Нестабильность социально- экономических и политических ситуаций в стране
обострила проблемы социального сиротства. В настоящее время
проблема сиротства особенно актуальна в связи с демографической
тенденцией уменьшения населения страны и снижения рождаемости. В таких
условиях каждый ребенок в нашем обществе, – это особая ценность.
В российском обществе существует такое явление как социальное сиротство
– это дети, оставшиеся без попечения при живых родителях. Это явление –
одна из самых острых и болезненных проблем современной России. По числу
детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия
занимает первое место в мире. По данным официальной статистики в России
число детей, оставшихся без опеки родителей, составляет от 800 тысяч до 2
миллионов; по неофициальным данным, их свыше 4 миллионов. Для сравне-
ния, после Второй мировой войны во всём СССР сирот было около 600 ты-
сяч [1].
Российское законодательство определяет: социальные сироты− это
дети, которые остались без попечения, единственного или обоих родителей в
связи с:
- лишением их родительских прав;
- признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспо-
собными;
- объявлением их умершими;
- длительной болезнью родителей, препятствующей выполнению
ими родительских обязанностей;
- отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под
стражей в период следствия [2, ст.1].
Социальное сиротство имеет много причин . Основными причинами его в
России являются кризис современной российской семьи и снижение соци-
альной ценности материнства. Кризис семьи проявляется в ослаблении и кров-
но-родственных и родственных связей, увеличении числа проблемных семей,
семей групп риска. Снижение социальной ценности материнства, обуслов-
ленное повышением социальной привлекательности ценностей карьерного
роста и обогащения, выражается в ослаблении у женщин репродуктивного
периода стремления к родительству как осознанному желанию вырастить и
воспитать своего ребенка, что выступает основой отказа от полноценной
заботы о нем. Эта тенденция дополняется ростом числа случаев неподготов-
ленного родительства, когда рождаются дети, к воспитанию которых мать и
отец ни социально- психологически, ни экономически не готовы. Эту ситуа-
цию вызывает тенденция снижения возрастного порога рождаемости,
когда мать и отец настолько юны, что неспособны стать полноценными
родителями своему ребенку.
В настоящее время число детей-сирот в России значительно выросло
за счет увеличения числа детей – социальных сирот. Такая ситуация обуслав-
ливает необходимость привлечения внимания всего общества к проблеме
социального сиротства, к выявлению его источников в современной социаль-
ной ситуации, поиску средств воздействия на это негативное явление. Явле-
нию социального сиротства противостоят многие общественные структуры, в
том числе−теория и практика социальной работы. Наряду с оказанием детям –
социальным сиротам помощи в их устройстве и обеспечении, большое
внимание уделяется здесь профилактике социального сиротства. Это обу-
словлено тем, что социальное сиротство негативно влияет на ребенка в це-
лом, десоциализирует его, оставляет трудноустранимые последствия на дол-
гие годы. Поэтому деятельность по предотвращению социального сиротства
имеет столь большое значение в социальной работе с социальными сиротами.
Следует отметить, что социальная работа с детьми –сиротами не только
актуальна и значима, но и является сложной и трудной. Она требует высокой
квалификации личностной самоотдачи. Серьезные затруднения возникают
не только у специалистов по социальной работе, на практике осуществляю-
щих взаимодействие с детьми, лишившимися попечения живых родителей, и
у тех из них, кто занимается профилактикой социального сиротства. Каждый
случай социального сиротства неповторим, каждый− трагическая ситуация.
Работа с социальным сиротством требует в каждом случае профессионально-
го мастерства, в высокой степени индивидуального подхода, высокого уров-
ня самоотдачи, что сопряжено для человека, осуществляющего эту работу, с
высокими эмоционально-психологическими нагрузками.
В нашем обществе сегодня одной из актуальных и социально значи-
мых проблем является поиск способов снижения роста социального сиротст-
ва и повышения эффективности его профилактики. Социальное сиротство
наносит серьезный вред здоровью, психическому и социальному развитию
ребенка, который сказывается и долгие годы спустя. Минимизация социаль-
ного сиротства, поэтому должна, прежде всего, вестись через его предупреж-
дение, то есть профилактику.
Социальная работа предполагает активную профилактику всех нега-
тивных социальных явлений. Она направлена на предотвращение возможных
физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных
индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального
уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных
целей и раскрытии их внутренних потенциалов[3]. Профилактика
средствами социальной работы является комплексом мероприятий, который
называется социальной профилактикой. Социальная профилактика представляет
собой совокупность государственных, общественных, социально-
медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных
на предупреждение социальной проблемы, социального отклонения. Соци-
альная профилактика, в свою очередь, подразделяется на: первичную, вто-
ричную и третичную. Эффективность осуществления профилактики соци-
ального сиротства средствами социальной работы во многом определяется
комплексным характером профилактического воздействия и профессиона-
лизмом специалиста, его осуществляющего.
Список использованной литературы:
1. Международное Христианское Межконфессиональное Движение XXI
века [Электронный ресурс]. – http://www.iicm.ru/?p=1863
2. Российская Федерация. Президент. О дополнительных гарантиях по со-
циальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
лей [Текст] : федер. закон : [принят. Гос. Думой 4 дек. 1996 г. : одобрен
Советом Федераций 10 дек. 1996 г.] // Собрание законодательства Россий-
ской Федерации. – 1996. – № 52. – С. 11226-11232.
3. Подросток на перекрестке эпох [Текст] / под ред. С. В. Кривцовой. – М. :
Генезис, 2004. – 388 с.