ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Диверсификация – это одна из форм концентрации капитала. Диверсифицируя своё производство, фирмы проникают в новые для себя отрасли и сферы, расширяют ассортимент товаров и постепенно превращаются в многоотраслевые комплексы. Наибольшее развитие процесс диверсификации получил, начиная с середины 50-х гг. 20 века. Диверсификация развивается в различных сферах экономики США, стран Западной Европы, Японии.

В настоящее время заканчивается первый этап глобальной диверсификации системы высшего образования (как отечественной, так и мировой) и начинается второй этап диверсификации. Если первый этап был связан с численным приращением учебных заведений и количества студентов, то следующий этап исходит из решения проблем содержательного характера. Начинающийся этап диверсификации системы высшего образования связан с происходящими преобразованиями в другой глобальной системе – науке [1] .

Диверсификация отражает формирование новой образовательной парадигмы, более ориентированной на личность, чем на производство. Она характеризует повышение степени гибкости образовательной системы, ее способность к быстрой перестройке, необходимость учета возросших требований общества к результатам деятельности образовательной системы. Образование, еще недавно бывшее «кузницей кадров», медленно превращается в сферу проектирования людьми собственной жизни, создания идей, планов, которые затем воплощаются в жизнь [2, с.12].

Перед сферой высшего образования Российской Федерации стоит задача перехода на новый уровень деятельности, характеризующийся корректировкой образовательных стандартов и внедрением новых технологий обучения в целях формирования у выпускников вузов навыков и компетенций, необходимых для инновационной экономики [3]. В Приморском крае роль лидера в этом процессе выполняет Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), созданный в 2010 г. и реорганизованный в 2011 г. путем объединения четырех вузов [4], ведущих подготовку квалифицированных специалистов для организаций различных форм собственности и различных сфер экономики.

Под диверсификацией обычно понимается распространение сферы деятельности организации на производство различных видов продукции или на различные рынки.

В ДВФУ с момента его создания также принят курс на диверсификацию, предусматривающий развитие структуры и выполняемой деятельности. Так, в состав ДВФУ кроме 9 школ и 15 филиалов изначально вошли начальная школа - детский сад, лицей информационных технологий, университетский колледж № 1, университетский комплекс «Гимназия-колледж», хореографическое училище, научный музей ДВФУ. В настоящее время происходит одновременное развитие многих, не связанных между собой видов деятельности в целях самообеспечения и предоставления возможности прохождения практики студентов и проведения занятий на базе собственных структурных подразделений. Примерами диверсификации выполняемой деятельности являются производство продуктов питания (малотоннажное производство «Золотая рыбка»/ДВФУ/ цех рыбопродукции), работа комбината студенческого питания (как отдельного структурного подразделения ДВФУ), функционирование медицинского центра ДВФУ.

Углубление диверсификации необходимо еще и потому, что ДВФУ включен в перечень 15 российских вузов, получающих с 2013 г. субсидии на реализацию мероприятий, способствующих продвижению вузов в международных рейтингах. В ДВФУ расширяется реализация совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, организуется привлечение иностранных специалистов для обучения российских студентов, развивается международная академическая мобильность студентов и преподавателей.

По нашему мнению, необходимо расширить возможности участия студентов, магистрантов и аспирантов ДВФУ в применении своих знаний, умений, навыков и компетенций не только в период обязательной практики, но и во время учебного семестра, а для этого обеспечить создание инновационных фирм каждой школой ДВФУ в содружестве с научными подразделениями Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН). При этом следует исходить из определенных и реализуемых приоритетов, а также открывающихся перспектив. Для ДВФУ это ресурсы мирового океана; энергоресурсы и энергосберегающие технологии; индустрия наносистем и наноматериалов; транспортно-логистический комплекс; биолого-медицинские технологии; экономическое, технологическое, культурное взаимодействие со странами АТР. Для ДВО РАН – это медицина, экология, информационные технологии, океанология, машиностроение и оборудование, строительство, энергетика, геология, новые материалы, сельское хозяйство, марикультура. По этим направлениям должны разрабатываться образовательные программы, создаваться исследовательские центры мирового уровня, формироваться структуры коммерциализации исследований и разработок.

Список литературы

1. Голубев В.В. Диверсификация системы образования как основа устойчивого развития / Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. - www.yrazvitie.ru вып. 2 (7), 2011, ст. 7

2. Коллегов А.К. Диверсификация как основная тенденция развития высшего педагогического образования в России / Вестник ТГПУ. 2010. № 4 (94). С. 12-16.2.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 113 от 27.01.2011 «О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет», государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В.Куйбышева)», государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный экономический университет», государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уссурийский государственный педагогический институт».

Просмотров работы: 1769