ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общепризнанным является факт, что использование наукоемкой продукции, современных информационных технологий, разработка и внедрение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности являются главными факторами, определяющими конкурентоспособность национальной экономики и фирмы [11].

Различают следующие виды инноваций: технологические (технические), экономические, социальные, управленческие.

Технологические инновации – это новые или усовершенствованные изделия, технологии, методы, которые принципиально изменяют либо значительно улучшают существующий технологический уклад и повышают эффективность производства. Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации подразделяются на радикальные и инкрементальные. Внедрение нового продукта определяется как радикальнаяпродуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий для нового их применении. Усовершенствование продукта – инкрементальная продуктовая инновация – связано с изменением качественных или стоимостных характеристик существующего продукта. Процессные инновации – это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании, организации производства или реализации продукции.

Экономические инновации – это новые или усовершенствованные механизмы функционирования экономики, которые определяют прогрессивные изменения существующего хозяйственного уклада и способствуют развитию экономики в целом и отдельного предприятия.

Социальные инновации – это изменения в социальной структуре общества и взаимоотношениях, направленные на повышение социального статуса личности и обеспечение оптимального соотношения общественных и личных интересов.

Управленческие инновации – это новые или усовершенствованные методы и подходы к организации управления, нацеленные, в первую очередь, на адаптацию к изменяющимся рыночным условиям.

Разработка и реализация инновационной стратегии организации является управленческой инновацией.

В сложных условиях современной экономики, особенно в кризисные периоды, любая фирма, которая хочет выйти на рынок и закрепиться на нем на продолжительный период, сталкивается с проблемой оценки своего финансово-экономического состояния и потенциала, своих возможностей и возможностей конкурентов. Главенствующая роль в решении данных проблем отдается стратегическому управлению организацией. Но прежде чем рассматривать сущность стратегического управления, необходимо определить понятие «стратегия».

Данному понятию очень сложно дать однозначное определение, поскольку оно многогранно. Поэтому следует рассмотреть различные точки зрения исследователей. Например, И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности»[1]. Подобное определение стратегии дает и А.П. Градов, считающий, что «под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы»[4]. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд в своей работе пишут, что «стратегия организации состоит из действий, предпринимаемых руководством для достижения поставленных целей, и деловых подходов, используемых при этом» [10]. По мнению А. Чандлера, стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей». [3]. Но наиболее полно, по нашему мнению, раскрыто данное понятие Г. Минцбергом, Б. Альтсрэндом, Д. Лэмпелом, определяющими его по пяти направлениям как пять «П»[9]:

1) стратегия — это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;

2) стратегия — это принципы поведения или модель поведения;

3) стратегия — это позиция;

4) стратегия — это перспектива;

5) стратегия — это прием, маневр с целью перехитрить соперника.

Аналогичным образом можно рассмотреть такое понятие, как инновационная стратегия фирмы, и также дать ему определение как 5 «П»:

1) инновационная стратегия – это план непрерывного создания новшеств, разработки опытных образцов, выпуска новой продукции, маркетинговый план;

2) инновационная стратегия – это принципы (инновационные) поведения (создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств, нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя, определение приоритетных направлений инновационной деятельности исходя из целей и задач фирмы)

3) инновационная стратегия – это процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества и осуществления связанных с этим изменений;

3) инновационная стратегия – это приобретение новых знаний и опыта в управлении

5) инновационная стратегия – это путь (инновационный) развития конкурентоспособности фирмы.

Список литературы

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. - М.: Гардарика,2007. - 228 с.

  3. Голубков Е.П. Основы маркетинга. — М.: Финпресс, 2006. - 656с.

  4. Градов А.П. Стратегия промышленного предприятия: структура, функции, процессы, внешняя среда. СПб., 2008. – 287 с.

  5. Дорофеев В.Д., Шмелева А.И., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: учеб.пособие. – М.: ИНФА-М, 2009. – 440 с.

  6. Зуб А.Т., Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент – М.: Форум, 2004. – 256 с.

  7. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевые управления / Москва, 2006г. -411 с.

  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 2004. - 740 с.

  9. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб., 2009– 336с.

  10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М., 2006.- 928 с.

  11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

  12. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 506 с.

Просмотров работы: 1784