Бухгалтерский учет - это сфера деятельности, которая оказывает влияние на многие стороны повседневной жизни общества. Достижения в области научно-технического прогресса изменяют все аспекты бухгалтерского дела. Географическая близость континентов и стран, тесные экономические связи, активное участие иностранных компаний в инвестиционной деятельности, расширяющаяся экспансия зарубежного капитала и т.п. заставляют по-новому взглянуть на учетную систему в целом. В настоящее время ученые, работающие в этой области, признают необходимость и целесообразность активизации усилий по сближению национальных учетных систем. Они призывают заложить в основу всей системы учета признак «понятности», определяющий ключевое качество любой учетной информации. Этот важный критерий нашел отражение во всех международных стандартах бухгалтерского учета [1].
В настоящее время направлениями совершенствования бухгалтерского учета следует признать развитие последовательных теоретических и методологических концепций, с помощью которых возможно оценить уже устоявшиеся и возникшие новые учетные представления.
Перспектива развития бухгалтерского учета базируется на тенденциях приближения к принципам и требованиям, закрепленным в международных стандартах финансовой отчетности. Процессы реформирования учета в России привели к некоторой трансформации основ бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете закрепились качественные институциональные изменения, которые оказывают заметное влияние на условия и эффективность его ведения [2].
Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом: формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются: законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента Правительства Российской Федерации); формирование нормативной базы (стандартов); методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета); международное сотрудничество.
Выполнение задач по каждому направлению привело к необходимости принятия нового закона «О бухгалтерском учете», разработке и утверждению около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотру существующих на основе международных учетных стандартов;
В области международного сотрудничества активизированы мероприятия по вступлению в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ.
Переход на формирование сводной бухгалтерской отчетности на основе МСФО касается организаций в разной степени. Для организаций, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг, переход на МСФО означает кардинальное изменение подхода к информации, содержащейся в сводной отчетности. Эта группа организаций составляет сводную бухгалтерскую отчетность на основании тех стандартов, которые издает Лондонский комитет по МСФО. Что касается отчетности юридических лиц, то она формируется по российским правилам, которые разрабатываются уже в течение двадцати лет в полном соответствии с принципами, заложенными в МСФО. Разница в представляемой отчетности по крупным и малым предприятиям заключается еще и в том, что если малому предприятию в большинстве случаев достаточно отчетности в виде двух форм - баланса и финансового отчета (и эта информация может представляться ими, не чаще одного раза в год), то для средних и крупных предприятий требуется представление информации всех форм годового отчета. Причем их отчетность должна быть в соответствующих случаях подтверждена аудиторским заключением. Что касается крупнейших предприятий, то, здесь требуется подробнейшая расшифровка всей существенной информации, включая составление дополнительных таблиц, форм, пояснений [4].
Список использованных источников
1. Бахтин В. История и перспективы МСФО в России [Элек. ресурс]. [http://402fz.4dk.ru/statexp/stati_ekspertov/istoriya_i_perspektivy_msfo_v_rossii, 2012 г.
2.Левицкая С. Бухгалтерский учет: основи, перспективи развития / С.Левицкая // Бухгалтерский учет и аудит. - 2007. - № 8. - С. 7-11Сейдахметова Ф.С.
3.Официальный сайт Министерства финансов российской Федерации http://www.minfin.ru.