Для определения содержания категории «качество управления» необходимо использовать принцип многоуровневого описания объекта исследования в следующем виде:
1) качество управления предприятием;
2) качество системы управления;
3) качество управления объектом (подразделением);
4) качество управления функциональными областями: исследованиями и разработками, производством, сбытом, обслуживанием, финансами;
5) качество управления ресурсами: материальными, трудовыми, информационными, финансовыми;
6) качество труда групп исполнителей;
7) качество труда отдельных исполнителей [1. с. 4].
Качество управления предприятием – это хорошо продуманная, обеспеченная ресурсами, эффективными технологиями стратегия. Главная задача руководителя – обеспечить предприятию лидирующие позиции на рынке, что достигается выпуском продукции высокого качества при ее сравнительно небольшой себестоимости.
Одной из целей, наряду с получением прибыли, является обеспечение новых возможностей. Ведь именно такие возможности, которые отсутствуют у конкурентов, помогают предприятию занять лидирующие позиции на рынке. На обеспечение новых возможностей должны быть нацелены все управленческие процессы на предприятии: обеспечение сырьем, материалами, комплектующими; внедрение высокотехнологичных линий и оборудования, благодаря которым выпускается продукция высокого качества; использование квалифицированного и мотивированного персонала, способного производить продукцию высокого качества, включая работу на новом высокотехнологичном оборудовании; реализация произведенной предприятием продукции; организация деятельности предприятия.
В качестве основной управленческой технологии целесообразно использовать технологию SWOT-анализа, которая позволяет установить слабые и сильные места в деятельности предприятия, а также угрозы и возможности, открывающиеся перед предприятием.
Степень удовлетворения ожиданий клиентов – это одна из важных характеристик, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия. Среди консалтинговых организаций на первое место по этому показателю вышла компания «А.Т. Карни», которой удалось опередить крупнейшие консалтинговые компании «Ernst & Young», «Andersen Consulting», «KPMG Peat Marwick», «Price Waterhouse» и другие.
«А.Т. Карни» основное значение придаёт стратегическому управлению компанией. Для этого применяется специальная система критериев анализа и оценки эффективности деятельности под названием Интегрированные стратегические показатели (ИСП). В основе ИСП лежит комплекс действий «понимание – сплачивание – нацеливание». Эта линейка определений завершает структуру стратегического управления «видение – стратегия – процессы – показатели», а также служит измерителем эффективности деятельности предприятия. При помощи ИСП, с использованием стратегических показателей предприятия формируется стратегическая карта его деятельности.
По мнению руководства «А.Т. Карни», использование технологий измерения и оценки эффективности деятельности предприятия – это ключевой фактор в создании системы эффективного управления предприятием. Измерения также играют ключевую роль в выявлении и использовании возможностей. Главным же недостатком считается отсутствие увязки между измерением эффективности и стратегией. Постоянная корректировка разработанной на предприятии стратегии должна стать правилом стратегического управления.
Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. / Б. Г. Литвак – М. : Дело, 2008. – 392 с.
Литвак Б. Г. Экспертные технологии управления. / Б. Г. Литвак — М. : Дело, 2010. – 400 с.
Слейтер Р. Стань лучшим или проиграешь! / Р. Слейтер. — М. : Лори, 2007. – 150 с.
Толкачев А. М. Измерение эффективности работы как одна из основ стратегического управления. / А. М. Толкачев — М. : Конференция «Развитие российских компаний. Эффективное управление качеством», 2009. – 202 с.