СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прогрессивные силы мира ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактеризовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода, основанного на толерантности к этническим проблемам. И Казахстан в этом играет не последнюю роль. Эта направленность со стороны государства прослеживается с истоков независимости, и с годами набирает оборот не только по причине актуальности данного вопроса, но и как следствие обращенности политики на идеи мира и согласия в стране, которой по природе своей не безразлична судьба человечества. Как отмечал философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». И прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающим, т.е. совестливым. В настоящее время, прежде всего от социума, среды, моральных и этических качеств человека зависит будущей всей планеты.

Казахстан - страна уникальная. Одна из сторон этой уникальности в том, что это многонациональная страна. В небольшом по населению Казахстане проживают представители 140 этносов и 17 конфессий. Поэтому, вопрос толерантности должен занимать особое место в общественных взаимоотношениях внутри данной страны. Но если исходить из фактов и официальных данных, за время независимости Казахстан зарекомендовал себя как успешное государство с большим человеческим капиталом, правильной политикой и братскими отношениями со странами всего мира.

Казахстан выбирает мир, и секрет успешности, в том числе заключается в мирном сосуществовании данных народностей на одной территории. В стране принята Доктрина национального единства и создана постоянно действующая площадка взаимодействия и переговоров представителей различных национальностей и религий - Ассамблея народа Казахстана. Эта структура представляет собой союз общественных национальных организаций и является стержневой в решении вопросов в национальной и религиозной сферах 1.

Уникальность казахстанской модели толерантности состоит именно в ее целостности, комплексности, с учетом всех интересов. Система на данный момент, я считаю, работает, в том числе и благодаря людям, которым не безразлична судьба народа. Кроме того, мы, как люди, проживающие в государстве, желая при всем этом сохранить свою неповторимость, свою культуру, обогащаться взаимным опытом и знаниями, должны объединиться для того, чтобы не только хорошо жить, но и иметь духовное богатство, гордо нести нажитый опыт и лучшее передавать потомкам. Чувство патриотизма, общности должно сплотить население любой страны, и направить усилия на то, чтобы не растерять, а приумножить материальные и духовные ценности.

Работа с молодежью всегда направлена на идеи мира и согласия. Ведь именно молодые люди представляют будущее страны. Исходя из того, что молодежь наиболее подвержена эмоциям, стресса, работа идет через общественные организации и учебные заведения, которые призваны помочь и направить молодую мысль в нужном направлении. Для этого, я думаю, необходим комплексный подход в системе: дошкольное обучение - школа – колледж - Вуз.

Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью — с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого. Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков, примеров для подражание, особенно эффективно для детей дошкольного и школьного возрастов 2.

Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером, не только детям и школьникам, но и взрослым людям. Порой взрослые, что подтверждено и историей, боятся изменений, чего-то нового, разнообразных проявлений, они открыто нетерпимы к тому, что вызывает у них удивление и выходит за рамки их понимания. Да, человеку может быть что-то непонятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство или не считаться с другими интересами. Толерантность не ставит своей целью перенимать чью-то культуру, принимать чье-то мнение, а она учит уважать это мнение, даже оставаясь при своем, не быть эгоистом, а открывать в себе идеи гуманизма, равенства и активной гражданской позиции. В идеале, эти понятия должны быть заложены в каждом человеке, и государство должно этому непременно содействовать, создавать условия, гарантировать права и защищать интересы.

С детских лет воспитание в личности толерантного отношения в будущем призвано избавить от многих проблем. Воспитанием занимаются на сегодняшний день все: родители, воспитатели, учителя, соседи, знакомые, случайные люди. Того порой не замечая, мы прямо или косвенно влияем на будущее страны. Своим примером, поступками и даже словами мы закладываем определенную картину мировоззрения, создаем себе мир, в котором мы живем. Быть самостоятельным человеком, но в то же время чувствовать себя частью целого, это как раз то чувство, которое объединяет, скрепляет и продвигает вперед. Гордость за свой народ, патриотизм, потребность быть полезным – вот что должно стимулировать всех казахстанцев. Где бы ты не находился, знать где твоя родина, возвращаться назад и воспевать ее - для подрастающего поколения это очень актуально. Толерантность – как показатель высокой культуры населения, является неоспоримым следствием целенаправленного воспитания в рамках гуманистического подхода. Молодое поколение в этом вопросе является центром и основную миссию принимает на себя. Крайне подверженное влиянию извне, молодежь зачастую сходит с проложенного пути. Это и экстримальное направление, проблемы национализма, которые по чье-то идеологии были навязаны в неокрепшие умы. И только трезвая оценка действительности, ясный ум, критическое мышление способны освободить от данных замешательств. Но это далеко не основная проблема. Толерантность как мировоззрение и отношение к жизни, довольно широкое понимание. Это и терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Согласно официальному определению ЮНЕСКО (1995 г), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности..., это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...» 3.

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.

Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют. Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования и имеет историческую, несколько устоявшуюся природу.

В разных странах мира данный вопрос трактуется по-своему. Это зависит от внутренних устоев, сложившегося менталитета и образа жизни. Но тем не менее, на настоящий момент, вопрос толерантности является общим, одинаково важным для всех жителей планеты в целях сохранения мира во всем мире.

Таким образом, воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке». На становление человека как личности влияет множество факторов, и какой фундамент заложен сейчас, таким и будет здание. Противостоит ли оно внешним раздражителям, либо развалится изнутри, дело предсказуемое и во многом является результатом того, что в него вложено.

Воспитание в духе толерантности должно стать общим девизом по работе с подрастающим поколением. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Попытки подростков понять и постичь причины тех или иных традиций, обычаев, расширяют их мировоззрение, формируют уважение к другой культуре, развивают рефлексию. При этом следует отметить, что сам процесс взаимодействий дополняется еще и взаимодействием с учителями и учащимися различных статусов, различных поколений, в которое они включаются как исходно равноправные.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества.

Толерантность как терпимость, уважение, в данных вопросах является главным выходом в решении проблемы 4.

Список использованной литературы

  1. Алексеев, М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. – М. : Арт-Бизнес-Центр, 2001. – 318 с.

  2. Безюлева, Г. В. Толерантность в пространстве образования : учеб. пособие / Г. В. Безюлева, С. К. Бондарева, Г. М. Шеламова. – М. : Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. – 152 с.

  3. Маркова Н. Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. - 2008. - N 10. - С. 51-54

  4. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384 с.

Просмотров работы: 1282