УПРОЩЕННЫЙ БУХУЧЕТ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УПРОЩЕННЫЙ БУХУЧЕТ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Харченко С.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет" филиал в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В декабре 2011 года принят новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. В соответствии с этим законом все организации, включая организации относящиеся к малому бизнесу, в том числе и применяющие УСН, должны вести бухгалтерский учет в полном объеме, начиная с отчетности за 2013 год.

Это одно из главных изменений в бухгалтерском учете напрямую касается "упрощенцев". Им придется вести бухгалтерский учет в полном объеме. Исключение сделано лишь для индивидуальных предпринимателей. Они от бухгалтерского учета освобождены при условии, что ведут налоговый учет, по данным которого можно определить размер "упрощенного" налога. Такие изменения в новом законе вызвали бурную полемику как в кругах специалистов, так и среди предпринимателей. Результатом этих обсуждений стали некоторые «поблажки» в правилах ведения бухучета для малых предприятий. Президент России 2 ноября 2013 года подписал Федеральный закон № 292-ФЗ, которым предусмотрены «поблажки» в части бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для малых предприятий и предпринимателей.

Здесь следует уточнить какие предприятия относятся к малому бизнесу, так как от этого зависит количество предоставленных «поблажек».

Все предприятия занимающиеся бизнесом поделены на четыре группы. Микропредприятием считается предприятие, если численность его работников не превышает 15 человек, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 60 миллионов рублей. Предприятие считается малым, если средняя численность работников в нем составляет до 100 человек включительно, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 400 миллионов руб. Предприятие считается средним если численность его работников составляет до 250 человек и выручка до 1000 млн руб. Предприятие с численностью работников более 250 и выручкаой более 1000 млн. руб. считается крупным. Оба показателя берутся за предыдущий календарный год. Есть еще ограничение по структуре уставного капитала (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ), но в данном случае оно неактуально.

Упрощение плавил бухучета для малых предприятий состоит во- первых, в том что бухгалтерский учет они могут вести кассовым методом, а не методом начисления. Это очень значимо для малого бизнеса, так как и доходы и расходы будут признаваться только после фактической оплаты. Однако при этом надо учитывать, что полученные авансы надо ставить в доход, а выданную предоплату в момент выдачи списывать в расходы нельзя, надо дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства. Особенно важно это положение для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Во-вторых, малым предприятиям будет позволено все существенные ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Проводить ретроспективный пересчет не нужно. Это положение предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина от 28 июня 2010 г. № 63н).

В-третьих, разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов, причем допускается «укрупненное» использование счетов.

В-четвертых, для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма). То есть регистрировать все хозяйственные операции можно только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант рекомендуется для предприятий с числом операций не более 30 в месяц.

В-пятых, бухгалтерскую отчетность предприятия малого бизнеса могут формировать, выбирая наиболее подходящий для себя вариант. Отчетность можно формировать по общим правилам. То есть составлять баланс и все приложения к нему, а также пояснения. Составлять только две основные формы отчетности – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (ранее отчет о прибылях и убытках). В новом Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используется именно термин «Отчет о финансовых результатах». В балансе разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Укрупнение состоит в том, что актив баланса представлен всего одним разделом (а не двумя). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме – 18).

Остальные приложения - «Отчет об изменениях капитала», «Отчет о движении денежных средств» организация вправе заполнять только в том случае, если считает такую информацию необходимой для оценки финансового положения организации. В противном случае их можно не заполнять. Представлять отчетность в ИФНС и Росстат можно как на бумаге, так и в электронной форме через Интернет. Никаких специальных требований на данный счет в законодательстве нет.

Дополнительные «поблажки» в правилах ведения бухучета есть для микропредприятий. Они могут вообще не применять двойную запись. Так сказано в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н). Бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров, в которых должны содержаться все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Это название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра и др.

Каждый регистр необходимо применять для отдельного объекта учета (п. 4.2 Информации Минфина России от 20 февраля 2013 г. № ПЗ-3/2012). Если организация будет вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухучета. Однако, отсутствие двойной записи отменяет применение кассового метода. То есть учет необходимо вести методом начисления. Поэтому организация должна решить для себя, что для нее важнее.

Не попадают под упрощенные правила ведения учета и составления отчетности коллегии адвокатов, нотариальные палаты и микрофинансовые организации, малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. То есть те организации, которые выпускают акции и облигации, НКО, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 г.

  2. Федеральный закон №292-ФЗ от 2.11.2013 «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

  3. Информации Минфина России от 20 февраля 2013 г. № ПЗ-3/2012 Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Просмотров работы: 3277