Целью работы является исследование экологических аспектов использования автомобильного транспорта в туризме малых городов на примере г. Артема Приморского края.
Туризм как система существует в рамках трех взаимосвязанных суперсистем: общество, экономика и природная среда. Являясь частью социальной сферы, туризм выполняет целый ряд функций, таких как создание условий для перемены видов деятельности и отдыха, обеспечение охраны здоровья, обслуживание процесса потребления, формирования общеобразовательного и культурного уровня населения. Динамика развития национального туристского баланса может считаться одним из индикаторов уровня благосостояния и развития экономики не только страны, но и отдельных ее регионов.
Туризм обеспечивает разнообразие впечатлений, контрастную смену обстановки и видов деятельности, эффективно способствует ослаблению нервного напряжения. Туризм позволяет повысить интеллектуальный уровень путешествующих путем их участия в культурно-познавательных и обучающих туристских программах. Однако индустрия туризма эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Поэтому Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 года одним из принципов туристической деятельности провозгласила, что «неиспорченная естественная, культурная и человеческая окружающая среда является основным условием развития туризма. Более того, рациональное управление туризмом может внести значительный вклад в защиту и развитие физической окружающей среды и культурного наследия, а также повышение уровня жизни» [1].. Следовательно, инновационными решениями экологических проблем внутреннего туристического рынка является развитие экологического туризма.
Газ в моторах - экономия, экология, эффективность…
Исследование изменения экологии окружающей среды с использованием автомобильного транспорта в туризме показывает, что наибольшее загрязнение атмосферы происходит за счет выбросов вредных веществ отработавших газов. Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу отработавшими газами при сгорании топлива при осуществлении перевозочных услуг автомобильным транспортом представлено в таблице 1.
Таблица 1. Количество вредных веществ в г/км, выбрасываемых в атмосферу при сгорании топлива
№п.п |
Вид топлива |
СО |
СНп |
+ NOх |
Твердые частицы |
1. |
Бензин |
2.2 |
0.5(суммарно) |
- |
|
2. |
Дизельное топливо |
1.0 |
0.9 |
0.7 |
0.05 |
3. |
Газ |
0.3 |
0.4 |
- |
- |
Анализ выхлопов вредных веществ при сгорании топлива (таблица 1) показывает, что наименьшее количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу при сгорании газообразного топлива, т.е. наиболее экологически чистым топливом является газ.
Газ действительно является наиболее реальной альтернативой бензину и дизельному топливу. Переход на газомоторное топливо дает и экономический эффект- оно существенно дешевле нефтепродуктов , и при этом улучшение экологии позволит снизить заболеваемость населения в больших городах.
В отличие от бензина и дизельного топлива, газ сгорает со значительно меньшими выбросами в атмосферу. Пробы на токсичность показывают, что при замене бензина газом, снижается выброс многих ядовитых веществ: окиси углерода в 2-3 раза, углеводорода в 2 раза, оксида азота в 1,5 раза.
Уровень шума двигателя, работающего на газе ниже по сравнению с бензиновым, кроме того, отходящие газы ниже по температуре и не содержат соединений серы. Если взять условный автомобиль со средним расходом бензина 7 л/100 км, то замена бензина на газ сократит выбросы CO2 в атмосферу на 24% [2]. Кроме перевода автомобилей на газ не существует другой технологии, которая могла бы в короткие сроки и с незначительными инвестициями обеспечить сокращение вредных для окружающей среды автомобильных выбросов.
Чем выше октановое число топлива, тем выше его качество. У газа среднее октановое число -105, бензин в зависимости от марки имеет октановое число 92, 95, 98. Октановое число топлива влияет и на мощность двигателя, и на его долговечность. Эксплуатация подтверждает, что автомобили, на которых в качестве топлива используется газ, более выносливы. Они гораздо дольше эксплуатируются без ремонта. При сгорании в двигателе газа образуется меньше золы и твердых частиц, из-за которых в бензиновых двигателях повышается износ поршней и цилиндров. Кроме того, газомоторное топливо не вызывает коррозию металла, масляная пленка не смывается со стенок цилиндров, как это бывает при использовании бензина. Срок службы двигателя, работающего на газе, увеличивается в полтора–два раза.
Магистральный газопровод «Сахалин – Хабаровск – Владивосток»
Газотранспортная система (ГТС) «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» является одним из первоочередных объектов Восточной газовой программы - Государственной «Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР». Программа утверждена в сентябре 2007 года приказом Министерства промышленности и энергетики РФ[3].
Программа единой системы добычи и использования газа предполагает формирование на Востоке России центров газодобычи в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Камчатском крае. Программой определено, что вместе с созданием центров газодобычи и единой системы транспортировки газа будут синхронно развиваться газоперерабатывающие и газохимические производства, в том числе мощности по производству гелия и сжиженного природного газа (СПГ).
В настоящее время в Ханкайском районе Приморского края планируется строительство завода по СПГ.
Запасы газовых ресурсов и формирование газотранспортной системы на Востоке России [3].
1. Юрубчено-Тохомское. Запасы: 700 млрд куб. м
2. Собинско-Пайгинское. Запасы: 170 млрд куб. м
3. Ковыктинское. Запасы 2,000 млрд куб. м
4. Чаяндинское. Запасы 1,240 млрд куб. м
5. «Сахалин I–II». Запасы 900 млрд куб. м
6. Перспективные участки Сахалинского шельфа
Таким образом, газовая и перерабатывающая отрасли на Востоке России будут развиваться комплексно. Преимущества восточного газа, содержащего много ценных компонентов, будут использованы с максимальной эффективностью.
Особенный интерес представляет газификация автомобильного транспорта.
13 мая 2013г. Российское правительство приняло постановление о переводе на газовое топливо не менее половины общественного транспорта в стране. К концу 2013 года будет подготовлена нормативно-правовая база перехода на использование газа общественным транспортом. В апреле 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что автомобили, работающие на газе, являются одним из самых перспективных видов транспорта. В настоящее время в России существует более трех тысяч заправочных станций, продающих пропан-бутан. Количество автомобилей, работающих на таком газе, составляет 1,1 миллиона единиц — около 2 процентов от общего автомобильного парка России[3].
Использование газа в качестве топлива в двигателях автомобильного транспорта в зоне Приморского края является в настоящее время наиболее приемлемым и эффективным. Проект газификации Приморского края до 2013г. [5] предусматривает обеспечение населения, промышленности и транспорта природным газом в количестве - до 47,2 млрд. м3 газа в год.
В сентябре 2011года в Приморском крае был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс ГТС(первая очередь газопровода в бухте Аякс на острове Русский), начались поставки газа потребителям Владивостока.
Согласно Инвестиционного проекта развития Приморского края до 2015г. [4] в Приморском крае на территории г. Артема предусматривается строительство игорной зоны. Строительство игорной зоны на бухте Муравьиная Уссурийского залива предполагает приток туристов в Приморье до 500тысяч в год [4].
При перевозке туристов на б.Муравьиная и обратно будет использоваться автомобильный транспорт.
Протяженность трассы Международный аэропорт «Владивосток» - б. Муравьиная составляет 25км.
Доставка туристов по данному маршруту потребует около 2000 автомобильных рейсов в год автобусами вместимостью 25 человек ( формула 1).
N = S/n = 500000/25 = 20000 (1)
где: N- количество рейсов,
S – планируемое количество туристов,
n – количество мест .
Количество рейсов по перевозке туристов в один день в одном направлении по маршруту Международный аэропорт «Владивосток» - б. Муравьиная составит:
N* = N/360 = 20000/360 = 55
Двухсторонняя перевозка туристов (в одном направлении и обратно) потребует до 110 рейсов автобусов в день. Учитывая, что обслуживание туристов потребует дополнительный автомобильный транспорт около 110 рейсов, суммарное количество рейсов в один день составит примерно 220рейсов. Общая протяженность трассы за один день будет равна 5500км = (220·25км).
Расчет выбросов вредных веществ отработавших газов по обеспечению транспортных услуг на маршруте Международный аэропорт «Владивосток» - б. Муравьиная общей протяженностью 5500км представлен в таблице 2.
Таблица 2.Выброс вредных веществ отработавшими газами на маршруте Международный аэропорт «Владивосток» - б. Муравьиная
№п.п. |
Вид топлива |
СО, г |
СН + NO. г |
Твердые частицы, г |
1. |
Бензин |
12100 |
2750 |
- |
2. |
Дизельное топливо |
5500 |
4950 |
275 |
3. |
Газ |
1650 |
2200 |
- |
Анализ выбросов вредных веществ на трассе Международный аэропорт «Владивосток» - б. Муравьиная приводит к выводу, что применение автомобильного транспорта по перевозке туристов на примере г.Артема Приморского края экологически безопасно с использованием в качестве автомобильного топлива – газа.
Литература:
Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 г.- http://zakon. law 7. ru > base 71 /part 5 /d71 ru 5897. htm
Газ в моторах от «Газпром газэнергосеть» - http://www.dddkursk.ru/
Восточная газовая программа - http://www.gazprom.ru/about/prodaction/projects/east-program/
Постановление Российского правительства о переводе общественного транспорта на газ - http://zakon.ru>-transport-v-rossii,html/
Инвестиционные проекты Приморского края- http://primamedia. ru/
Постановление Российского правительства о переводе общественного транспорта на газ - http://zakon.ru>-transport-v-rossii,html/
Борисюк Н.В./ Экология и жизнь // Автомобильно-дорожный комплекс в системе городской экологии / -2013. - № 1.
Константинов А.П../ Экология и жизнь // Экология и здоровье: опасности мифические и реальные / -2012. - № 9.
Экологический класс Евро - http://rgsert.com/priceandavailability/8-prices-and-terms/46-ecological-class-of-euro-price