Цель работы – выявление и анализ корреляционных зависимостей экологических принципов туристской деятельности, особенностей эко-сознания и эко-поведения жителей Артемовского городского округа, реализуется через следующие задачи:
- выявить особенности эко-сознания и эо-поведения у жителей Артемовского городского округа;
- проанализировать понятие и виды эко-принципов и их отражание на государственном, муниципальном и индивидуальном уровнях;
- разработать рекомендации по формированию и развитию эко-сознания и эко-поведения жителей Артемовского городского округа.
Объектом выступает роль личности и государства в экологической направленности поведения жителей Артемовского городского округа, а предметом – отражение принципов туристской деятельности в эко-сознании и эко-поведении жителей Артемовского городского округа.
Гипотеза – экологические принципы туристской деятельности в большей степени находят отражение в эко-сознании, чем в эко-поведении жителей Артемовского городского округа.
Актуальность:
Современное общество характеризуется высоким эко-сознанием, несмотря на это есть проблемы в эко-поведении. Европейцы, американцы, японцы уже десятки лет живут в обществе с высоким уровнем экологического сознания. В этих странах большой выбор биотоваров и биопродуктов, приняты «зеленые» стандарты строительства, практикуется сортировка мусора, есть велосипедные дорожки, стоянки и службы проката. Озабоченность западных людей вопросами экологии вызывает у нас когда оторопь, когда улыбку, но реже всего – желание последовать их примеру. В отличии от западных стран, в России отмечаются проблемы в реализации эко-принципов в эко-поведении людей, чаще всего связанных с влиянием факторов личности и факторов государства на человека.
К примеру, в Приморском крае шесть государственных природных заповедников, два национальных парка, один природный парк, 10 заказников, 204 памятника природы, ботанический сад-институт и дендрарий, два курорта и лечебно-оздоровительная местность, это в целом занимает около 8% общей площади края. В свою очередь, процветает браконьерство и противозаконные лесозаготовки; существуют юридические проблемы оформлением территории и прав собственности на эту территорию, сокращением финансирования природоохранных мероприятий, увиливанием от внедрения современных методов инструментального контроля по браконьерским маршрутам, коммерциализацией заповедников – это ведет к быстрой деградации заповедников Края и ухудшение экологического состояния в целом. Вследствие возникающих проблем необходимо в первую очередь формировать и развивать экологического сознания и экологическое поведение [3].
Методы исследования:
1 Психодиагностические методики:
- «Мое отношение к природе» (А.П. Сидельковский)
- «Развитость моего экологического сознания»
2 Анкетирование
- Авторская анкета «Мой туристский опыт»
3 Мысленный эксперимент
4 Сравнительный анализ (критерий Угловое преобразование Фишера)
Для проведения психологических методик и авторской анкеты, было опрошено 100 человек, из них женщины составили - 54.2%, мужчины – 54.8% [1].
Свой вклад в изучение экологической проблематики в отечественной и зарубежной науке оставили В.В.Бахарев, С.Д.Дерябо, У.Бек, Р.Инглехарт и многие другие [1].
Экологическое сознание – высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия относительно места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения [1].
Для выявления особенностей экологического сознания жителей АГО было проведено исследование, в ходе которого было выявлено, что наибольшая часть респондентов - 52% характеризуется тенденцией к высокому уровню экологического сознания, к его экоцентричности. Также обнаружена закономерность взаимосвязи между количеством путешествий и уровнем экологического сознания, причем, чем больше путешествий, тем выше уровень экологического сознания.
В результате исследования установлен противоречивый характер эко-сознания жителей Артемовского городского округа. С одной стороны, они осознают, что находятся под влиянием глобальных экологических проблем, способных повлиять на жизнедеятельность всего населения планеты; с другой – в отношении жителей к природе в целом проявляется оторванность и отчужденность от окружающего мира природы. У них отсутствует желание и готовность предотвратить экологические угрозы [1].
Таким образом, несмотря на тенденции экоцентричности в эко-сознании жителей Артемовского городского округа, проявления экологического поведения встречаются редко. Осознавая наличие экологических проблем и необходимость их решения, люди не готовы сами прилагать усилия к поиску путей выхода из сложившихся экологических проблем, надеясь и перекладывая ответственность на кого-то другого.
В отличие от европейцев, американцев и японцев, у которых высокий уровень экологического сознания проявляется в поведении, у россиян же нет понимания улицы, города, тем более планеты как «нашего» дома, именно поэтому возникают разногласия между эко-сознганием и эко-поведением. Ученые-социологи (А. Левинсон) связывают это с отсутствием понимания себя как участника собственности [4].
Рассмотрим, что такое экологическое поведение. Экологическое поведение – сознательная, целевая деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления внешней среды, с которыми взаимодействует или планирует взаимодействовать человек [2].
Особенности экологического поведения представлено трудами В.А. Левин, Р. Баркерю [1].
Эко-поведение личности зависит как от личных целей, мотивов, эко-сознания личности, так и от экологического воспитания, законов и контроля в области охраны окружающей среды [2].
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., должно быть экологически оправданным и целесообразным.
Для анализа особенностей эко-поведения у жителей Артемовского городского округа в исследовании используется психодиагностическая методика «Мое отношение к природе», (для защищенности по фактору социальной желательности).
Большая часть опрошенных, 77,1% - эгоистичны по отношению к природе, не осознают своей связи с ней. Им необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего мира природы. 20,8% опрошенных, относятся к природе мало осознано и не очень активно. И лишь 2% испытуемых относятся к природе бережно и с глубоким осознанием. Данные свидетельствуют о том, что существует рассогласование между экологическим сознанием жителей Артемовского городского округа и их экологическим поведением [1].
На экологическое поведение людей влияют государственные, социальные и личностные факторы. Социальный фактор отражает путь социализации человека, государственный фактор находит выражение в уровне контроля.
Личностный фактор может подавляться социальным и государственным факторами, в силу не желания выделяться среди других граждан, которые никаким образом не подкрепляют экологическое сознание, тем более, если государством поведение личности не контролируется. Тем самым это подавление личностного фактора мешает проявлять человеку свое экологическое сознание и поведение. И наоборот, если человек не имеет развитого экологического сознания, но его окружение требует от него эко-сознательности и эко-поведения, а государство выражает в его отношении взыскания, то человек вынужден вести себя эко-сознательно, хотя личностные особенности к этому не предрасполагают.
Таким образом, государственный и социальный факторы могут компенсировать недостаток экологического сознания и влиять на экологическое поведение личности. Но, к сожалению, обратная связь не всегда возможна.
Государственный фактор, влияющий на экологическое поведение, регулируется с помощью экологических принципов, которые понимаются как закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем экологического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.
Экологические принципы находят отражение в законодательных документах как на федеральном (федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»), так и международном (хартия туризма, глобальный этический кодекс туризма) уровнях.
В таблице № 1 представлено, каким образом они регулируют взаимоотношения между туризмом, гражданами, государством и экологией на международном, всероссийском и муниципальном уровнях.
Таблица 1 – Регулирование эко-поведения местного населения и туристов с помощью эко-принципов на международном, всероссийском и муниципальном уровнях
Участники |
Уровень |
Наименование документа |
Содержание |
Местное население |
Междуна-родный |
Хартия туризма |
Имеет право на свободный доступ к своим собственным туристским ресурсам, обеспечивая своим отношением и поведением бережное отношение к окружающей природной и культурной среде; |
Всероссийский |
ФЗ РФ |
Обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. |
|
Муниципальный |
Обязаны принимать участие в городских субботниках; Имеют право на экологическую экспертизу. |
||
Туристы |
Международный |
Кодекс туриста |
Должны проявлять самое большое понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния последнего. |
Глобальный этический кодекс туризма (принципы туризма) |
Не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде. |
||
Не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством. |
|||
Обязаны охранять природную среду и ресурсы в целях обеспечения здорового, поступательного и устойчивого экономического роста на благо равноправного удовлетворения потребностей и устремлений сегодняшних и завтрашних поколений. |
|||
Должны признать роль международных организаций. Занимающихся вопросами продвижения и развития туризма, защиты прав человека и охраны окружающей среды и здоровья, с учетом соблюдения основных принципов международного права. |
|||
Всерос-сийский |
ФЗ РФ |
Обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. |
|
Муници-пальный |
Положение об отделе охраны окружающей среды |
Не представлен |
Из данных таблицы следует, что на каждого участника туристского процесса возложено много обязательств. Местное население обязано принимать активное участие в городских мероприятиях по защите окружающей среды. Туристы в свою очередь не должны допускать преступных, вызывающих и оскорбительных действий, не должны участвовать в незаконном обороте ценных вещей. Так же как и местное население, туристы обязаны охранять природную среду и природные ресурсы.
Необходимо обратить внимание на то, что на международном и всероссийском уровнях поведение граждан и туристов регулируется, а на муниципальном уровне регулирование не представлено в полной мере.
В свою очередь обязанности государства также выражены в хартии туризма, глобальном кодексе туризма и в Федеральном законе РФ.
Таблица 2 – Обязанности государства, выраженные в хартии туризма, глобальном этическом кодексе туризма и ФЗ РФ.
Наименование документа |
Содержание |
Хартия туризма |
Должно способствовать росту туристского сознания и содействовать контактам посетителей с местным населением с целью улучшение взаимопонимания и взаимного обогащения; |
Необходимо способствовать распространению соответствующей информации: о фауне, флоре и других природных ресурсах, которые должны быть защищены; |
|
Глобальный этический кодекс туризма |
Должно содействовать более равномерному распределению потоков туристов и посетителей по времени и пространству, особенно, связанных с оплачиваемыми отпусками и школьными каникулами, а также способствовать сглаживанию сезонности; |
Следует планировать объекты туристкой инфраструктуры и виды туристской деятельности таким образом, чтобы обеспечивать защиту природного наследия, которое составляют экосистемы и биологическое разнообразие, а также охранять виды дикой фауны и флоры, которым грозит исчезновение. |
|
Должно стимулировать в финансовом плане все те формы развития туризма, которые позволяют экономить редкие и ценные природные ресурсы, особенно, воду и энергию, а также в максимально возможной степени избегать образования отходов. |
|
Ф |
Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и Социальных интересов человека, общества и государства в целях Обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; Независимость государственного экологического надзора; Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; Обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; Сохранение биологического разнообразия; Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды. |
Делая вывод по данной таблицы, можно обратить внимание на то, что обязанностей к государству предъявлено в большом объеме. Государство должно обеспечивать граждан необходимой информацией, воспитывать высоко экологически сознательных людей. Также государство должно обеспечивать: равномерное распределение потоков туристов; защиту природного наследия; финансово поддерживать как на государственном, так на региональном и местном уровне развитие туризма. Но выполнение заявленного не всегда прослеживается в действительности. Политика местного самоуправления должна выполнять все вышеуказанные в таблицы обязательства.
В данном случае мы демонстрируем отражение государственной политики на примере деятельности отдела охраны окружающей среды администрации Артемовского городского округа, которое представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Декларируемые задачи отдела по охране окружающей среды и их реализация
Декларируется |
Осуществляется |
|
Контроль |
предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности; |
вывоз мусора |
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на территории Артемовского городского округа; |
учет и оценка состояния окружающей среды проводится по данным статистики Приморского края. |
|
учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории Артемовского городского округа; |
||
координация деятельности природоохранных служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения на территории Артемовского городского округа; |
ведется учет и оценка состояния окружающей среды, проводятся экологические экспертизы |
|
осуществляет муниципальный лесной контроль |
муниципальный контроль не осуществляется, состояние лесов контролирует лесной федеральный фонд |
|
осуществляет муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения. |
муниципальный контроль не осуществляется |
|
Организация и обеспечение |
сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека; оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды; привлечение населения к выполнению на добровольной основе социально-значимых работ (в том числе дежурств); организация и материально-техническое обеспечение проведения социально-значимых работ; |
выделяются деньги, привлекаются люди для уборки свалок; организовываются общественные субботники; вывоз мусора с частного сектора. Заключение договоров с население на вывоз мусора с частных секторов. Ставится табличка о запрещении выброса мусора. |
организовывает мероприятия по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; |
Парки АГО: детский, взрослый, на шахте амурской, на угловом, заводской. Парки находятся в плачевном состоянии, окружают их старые деревья, в частности тополя. На сегодняшний день существует плановая вырубка старых перестойных тополей из-за угрозы их падения. Ведется плановая посадка деревьев. |
|
организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий; |
В полномочия входит охрана памятники природы только местного значения, но в управлении муниципального имущества не числятся памятники природы местного значения, не определены. |
|
организовывает мероприятия по охране окружающей среды на территории Артемовского городского округа. |
||
Юридический и политический аспект |
укрепление законности и правопорядка; |
|
защита конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду в Артемовском городском округе; |
||
взаимодействие с территориальными органами государственной власти, органами государственной власти Приморского края в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. |
Ежемесячный отчет проведенной работы отправляют в департамент окружающей среды приморского края. |
|
Информация и пресса |
обеспечение населения Артемовского городского округа необходимой информацией в части использования и охраны окружающей природной среды. |
Информируют в газете «Выбор», круглые столы, телевидение; Информирование населения по состоянию окружающей среды приводя данные через СМИ 1 раз в год. – 4 квартал – ноябрь. Круглые столы по тематики, население. Проводится работа в основном с детьми. «Самые нормальные люди – это дети!» |
Не все функции в полной мере удается реализовать муниципалитету. Причиной этого может служить недостаточное финансирование, низкая активность жителей Артемовского городского округа, как следствие низкого уровня эко-сознания и эко-поведения. В добавок к тому, что работа с населением не охватывает весь спектр задач.
Рассматривая муниципальные программы, реализуемые на территории Артемовского городского округа (на 01.10.2013 год), следует обратить внимание на долгосрочные целевые программы по работе с обществом. Анализ этих программ выявил, что кроме патриотического воспитания и поддержки некоммерческих организаций, никаких программ по формированию эко-сознания и эко-поведения нет. Это же проявляется и на уровне края, например, в седьмом международном экологическом форуме «Природа без границ» среди задач по формированию и развитию эко-сознания выявлена всего лишь в одном случае, в резолюции.
Несмотря на трудности, работа ведется. В 2013 году, который объявлен годом охраны окружающей среды, в Артемовском городском округе проводится мероприятия, связанные с приобщением детей и подростков к экологии: 14 экологических уроков, часов экологии и познавательных программ; 7 различных выставок посвященных окружающее среде; 1 встреча с генеральным директором Приморского регионального фонда «Дальневосточный леопард»; 4 конкурса; 1 семинар; 1 лекция; 3 познавательные игры; 1 утренник, в рамках экологического просвещения; 2 театральных представления; 1 фильм и 2 конференции [5].
Заявленная гипотеза подтвердилась, экологические принципы туристской деятельности в большей степени находят отражение в эко-сознании, чем в эко-поведении жителей Артемовского городского округа. В результате исследования эко-сознания и эко-поведения была выявлена их противоречивость у жителей Артемовского городского округа. С одной стороны, они осознают, что находятся под влиянием глобальных экологических проблем, способных повлиять на жизнедеятельность всего населения планеты; с другой – в отношении жителей к природе в целом проявляется оторванность и отчужденность от окружающего мира природы.
Относительно эко-принципов обнаружено, что существует несоответствие между декларируемым и осуществляемым в действительности, также обнаружены проблемы относительно государственного уровня. Причиной этого может служить недостаточное финансирование, низкая активность жителей Артемовского городского округа, как следствие низкого уровня эко-сознания и эко-поведения.
В связи выявленными проблемами в работе, следует повышать развитость эко-сознание и эко-поведение на индивидуальном, муниципальном и государственном уровне.
Для развития и улучшения уровня эко-сознания и эко-поведения, рекомендуем разработать муниципальные долгосрочные целевые программы: «Экологическое воспитание жителей Артемовского городского округа»; «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления».
На базе «Клуба путешественников» предлагаем организовать туристический Экоцентр, где предлагаем проводить «Зеленые уроки», мастер-классы, показывать видео фильмы; вести журналистскую деятельность – регулярно публиковать заметки по экологической тематике в новостных лентах Артема, выступать в передачах, налаживать взаимодействие с журналистами городских СМИ. Создать информационный фильм с рабочим названием: «Творить и сохранять», популяризирующий принципы эко-проектирования. Также предлагаем организовать общественную экологическую приемную, куда горожане могут сообщить о нарушениях, озвучить предложения по улучшению охраны окружающей среды. Организовать проведение один раз в месяц акции по сбору макулатуры, пластика и батареек, также провести эко-акцию «НЕпакет», где будет предложена минимизация использования пластиковых пакетов с заменой на красивые многоразовые сумки из натуральных материалов; Проводить «Экофестивали». Необходимо формировать положительный имиджа эколога-активиста в молодежной среде, вовлекать новых членов в практическую деятельность по экологическому просвещению. В рамках этого организовать выездные эко-смены.
Список используемых источников
1 Качераускайте Т.Л., Бубновская О.В. Современные наукоёмкие технологии №9. Материалы конференции. Социологические науки. Секция «Влияние туризма на окружающую среду» [Текст]: Влияние туристского опыта на экологическое сознание людей/ Т.Л. Качераускайте, О.В. Бубновская 2013. – С. 46-47.
2 Экологическое сознание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gendocs.ru/v18783/
3 Лебедев А.В. Региональная экологическая политика. Приморский край [Текст]: особо охраняемые природные территории/А.В. Лебедев – Москва: Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», 2013. – С.33.
4 Психология. Русский путь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/_article/vbiosfere-nashix-interesov/5/
5 ОТЧЕТ по мероприятиям, проведенным в Приморском крае в I квартале. Информация о мероприятиях, проведённых администрацией Артёмовского городского округа, в рамках Года охраны окружающей в первом квартале 2013 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/the-year-of-protection-of-the-environment/activities-carried-out-in-primorsky-krai-the-report-.php