Человеческая деятельность (экономическая, политическая, социальная), как правило, связана с работой той или иной команды. Компетентная расстановка участников команды с учетом выполняемых ими ролей предопределяет результат, от этого зависит значительная доля успеха. Формирование команды, эффективная работа которой обеспечит достижение миссии и значительно ускорит процесс реализации целей организации, должно стать первостепенной задачей каждого руководителя. Особенно важно это для организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская организация постоянно разрабатывает и реализует разнообразные проекты. Понятие «проект» интерпретируется по-разному. Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение В.А. Заренкова: «проект – это идея и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата» [3, с. 11].
По нашему мнению, команду проекта следует создавать не по принципу формального распределения (в силу занимаемой должности, по личному усмотрению руководителя), а в соответствии с ролью, которую выполняет тот или иной сотрудник.
В.Р. Веснин выделяет следующие роли участников трудового процесса:
- координатор – обладает немалым организаторским потенциалом, направляет активность других членов на достижение цели;
- генератор идей – самый способный член коллектива, неспособный воплотить свои идеи в жизнь;
- контролер – обладает глубокими знаниями, эрудицией, опытом, вследствие чего может оценить любую идею, подтолкнуть к работе остальных членов коллектива;
- шлифовальщик – обладает широким взглядом на проблему и при возможности может связать ее решение с другими задачами группы;
- энтузиаст – самый активный член коллектива, увлекающий своим примером остальных;
- искатель выгод – своего рода, посредник во внутренних и внешних отношениях, который придает единство действиям членов группы;
- исполнитель – человек, не имеющий собственных идей, но ответственно реализующий чужие идеи;
- помощник – член коллектива, довольствующий вторыми ролями, готовый оказать содействие остальным членам коллектива как в работе, так и в жизни [2].
Данные роли присущи неформальным группам в организации. Многие теоретики выступают за ликвидацию неформальных групп, так как они негативным образом влияют на рабочий процесс. Однако в экономике формирующегося постиндустриального общества, в условиях усиления информатизации и сетевизации деятельности неформальные группы нужно не только сохранять, но и тесно с ними сотрудничать, так как присущий им командный дух значительно повышает результативность работы.
В.Н. Бурков и Д.А. Новиков, специалисты в области теории управления активными системами, выделяют ряд фаз жизненного цикла проекта: начальную фазу (сбор исходных данных и анализ существующего состояния; представление предложений, их апробация и экспертиза; утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы); фазу разработки проекта (формирование команды проекта; развитие концепции и разработка основного содержания проекта; календарные планы); фазу реализации проекта (заключение контрактов; организация выполнения работ; организация и управление материально-техническим обеспечением работ; оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта; решение возникающих проблем и задач); фазу завершения проекта (эксплуатационные испытания окончательного продукта проекта; подготовка итоговых документов; разрешение конфликтных ситуаций; реализация оставшихся ресурсов; расформирование команды проекта) [1, с. 18–19].
В соответствии с выделенными фазами, перечнями видов работ и выполняемыми ролями предлагается вариант расстановки участников команды в ходе реализации проекта. Начальная фаза – Координатор, Генератор идей, Помощник. Фаза разработки проекта – Координатор, Искатель выгод, Шлифовальщик, Помощник, Исполнитель. Фаза реализации проекта – Контролер, Энтузиаст, Помощник, Исполнитель. Фаза завершения проекта – Координатор, Шлифовальщик, Генератор идей, Помощник.
Компетентное распределение сотрудников в соответствии с привычными ролями несет и определенную мотивационную нагрузку, так как они выполняют ту работу, к которой психологически подготовлены. Причем вероятность того, что член команды будет выполнять свое задание с энтузиазмом и интересом, крайне велика. И наоборот, если, к примеру, сотруднику с ролью исполнителя поручить представить предложения по организации проекта на его начальной фазе (выполнить роль генератора идей), то он, скорее всего, с этой задачей не справится.
Распределение сотрудников в соответствии с выполняемыми ролями в команде ускоряет реализацию проекта, минимизирует либо полностью ликвидирует периоды «застоя», является залогом успешного функционирования всей организации.
Список литературы:
Бурков, В.Н., Новиков, Д.А. Как управлять проектами: Научно-практическое издание / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. — М.: СИНТЕГ— ГЕО, 1997. — 188 с.
Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В. Р. Веснин. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с.
Заренков, В. А. Управление проектами: учеб. пособие. – 2-е изд. / А. В. Заренков. – М., СПб: Изд-во АСВ, 2010. – 312 с.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
Aswathappa, K. Human Resource And Personnel Management / K. Aswathappa. – N.: Tata McGraw-Hill Education, 2005. – 686 р.