ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России остро стоит проблема повышения качества подготовки выпускников профессионально-технических училищ (ПТУ), техникумов и колледжей, готовящих кадры рабочих и специалистов для организаций различных форм собственности. Подтверждение низкому уровню подготовки указанных кадров было получено в июле 2013 г. Представители российских ПТУ и учреждений среднего профессионального образования (СПО) в первый раз приняли участие в проходивших в Лейпциге международных соревнованиях WorldSkills International (WSI) учеников рабочих специальностей, таких как сварка, камнеобработка, автопокраска, укладка кирпичей, плиточная облицовка, столярное дело, кузовной ремонт, парикмахерское искусство (всего 15 специальностей). Команда России заняла 54 место из 54 стран-участниц [1].

Под качеством образования понимается способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству [2, с. 56-57].

Некоторые исследователи видят причину низкого качества подготовки специалистов рабочих профессий в том, что образовательные учреждения обязаны подготавливать специалистов в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом, а новые производства создаются по западным технологиям, которые, зачастую, принципиально отличаются от изучаемых в СПО.

Другие специалисты поддерживают эту точку зрения и выделяют ряд дополнительных причин возникновения проблемы качества среднего профессионального образования [3, с. 65].

Для решения проблемы необходимы оценка сложившейся ситуации и рассмотрение вариантов выхода из нее. Один из вариантов – это обеспечение права участия в процессе и в контроле подготовки кадров потенциального работодателя. Дополнением к этому может быть установление льгот для организаций, участвующих в образовательном процессе. Предлагается также принятие мер, направленных на интеграцию учреждений среднего профессионального образования в мировое образовательное пространство и на увеличение контингента обучающихся. Но для этого потребуется существенная доработка российских образовательных программ среднего профессионального образования с учетом нарастающей глобализации экономики и мобильности рабочей силы (миграционных процессов).

Предлагается распространить механизмы образовательного кредитования на среднее профессиональное образование, а для этого наделить субъектов федерации, с учетом региональной специфики, правом на установление порядка предоставления и погашения государственного образовательного кредита в целях оплаты расходов, связанных с обучением в учреждениях СПО, подведомственных органам государственной власти субъекта федерации. Действительно, это позволило бы решить проблему получения образования на территории с низкой плотностью населения, там, где людям в силу своей отдаленности от учебных заведений приходится ежедневно тратить определенные средства для того, чтобы добраться до места учебы и обратно. Также это позволило бы решить проблему с оплатой непосредственно самого обучения.

По нашему мнению, образовательный процесс высокого качества должен формироваться из качественных элементов: образовательной программы, педагогического состава, обучающихся, средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний), образовательных технологий, управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании). Каждый из указанных элементов в российской системе образования нуждается в улучшении.

Кроме того, в дополнении к указанным специалистами мерам можно рекомендовать ряд других мероприятий, которые позволят повысить качество подготовки специалистов среднего звена в российских образовательных учреждениях. Следует присоединить учреждения СПО и ПТУ к высшим учебным заведениям (ВУЗам), так как ВУЗам оказывается более высокая финансовая поддержка со стороны государства, а также у них имеется развитая база для практических и теоретических занятий студентов. Следует ввести внутренние вступительные экзамены для обеспечения более высокого базового уровня знаний поступающих. По окончанию ПТУ и СПО выпускникам целесообразно обеспечить место в ВУЗе для получения высшего технического образования, что позволит увеличить объем поступающих в ПТУ и СПО. Необходимо обеспечить выпускникам трудоустройство путем сотрудничества образовательных учреждений с организациями, которые нуждаются в новых кадрах, соответствующих полученным специальностям выпускников.

Реализация данных идей, по-нашему мнению, позволит повысить уровень качества образования в средних специальных учреждениях, а также решить проблему трудоустройства выпускников данных учреждений.

Список литературы

  1. Холодов Р. Поражение России в международных соревнованиях среди рабочих профессий стало поводом для пересмотра программ профобразования // Учительская газета. – 23.08.2013.

  2. Ерастов Ю.В., Редлих С.М. К вопросу о качестве педагогического образования // Успехи современного образования. – 2005. - № 8. С. 56-59.

  3. Никитина О.Н., Чеха В.В. Начальное и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: проблемы правового регулирования и пути решения / Ежегодник Российского Образовательного Законодательства / 2008. - № 2. - Том 3. С. 64-71.

Просмотров работы: 1542