Рекламная индустрия – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, который появился в нашей стране лишь в постсоветский период. В настоящее время специалисты по рекламе и PR весьма востребованы. Это связано с той большой ролью, которую они играют в формировании имиджа компании и продвижении ее продукции/услуг на рынок. Таким образом, от эффективной работы рекламного отдела в значительной мере зависит репутация компании и, в конечном счете, ее прибыль.
Управление рекламной деятельностью представляет собой один из важных процессов функционирования предприятия. Понятие «управление» связано с английским термином «менеджмент», поэтому специалисты называют управление рекламной деятельностью «рекламным менеджментом».
Термин «управление рекламной деятельностью» можно охарактеризовать как способ, обеспечивающий исполнение субъектом рекламы финансово-хозяйственной деятельности в рамках рекламного рынка. Субъектом рекламного менеджмента являются высшее руководство фирмы-рекламодателя, функциональные руководители ее маркетинговой службы и сотрудники рекламных подразделений. Объектами рекламного менеджмента являются потенциальные потребители, торговые посредники и общественное мнение.1
Суть рекламного менеджмента может быть рассмотрена с различных сторон, с одной стороны, согласно системному подходу: реклама - одна из функциональных подсистем маркетинга, а маркетинг – одна из составляющих общей системы функционирования фирмы. Таким образом, управление рекламой является составным элементом системы управления маркетингом.
С другой стороны, рекламный менеджмент можно рассматривать как процесс взаимодействия основных участников рекламной деятельности (субъекта и объекта рекламного менеджмента).
Не менее важным в рекламном менеджменте является функциональный подход. Среди основных функций управления, определенных еще классиком менеджмента Анри Файолем, выделяются:
- информационное обеспечение процесса управления;
- целеполагание, или планирование;
- организация и руководство практической реализацией поставленных целей;
- контроль.
Необходимо умело применять все вышеуказанные функции в управлении рекламной деятельности.
Рассмотрим основные составляющие рекламного менеджмента.
Основные требования к организации информационного обеспечения рекламы следующие:
- полнота и объективность информации;
- систематизированность информации;
- удобство использования информации;
- разумная достаточность для принятия эффективных управленческих решений [2].
Планирование - управленческий процесс определения целей рекламной деятельности и путей их достижения.
Задачи рекламного планирования:
- определение места рекламы в комплексе маркетинга в тесной увязке с товарной, сбытовой и ценовой стратегией;
- осуществление системы мер по анализу, оценке и контролю рекламной деятельности;
- концентрация ресурсов рекламы на важнейших направлениях их использования;
- эффективное расходование бюджета;
- определение перспектив рекламы на долгосрочном уровне;
- объединение всех сотрудников, координация их деятельности.
Процесс планирования начинается с определения руководством миссии фирмы и видения (видение - чем и где компания планирует стать в конкретно обозначенное время в будущем). Миссия и видение отражаются во всех коммуникациях фирмы.
Следующий этап – ситуационный анализ.
Направления ситуационного анализа:
- анализ внешней среды;
- анализ внутренней среды;
- анализ стратегических альтернатив дальнейшего функционирования фирмы.
В процессе ситуационного анализа исследуются следующие элементы и факторы маркетинговой деятельности фирмы:
- отрасль экономики, в которой работает фирма (общие тенденции развития отрасли; характеристики спроса на ее продукцию; анализ деятельности крупнейших фирм в данной отрасли);
- рынок (кто является покупателем; сегменты рынка; потенциал рынка; география рынка; история развития и тенденции изменения рынка; доля рынка конкретного товара, занимаемая фирмой и т.д.);
- конкуренция (кто является конкурентом; сильные и слабые стороны конкурентов; особенности маркетинговой, в том числе рекламной, политики конкурентов; доля рынка, занимаемая конкурентом и т.д.);
- поставщики и посредники (кто является поставщиком; его ближайшие конкуренты и возможность смены поставщика; обоснованность его ценовой политики; кто является посредником; к какому типу принадлежит (торговый, маркетинговый, финансовый); эффективность сотрудничества с посредником; его участие в совместной рекламной деятельности и т.д.);
- фирма (история развития; сфера деятельности; тенденции развития; размер; репутация; сильные и слабые стороны; позиционирование фирмы относительно конкурентов и т. д.);
- товар (инновационная деятельность; качество; дизайн; упаковка; сильные и слабые стороны; рекламная поддержка; позиционирование товара и т.д.);
- ценовая политика (история развития; основные тенденции; сравнение с ценообразованием конкурентов; отношение со стороны менеджеров, покупателей, каналов распределения и т.д.);
- сбытовая политика (история и оценка того, как и где распределялся товар; текущие тенденции; отношения фирмы с участниками каналов распределения; проводимая политика в сфере рекламы по месту продажи, рекламным программам с участием дилеров и т.п.);
- коммуникационная политика (история развития; используемые элементы системы маркетинговых коммуникаций; бюджет; обзор рекламных стратегий, тем кампаний; эффективность предыдущей рекламной деятельности и т.д.).
Следующий этап - определение рекламных целей фирмы.
Чаще всего в качестве целей фирмы определяются:
- позиционирование (перепозиционирование) фирмы;
- объем продаж в целом и по отдельным товарным группам;
- сбыт на отдельных целевых сегментах рынка;
- доля конкретного рынка, которую необходимо занять фирме;
- темпы роста объема сбыта в целом и по отдельным товарам, рынкам [3].
Следующий этап – разработка коммуникационно-рекламной стратегии.
Основными составляющими рекламной стратегии являются:
- целевая аудитория (потенциальные потребители и те, кто принимает решение о покупке);
- концепция товара (каким реклама представит товар целевой аудитории зависит от того, как товар позиционируется, чем отличается от конкурентов, на какой стадии жизненного цикла товара находится, каковы его упаковка, качество, марка);
- разработка каналов рекламных коммуникаций;
- разработка рекламного обращения.
Информационное обеспечение и планирование должны применяться в комплексе с другими функциями управления.
Список литературы
Батра, Р. Рекламный менеджмент [Электронный ресурс]: электронная газета. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/151211/problemy-upravlenija-reklamnoy-dejatelnostyu.html
Майерс, Д. Д, Рекламный менеджмент / Д. Майерс, Д. Аакер. – Вильямс, 2010. - С. 33.
Максимцова, М., Основы менеджмента / М. Максимцова. – Спб: Питер, 2010. - С. 88.
Poмaт, Е. Внутрифирменный контроль [Электронный ресурс]: электронная газета. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/reklama/reklama-0043/
Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе. – Москва, 2012. – 401 с.