К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТОМ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Состояние здоровья молодежи – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее [1]. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально – нравственный уровень населения непосредственно зависит от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствует об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечно – сосудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний, а также современный уровень урбанизации, научно – технического прогресса, комфорта является причиной хронического «двигательного голода» [2].

Наиболее уязвимой частью молодежи являются студенты, особенно на начальном этапе обучения, так как именно они часто сталкиваются с различными трудностями, связанными с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, проблемой умственного и психического напряжения, а также нарушения труда и отдыха. Сложившаяся проблемная ситуация определяется недостатком мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом.

Мотивация к физической культуре – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [3].

Нами было проведено социологическое исследование среди студентов первого курса института социальной науки, психологии и педагогики Забайкальского государственного университета с целью выявления уровня мотивации студентов к занятиям физической культуры и спортом. Всего было опрошено 50 студентов, из них 25 девушек и 25 юношей.

Анализируя полученные данные, были выявлены следующие группы мотивов: оздоровительные мотивы, эстетические мотивы, коммуникативные мотивы, административные мотивы.

  1. Оздоровительные мотивы. Для современной молодежи, наиболее сильной мотивацией к занятиям физической культурой и спортом является желание укрепить своё здоровья и предупредить заболевания. Полезное воздействие на организм человека физических упражнений не вызывает сомнений, чтобы быть здоровым, крепким выносливым человеком нужно постоянно и систематически заниматься различными видами физических упражнений.

  2. Эстетические мотивы. Данный вид мотивации основывается на стремлении подрастающего поколения улучшить внешний вид и впечатления, производимого на окружающих.

  3. Коммуникативные мотивы. Совместные занятия физической культурой и спортом с группой сподвижников по интересам являются одной из значительных мотивацией к посещению спортивных учреждений.

  4. Административные мотивы. Занятия физической культурой в ВУЗах являются обязательными. Обязательные занятия проводятся в трех группах: основной, подготовительной, и специальной, для получения зачетов по предмету «Физическая культура».

При исследовании групп студентов было определено, что для занятия физической культурой и спортом, основными мотивами являются административные мотивы (52%). Как стало известно, оздоровительные (18%), эстетические(16%) и коммуникативные(14%) мотивы пользуются наименьшей популярностью среди студентов. Это свидетельствует о том, что студенты не имеют мотивационно - ценностного отношения к занятиям физической культуры.

При выявлении причин, снижающих интерес к занятиям физической культурой, было определено, что таковыми являются: «организация занятия физического воспитания» (62%), «личные качества преподавателя физической культуры» (43%) и «упражнения, включенные в содержание занятий» (52%).

При изучении причин, образующих негативное отношение студентов к занятиям физической культуры, наиболее важными оказались: «загруженность по другим предметам» (62%), «высокие требования программы по физической культуре» (60%), «однообразная форма проведения» (34%).

Учитывая вышеуказанное, нами был сделан вывод, что для воспитания мотивации студентов к занятия физической культурой и спортом

необходимо:

  1. активизировать занятия по физической культуре;

  2. целенаправленно работать по пропаганде физической культуры как одного из самых эффективных средств по укреплению здоровья;

  3. обеспечить студентам равные возможности для занятий физической культурой.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом Забайкальского государственного университета находится на низком уровне. Для организации потребности в занятиях физической культурой и спортом следует использовать индивидуальный подход к физическому потенциалу и тренированности учащихся, создать необходимые педагогические условия, учитывая развитие и интересы студентов к занятиям всевозможными видами спорта, содействующий формированию мотивации к занятиям физических упражнений. Все это сделает возможным повысить уровень физического, психологического и нравственного здоровья студентов, повысить их мотивацию к занятиям физической культурой.

Таким образом, спорт, физическая культура и здоровый образ жизнедеятельности становятся средством создания гармонично развитой личности, способной адаптироваться к условиям жизни и профессиональной деятельности и на этой основе гарантировать высокую дееспособность, творческую активность, а в дальнейшем –отличное физическое состояние на долгие годы.

Литература.

  1. Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство.- М.: Хранитель,2007.- С.332

  2. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф… д-ра пед. наук. – Краснодар, 1998. – 39 с.

  3. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: автореф… д-ра псих. наук – Казань: 1999 – 46 с.

Просмотров работы: 1468