012 году по сравнению с 2011 годом поток увеличился на 12 тысяч человек. Растет численность проживающих в коллективных средствах размещения, так по сравнению с 2007 годом количество придающих увеличилось почти 1,5 раза, прирост в 2011году по сравнению с 2010 годом составил 5,3%

Динамика и доля въезда туристов в Приморский край по отношению к Российской Федерации представлена на рисунках 1,2.

Рисунок 1 - Темп прироста по въезду иностранных граждан, 2011год

Приморский край

Российская Федерация

Рисунок 2 - Доля иностранных граждан с целью туризма (въезд),

за 1 полугодие 2012 года

Объем внутреннего турпотока в Приморском крае стабильно увеличивается, с ежегодным темпом роста 10-12 процентов. В 2011 году по оценочным данным было совершено более 720 тыс. турпоездок. Развитию туризма способствует и то, что через весь Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В связи с этим край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.

Экологические проблемы городов Приморского края связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях не только местного населения но и туристов, транспорта, промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия.

Увеличение числа туристов в той или иной степени оказывают влияние на использование ресурсов, проявляются отрицательные последствия различных видов рекреационной деятельности на многие природные компоненты, а так же на экосистему городов. Особенно подвержены этому влиянию такие города как Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка.

За последние пять лет возрос уровень загрязнения воздуха пылью в гг. Большой Камень и Владивосток, оксидом углерода - в г. Владивосток; диоксидом азота - в г. Артем, бенз(а)пиреном - в гг. Партизанск и Уссурийск.

В 2012 году уровень загрязнения атмосферного воздуха оценен как высокий в г. Уссурийск (ИЗА=12; CИ=11бенз(а)пирен) и в г. Владивосток (ИЗА=12; СИ=5,5бенз(а)пирен). Достаточно высокий уровень загрязнения отмечался в г. Партизанск (ИЗА=8; СИ=9,8бенз(а)пирен). Основными источниками загрязнения воздуха в Приморском крае являются бензапирен, окислы азота, взвешенные вещества и формальдегиды.

Среднегодовые концентрации бенз(а)пирена превышали допустимую норму в г. Уссурийск - в 3,8 раза, г.Партизанск - в 3,5 раза, в г.Владивосток - в 2,5 раза, в г. Находка-в 1,4 раза. Наибольшая среднемесячная концентрация бенз(а)пирена, превысившая допустимую норму в 11 раз, отмечалась в феврале в г. Уссурийск.

Высркая концентрация бенз(а)пирена в городах Владивосток, Партизанск и Уссурийск.

Среднегодовые концентрации диоксида азота превысили допустимую норму в городе Артём - в 2 раза, в г. Владивосток в 1,9 раза, в г. Уссурийск - в 1,7 раза. В городах Большой Камень, Спасск-Дальний, Находка, Дальнегорск и Партизанск среднегодовые концентрации диоксида азота не превышали ПДКс.

Среднегодовая концентрация пыли превысила допустимую санитарную норму (ПДКс.с..) в г. Уссурийск - в 1,6 раза, в г. Большой Камень - в 1,4 раза и в г. Владивосток - в 1,2 раза. [10]

Растет и количество вывезенного мусора и бытовых отходов

Таблица 2- Вывоз мусора, жидких и твердых бытовых отходов

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Вывезено бытового мусора, тыс.м3

4208,4

4369,8

3930,2

2242,8

3394,0

-

Вывезено жидких отходов, тыс.м3

99,8

111,1

104,5

90,4

1076,6

-

Вывезено твердых бытовых отходов на предприятиях промышленной переработки (мусороперерабатывающие заводы), тыс.м3

530,4

571,2

513,0

549,8

1094,4

-

Как видно количество отходов, бытового мусора по сравнению с 2010 годом выросло и это данные которые учтены, но на территории края существуют и несанкционированные мусорные свалки, которые организуются как местным населением, так и самодеятельными и организованными туристами, выезжающими в места отдыха.

Экологическая проблематика охраны городской среды затрагивает все большее число людей, так как развитие цивилизации резко расширило как спектр источников антропогенного воздействия, так и масштабы последствий, и, прежде всего, в местах максимальной концентрации людей — городах. В условиях резкого усиления антропогенной нагрузки на природу, стала очевидной опасность истощения естественных ресурсов, необратимого загрязнения и изменения окружающей среды. [7]

Развитие туризма неизбежно влияет на изменение окружающей среды, причем это влияние не всегда бывает положительным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования, возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное.

При оценке влияния туризма на природу важно также, с какой точки зрения она ведется: ведь то, что считается положительным с точки зрения туристов, может оказаться негативным с точки зрения местных жителей. Негативное воздействие туризма на экологию, часто берет верх над положительным. Ухудшается качество воды в водоемах и качество воздуха из-за применения транспортных средств. Повышается уровень шума от деятельности различных развлекательных заведений; уничтожается местная и дикая фауна туристами, разжигающими костры; разрушаются исторические памятники вандалами, оставляющими на них надписи. Бесконтрольное развитие внутреннего туризма в Приморском крае, особенно дикого самодеятельного (установка палаток, рубка деревьев, разведение костров и т.д.), нарушающее хрупкое равновесие природных биоценозов без учета экологической емкости территории, может причинить ущерб именно тем природным компонентам, которые являются его главным объектом.

Список литературы

1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма М.: Академия, 2005. - 192

2. Экология города: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В.Денисова.- М:.; ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2008. С.8

3. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: Статистический сборник/ Приморскстат, 2012. С.25

4. Краевая целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Приморском крае» на 2011-2016 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rg.ru/2011/11/18/primorie-prog-turizm-reg-dok.html

5. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2017годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://primorsky.ru

6.Косолапов А.Б., Лозовская С.А. Совершенствование системы сельского туризма гостеприимства в Приморском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://ekonomika.snauka.ru/2012/12/1449

7. Цогоева Ф.Б Экология городской среды как фактор общественной активности в РСО [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://kvkz.ru/stati/2747-ekologiya-gorodskoy-sredy-kak-faktor-obschestvennoy-aktivnosti-v-rso-alaniya.html

8. Влияние туризма на развитие экономики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://cribs.me/turizm/vliyanie-turizma-na-razvitie-ekonomiki_

9. Городские и промышленные экосистемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/194-ekologia/1655-gorodskie-i-promyshlennye-ecosistemy.html

10. http://nakhodka-online.ru/news/newsregion/4774-monitoring-zagryazneniya-atmosfernogo-vozduha-v-primorskom-krae.html

Просмотров работы: 3219