БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЖАЙЛОО-ТУРИЗМА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЭВЕНКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЖАЙЛОО-ТУРИЗМА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЭВЕНКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы данного исследования обоснована, прежде всего, недостаточной развитостью в России и мире вообще джайлоо-туризма, при этом остальные виды экстремального туризма представлены на рынке туристских услуг достаточно широко. За последние годы среди потребителей туристского продукта все больше проявляется спрос на нестандартный отдых и приключения. Многие туристы, в том числе и международные, предпочтут путешествия по неизведанным и экзотическим местам банальному отдыху на пляже с проживанием в отелях повышенной комфортности. И такая тенденция продолжает развиваться. Именно поэтому изучение данного вопроса в настоящее время является очень важным для развития туристской отрасли. Для успешного функционирования туристского предприятия, необходимо предлагать потребителям новые и уникальные предложения. Инновационным подходом в решении этой проблемы станет внедрение на туристский рынок относительно нового вида туризма – джайлоо-туризм. В том числе, мы считаем перспективным его развитие в пространстве не только России, но и Забайкальского края. Это обусловлено наличием большого числа ресурсов, необходимых для организации таких туров. Забайкальский край – уникальное место, где сочетаются как природные объекты, так и культурно-исторические ценности, характерные только для этого региона и при грамотно организованной работе в этом направлении можно добиться не только экономической выгоды, но и усовершенствовать туристскую инфраструктуру, что повлияет на формирование положительного имиджа всего региона в целом [1].

Целью данной работы является проанализировать возможность развития джайлоо-туризма как нового направления экстремального туризма в Забайкальском крае на примере культуры эвенков.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- исследовать культуру эвенков как туристский ресурс для развития джайлоо-туризма в Забайкальском крае;

- разработать джайлоо-тур в Забайкальском крае на основе культуры эвенков.

Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. В результате этого смешения образовались различные хозяйственно-культурные типы Эвенков – «пешие» (охотники), «оленные», «орочен» (оленеводы) и конные, «мурчен» (коневоды), известные также в Забайкалье как «хамнеган», «солон» (русское солоны)[1].

Согласно всероссийской переписи 2012 года, эвенкийское население в Забайкальском крае составляет всего 1 387 человек (0,1 % от общей численности всех народов, проживающих в крае) [3].

По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Забайкалье ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке. В результате познания окружающего мира, человек нуждался в посреднике между миром природы, духов, Вселенной и миром людей. Шаман мог путешествовать в других мирах и общаться с духами умерших или никогда не живших существ. Сущность шаманистского мировоззрения заключается в следующих положениях: 1) мир, в том числе человек, создан высшими существами или же по их велению; 2) вселенная делится на три мира – небесный (угу Буга), земной (дулин Буга) и подземный (хэргу Буга), каждый из них наполнен определенными божествами и духами; 3) каждая местность, гора, озеро, река, лес, имеют своего духа - хозяина, а животное и человек - душу. Душа человека после его смерти становится духом; 4) в мире множество богов и духов с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни - рождение, болезни, смерть, удачу, беды, войны, урожай и т.д. Во главе всех богов стоит Вечное Синее Небо, которое все видит, все знает; 5) человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил, вызывать милость или гнев, симпатию или неприязнь; 6) шаманы - посредники между сверхъестественными существами и людьми, они обладают особыми качествами и правами, дарованными свыше.

Основное хозяйство коренных народов Забайкалья основывалось на охоте, рыболовстве и оленеводстве. Здесь, опять же, нельзя было обойтись без специальных обрядов. Шаман должен был «благословить» охотников и оленеводов, многие обряды были призваны увеличить добычу, улучшить погоду и т.д. Традиционным жилищем были чумы.

Естественно, шаманизм не сохранился до наших дней в чистом виде, однако, и не утратил былого духовного насыщения. Характерной чертой современного шаманизма Забайкалья является его открытость для всех желающих. Шаманы охотно общаются, делятся своими знаниями и демонстрируют при зрителях шаманские обряды.

Согласно краевой долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 гг)», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края №238 от 15 июня 2010 года, особый интерес в сфере развития въездного туризма может представлять специализированный туризм как новое альтернативное направление для привлечения искушенного иностранного потребителя и способ диверсификации внутреннего туристского предложения: охота и рыбалка, туризм экологический, сельский, спортивный, экстремальный, приключенческий, паломнический, этнический, научный [2].

Сохранению эвенкийской культуры может послужить строительство таких туристских объектов как эвенкийские поселения с чумами и подсобным хозяйством, разработка и организация туристских маршрутов по территории перечисленных выше районов севера Забайкальского края. Параллельно значительными мотивирующими факторами для привлечения туристов являются местные природные достопримечательности. Для популяризации и сохранения культуры эвенков может послужить развитие следующих видов туризма:

1. Экстремальный и экологический:

- охота (лось, изюбр, бурый медведь, волк, заяц-беляк, белка, северный олень, горностай соболь и другие представители фауны Забайкалья);

- рыбалка (даватчан, таймень, восточно-сибирский осётр, налим, сиг, ленок, хариус, щука и др.);

- сплавы ( реки Витим, Калар, Куанда, Чара, Алекма и др.);

- кочевые и пешеходные походы (горам Кодара, Чарские пескам);

- изучение редких видов растений (водосбор амурский, рододендрон Адамса, Клевер отменный, Вейник каларский и др.);

- горнолыжные виды спорта (хребет Кодар);

2. Культурно-познавательный (культура местных народов, Чарский краеведческий музей);

3. Бальнеологический (горячие источники);

4. Религиозный (шаманизм, памятники буддизма);

5. Джайлоо-туризм (культура и быт эвенков, шаманизм).

Строительство и развитие туристской инфраструктуры, привлечение коренного населения, заимствование знаний о традиционной культуре из литературных, культурно-исторических памятников позволит, на наш взгляд, не только поддержать культурные традиции эвенков, но и улучшит экономический уровень района.

К сожалению, при большом разнообразии ресурсов, существует множество проблем и сложностей в организации здесь туризма:

- неразвитость материально-технической базы (местные поселки не располагают достаточным количеством средств размещения, есть проблемы с транспортной доступностью и др.);

- под воздействием климатических условий крайнего севера, любой вид туризма, который здесь возможен, в первую очередь – экстремальный;

- неблагоприятная криминогенная обстановка;

- недостаточная информационная освещенность существующих ресурсов, что ведет к отсутствию как спонсорской помощи, так и потенциальных туристов.

При разработке джайлоо-тура необходимо учитывать все вышеперечисленные сложности, которые могу встать на пути его организации.

Перед началом разработки тура нами было проведено маркетинговое исследование с целью обосновать рентабельность проекта, его конкурентные преимущества и провести сегментацию на рынке. Нами был проведен социальный опрос как среди российских граждан, так и среди иностранцев.

Опрос проводился в сети интернет. Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. В опросе приняли в общей сложности 500 человек, в том числе: 230 женщины и 270 мужчин, 300 российских граждан и 200 иностранцев, возрастная категория от 20 до 45 лет.

Ниже приводятся вопросы, задаваемые респондентам и результаты исследования.

  1. Знаете ли вы культуру эвенков Забайкальского края?

Рисунок 1. Результаты ответов на вопрос №1 маркетингового исследования.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что для успешной реализации проекта, необходимо, в первую очередь, размещать больше информации о существующем потенциале в СМИ, интернет и других средствах рекламы и ознакомительной информации.

Для респондентов, ответивших «Нет» или «Знаю только о существовании» была проведена экспресс-презентация, рассказывающая о культурном наследии эвенков, месторасположении этноса, природном и духовном наследии. После чего был задан следующий вопрос:

  1. Хотели бы Вы посетить тур по Забайкальскому краю с возможностью самому погрузиться в культуру и быт эвенков?

Рисунок 2. Результаты ответов на вопрос №2 маркетингового исследования

Большинство населения, прежде всего, ставят вопрос стоимости тура, причем, таких граждан больше среди российских граждан. Среди опрошенных иностранцев этот вариант ответа использовался реже. Тем не менее, при создании тура, наибольшее значение следует уделять расчетам стоимости и попытаться сократить нежелательные издержки (рис.2).

  1. На какую максимально допустимую сумму Вы бы согласились при покупке данного тура?

Рисунок 3. Результаты ответов на вопрос №3 маркетингового исследования.

Исходя из этого мы можем определить в пределах какой стоимости данный тур будет актуальным и будут пользоваться спросом среди туристов. Наиболее приемлемой будет диапазон цены от 20 до 35 тысяч рублей, что сможет удовлетворить как потребителя, так и туристическое агентство (рис.3).

  1. Как вы оцениваете свою физическую подготовку к путешествию?

Рисунок 4. Результаты ответов на вопрос №4 маркетингового исследования

Данный вопрос определяет потенциальную целевую аудиторию – это по большей части молодые люди, способные преодолевать больше трудностей в пути. Возрастной диапазон достаточно велик, поэтому основными потребителями туристского продукта будем считать лиц, подходящим по медицинским рекомендациям. Таковыми являются лица от 20 до 55 лет (рис. 4).

  1. Что Вы прежде всего ждете от путешествия?

Рисунок 5. Результаты ответов на вопрос №5 маркетингового исследования

Данный вопрос был открытый и респонденты могли выбрать несколько ответов. Отсюда видно, что наибольшую ориентацию при проектировке тура следует направлять на создание уникальной атмосферы, а также привнести в тур немного экстрима (рис.5). Все это может быть удовлетворено посредством природных и социально-демографических ресурсов района.

Итак, предполагаемая целевая аудитория – это население старше 23 лет с уровнем дохода не ниже среднего, в том числе стоит учитывать при разработке тура ориентацию на иностранных граждан. Однако, целесообразно разрабатывать маршрут тура из Читы, при этом остальной путь будет рассматриваться индивидуально с каждым туристом.

Немаловажным значением в выборе целевой аудитории является также физическая подготовка туристов. К маршруту не будут допускаться граждане младше 18 лет без сопровождения родителей, граждане старше 65, а также лица, с физическими отклонениями. Это связано со следующими особенностями, которые следует учитывать при организации тура:

  1. Преобладание холодного климата в данном регионе, а также своеобразный рельеф местности. С этим связана сезонность путешествия. Самым благоприятным периодом станет с мая по сентябрь. Также в связи с климатическими условиями туристы должны будут ознакомится со специальными памятками, в которых будут указаны необходимые вещи, которые турист должен иметь при себе во время путешествия, правила поведения во время прохождения маршрутов, а также памятка по обеспечению личной безопасности туристов и общению с местным населением.

Также желательным условием будет наличие прививок от клещевого энцефалита, однако, при ее отсутствии обязательным требованием будет ежедневная обработка открытых поверхностей кожи специальными средствами от насекомых и клещей.

  1. Еще одной особенностью станет обязательное ознакомление туристов с культурой и традициями местного населения, чтобы предотвратить нежелательные конфликты.

  2. При планировании тура следует грамотно подходить к выбору нанимаемого персонала. Гид должен разговаривать помимо русского на иностранном языке (предпочтительно английский, китайский). Гиды являются представителями и носителями эвенкийской культуры и проживают непосредственно в Каларском районе. Они должны обладать глубокими знаниями своей культуры, иметь навыки рыбалки, охоты, оленеводства, то есть традиционными занятиями коренных народов севера Забайкальского края.

  3. Доставка основного рациона питания и самих экскурсоводов к шаманскому лагерю между озерами Большое Леприндо и Леприндокан будет осуществляться отдельно от туристической группы на специальном автотранспорте.

Тур рассчитан на группы от 3 до 6 человек. Это обусловлено сложностью на начальном этапе организовать сразу массовый туризм т.к., недостаточно развита инфраструктура и организаторы не готовы принять группу более 6 человек.

Отличительной особенностью данного тура мы считаем непосредственный контакт туристов с культурой, живой природой, бытом и творчеством коренного народа. Все это станет уникальным проектом в Забайкальском крае.

Ниже приведем расчет себестоимости тура при условии длительности путешествия 7 дней на одного человека с учетом авиа перелета или переезда железнодорожным транспортом (9 дней).

Таблица 1.

Расчет стоимости тура на 1 человека с учетом авиа перелета Чита-Чара-Чита

Наименование услуги

Стоимость, руб.

Авиа перелет Чита-Чара-Чита

11000

Трансфер

800

Питание в путешествии

6000

Обеспечение персонала

7000

Содержание и аренда животных

2000

Строительство и содержание лагеря

1000

Проживание в гостинице «Кодар»

500

Страхование от несчастных случаев

350

Плата за использование предоставляемого снаряжения (палатки, спальники, рюкзаки и др.)

500

Процентная прибыль туроператору, турагентам

2814

НДС (13% от себестоимости тура)

3659

ИТОГО:

35623

Таблица 2.

Расчет стоимости тура на 1 человека с учетом переезда железнодорожным транспортом Чита-Тында--Новая Чара-Тында - Чита

Наименование услуги

Стоимость, руб.

Ж/д переезд Чита-Тынада-Новая Чара – Тында -Чита

7000

Трансфер

400

Питание в путешествии

6000

Обеспечение персонала

7000

Содержание и аренда животных

2000

Строительство и содержание лагеря

1000

Плата за использование предоставляемого оборудования (палатки, спальники, рюкзаки и др.)

500

Процентная прибыль туроператору, турагентам

2374

НДС (13% от себестоимости тура)

3087

ИТОГО:

29361

Общая длина маршрута с исходной и конечной точкой в п. Новая Чара составит приблизительно 120 км, из которых большая часть будет преодолеваться верхом. По нашему мнению, такую протяженность сможет преодолеть практически каждый человек.

Следует учитывать, что при выборе тура с переездом посредствам железнодорожного транспорта, питание в поезде в стоимость тура не включено и оплачивается туристами самостоятельно.

Для сопровождения и руководства туристской группой необходим следующий состав обслуживающего персонала: водитель, гид-переводчик (руководитель туристской группы), инструкторы-экскурсоводы (обязательно местные жители).

  1. Разработав маршрут тура и определив его стоимость, можно сделать вывод, что он не противоречит ожиданиям потенциальных потребителей, согласно маркетинговому исследованию, и при его успешной организации может оказаться рентабельным.

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить что развитие въездного туризма в регионах должно быть приоритетным как со стороны правительства, так и со стороны заинтересованных в этом лиц. Туризм способствует улучшению международных отношений, притоку капитала, возможности для сохранения экологии и культуры. При этом, необходимо разрабатывать уникальные предложения, способные удовлетворить не только физическую потребность туриста в отдыхе, но и развивать его духовные качества, заряжать позитивными эмоциями и новыми ощущениями.

Список литературы:

  1. Штюрмер Ю.А. Кодар. Чара. Удокан. Северное Забайкалье / Ю.А.Штюрмер. – Москва: «Физкультура и спорт», 2009. – 421 с.

  2. Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края [Электронный ресурс] / дизайн и разраб. МинМСВСиТ РФ по Забайкальскому краю. – Режим доступа: http://минмсвэст.забайкальскийкрай.рф/.

  3. Всероссийская перепись населения [Электронный ресрс] / под ред. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/.

 

Просмотров работы: 2192