БИО–СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БИО–СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Забайкалье обладает значительным потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных природных ресурсах, ландшафтном и биологическом разнообразии территории, ресурсах минеральных вод различного состава, ресурсах познавательного и научного туризма, орнитологического туризма, геологической и палеонтологической истории края, сохранившихся памятниках археологии, культуры. Для того чтобы рассмотреть ресурсы развития именно экстремального туризма, рассмотрим общую картину распределения и наличия туристских ресурсов Забайкалья. В таблице 1 указан общий список существующих туристских ресурсов Забайкальского края [5].

Таблица 1.

Туристские ресурсы Забайкальского края

Наименование ресурса

Количество единиц

Государственные природные биосферные заповедники федерального значения

2

Государственные заказники федерального значения

2

Памятники природы

53

Природные заказники

15

Научные объекты геологического наследия

105

Целебные источники минеральных вод и грязей

>200

Музей

58

Театры

12

Памятники истории

В том числе федерального значения

846

16

Памятники архитектуры

В том числе федерального значения

1923

22

Памятники археологии

В том числе федерального значения

2779

3

Наличие железнодорожного и автомобильного сообщения между приграничными территориями, инфраструктура, обеспечивающая внешнеэкономическую деятельность и туризм, открытие сквозной автомобильной трассы Москва-Владивосток предоставляют новые возможности круглогодичных путешествий по России для российских и зарубежных авто- и вело-путешественников. Принадлежность монголов, бурят и китайцев, проживающих в Автономном районе Внутренняя Монголия (КНР), к единым этническим корням, их конфессиональное единство, сохранившиеся традиции являются важным ресурсом для развития приграничного туризма (паломнического, семейно-родственного, мемориального) в Забайкальском крае.

При рассмотрении туристских ресурсов немаловажное значение имеет и их географическое месторасположение. Наиболее эффективным и удобным способом изучение туристских ресурсов является разделение на туристские зоны. Оценка территории по ряду специальных параметров: разнообразие туристических ресурсов, сложившийся и потенциальный спектр видов туристической деятельности, интенсивность посещения территории, развитость сервисной инфраструктуры и пр., позволяет выделить в административных границах Читинской области пять туристических зон (рис. 1): Центральная, Северная, Юго-Западная, Южная и Восточная (приграничные районы) [2].

Рисунок 1. Туристские зоны Восточного Забайкалья

Из приграничных районов первую позицию в спортивном и познавательном отношении занимает Юго-Западная туристическая зона. Административно эта зона включает в себя Хилокский, Петровск-Забайкальский, Красночикойский, Кыринский и южную часть Улетовского района, с юга зона примыкает к Государственной границе России с Монголией. По строению рельефа здесь выделяется северная часть Хэнтэй-Чикойского нагорья и отдельные хребты: Яблоновый (южная часть), Малханский, Цаган-Хуртэй и др. Высшей точкой Юго-Западного Забайкалья является голец Быстринский (или Барун-Шабартуй) – 2519 м, чуть ниже вершина гольца Сохондо (2500 м), которая является центром Государственного природного биосферного заповедника «Сохондинский». Такая сложная орография территории позволяет организовывать здесь сложные спортивные походы и путешествия: водные – до пятой категории сложности, пешеходные и лыжные – до четвертой, велосипедные и горные – до второй (из принятых шести категорий сложности в России). Возможно проведение и трансграничных путешествий (сплав по рр. Менза и Онон, конные маршруты, автомобильные и велосипедные путешествия и др.).

Познавательный потенциал этой туристической зоны заключается в уникальных памятниках природы: оз. Шебеты и скального ансамбля Ламский Городок охранной зоны заповедника «Сохондинский» Чикойского монастыря и самобытной культуры семейских Бурсомонского дацана (хранилища литературного памятника буддизма – «Ганчжур») многослойных археологических памятников и др. Здесь возможно дальнейшее развитие спортивных охотничьих туров, агротуризма (знакомство с сельским бытом семейских и казаков, участие в добыче и переработке кедрового ореха и пр.).

Южная и Восточная туристическая зоны не имеют столь высоких категорий сложности проведения самодеятельных и организованных путешествий, но обладают большим познавательным потенциалом в силу нахождения здесь уникальных природных объектов (памятников, живописных ландшафтов, мест обитания редких и красивых растений и животных и пр.) на особо охраняемых территориях федерального значения: Алханайский национальный парк и охранная зона Государственного природного биосферного заповедника «Даурский». Здесь расположены уникальные памятники археологии, палеонтологии, скальные останцы Адун-Челона, памятники бурятской национальной культуры – Цугольский и Агинский дацаны и др. Административно на территории этой туристической зоны расположены Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Оловяннинский, Александрово-Заводский и Калганский районы. Территория славится санаторно-курортными ресурсами (минеральные источники, лечебные грязи Дарасуна, Шиванды, Ургучана, Ямкуна), развитой транспортной сетью, что немаловажно при организации туристической деятельности. Именно эта зона является перспективной для организации трансграничного туризма (познавательный, спортивный, конный и др.).

Центральная туристическая зона не имеет непосредственной границы с зарубежьем, но она выполняет основную функцию по организации и координации региональной и международной туристической деятельности в регионе (краевой центр – г. Чита, где есть относительно развитая туристская инфраструктура). Здесь сформирован основной транспортный узел (вокзалы, аэропорт, транспортные предприятия и др.), сосредоточен информационный ресурс, расположены разнообразные историко-культурные туристические объекты и туристические фирмы. Административных районов три: Читинский, Улетовский и Карымский. Живописные окрестности города с разнообразными туристическими маршрутами и близкорасположенный рекреационный узел Ивано-Арахлейских озер (70 км от г. Читы) заметно выделяют эту зону по количеству посетителей (более 200 тыс. человек только на озерах) среди других туристических районов.

Административно Северная туристическая зона включает Каларский, Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский районы. Здесь на хребте Кодар расположена высшая точка Забайкалья – Пик БАМ (3073 м). Освоение территории туристами со всей страны началось в 60-х годах прошлого столетия, после открытия месторождений полезных ископаемых в северных районах области. Остроконечные пики хребта Кодар с современными ледниками, сложными перевалами и бурными реками, многочисленные водопады и высокогорные озера, песчаная пустыня на «вечной» мерзлоте и потухшие вулканы – все это и многое другое способно удовлетворить запросы самых «бывалых» туристов. Байкало-Амурская магистраль сделала этот район доступным как с запада, так и с востока. С областным центром территория связана воздушным сообщением. Увлекательные и сложные маршруты по порожистым и своенравным рекам, горным отрогам хребтов с «крутыми» перевалами, заснеженными вершинами и ледниками, а также первозданные уголки богатой и легко ранимой северной природы, самобытность и культура эвенкийских поселений и многое другое – все это привлекает многочисленных туристов не только из регионов России, но из-за рубежа [3].

Таким образом, видно, что Забайкальский край обладает ресурсами практически для всех видов туризма, при этом любой, даже самый стандартный тур, будет обладать своими особенностями благодаря уникальности территорий, рельефа, флоры и фауны Забайкальского края. Также необходимо отметить, что на туристском рынке Забайкальского края представлены туры практически по всем возможным направлениям туризма.

В нашем исследовании мы ориентируемся именно на джайлоо-туризм (джайлоо-туризм – это вид экстремального туризма для которого характерно проживание в племенах или удаленных от цивилизации местностях), как особый вид туризма в Забайкальском крае. Он не представлен здесь вообще, хотя, ресурсов для его развития более чем достаточно. Основу джайлоо-туров составляет историко-культурное наследие коренных народов, представляющий собой уникальную, сложившуюся годами совокупность традиций и обычаев, которая должна представлять не только научный интерес, но и представлять собой привлекательный туристский ресурс.

Рассмотрим этнический состав населения Забайкальского края, чтобы определить наиболее перспективные направления для развития джайлоо-туризма.

По данным переписи населения 2012 года национальную структуру населения представляют 70 национальностей, основные из них представлены на рисунке 2 [4].

Рисунок 2. Национальный состав населения Забайкальского края по данным Всероссийской переписи населения 2012 года, в %

Активное освоение территории Читинской области началось чуть больше 150 лет назад. Ранее население было крайне малочисленным и состояло из бурят, тунгусов и потомков казаков, которые заключали браки с представительницами этих народностей. В дальнейшем освоение территории шло за счет бывших каторжан и переселенцев самых разных национальностей — русских, поляков, евреев, татар, украинцев и др.

Исторически сложилось так, что основное население — русские, почти 90%. Русскими считают себя и гураны. Это местное название потомков русских землепроходцев и молчаливых, но гордых и выносливых тунгусок.

Гураны и сейчас сохранили в облике смуглую кожу, широкие скулы, черные и жесткие волосы, полуазиатский разрез глаз, в характере трезвый ум, хитрость, скрытность и подозрительность, а в жизненной философии — восточную мудрость. Это уникальный тип местного населения, основанный на русском и эвенкийском этносах.

Жители долин рек Хилок, Чикой и других мест региона сохраняют самобытный и яркий уклад жизни «семейских» — потомков русских староверов, сосланных в Забайкалье.

Буряты — одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Забайкалья, составляют 5% от всего населения Читинской области. Формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих в Прибайкалье. Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI в. Племена свободно передвигались в пределах от Байкала до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 г. русско-китайской границы это передвижение прекратилось и появились условия для формирования бурятской народности. Многие исследователи сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII–XVIII вв. большинство коренных племен Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности — бурят.

По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 г. буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ — начале ХХ в. во всех бурятских ведомствах население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол. В Читинской области буряты живут в Борзинском, Хилокском, Ононском и других районах. В 1991 г. в Чите создана Ассоциация бурят, проживающих вне автономии [1].

Тунгусы (самоназвания — эвенки, орочоны) составляют самую представительную этническую общность среди малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. Зона их расселения занимает гигантскую территорию от левобережья реки Енисей на западе до Тихого океана на востоке. Представители эвенкийского этноса проживают в трех северных районах Забайкальскогокрая: Каларском, Тунгокоченском, Тунгиро-Олекминском. Эвенки говорят на местных диалектах эвенкийского языка, который относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. В начале ХХ в. многие эвенки юга Забайкалья уже называли себя бурятами, считая своим родным языком бурятский. В отличие от южных районов, на севере Забайкалья аборигенное население было более изолировано от русского и бурятского влияния, что обусловило сохранение культурной преемственности.

Для каларских и тунгиро-олекминских групп эвенков традиционными формами хозяйствования оставались охота и оленеводство. В отличие от располагавшихся южнее тунгокоченских и баунтовских эвенков, которые частично были заняты в золотодобыче, эвенки севера Забайкалья сохранили традиционные формы хозяйства.

Из проведенного анализа мы можем сделать вывод, что наиболее перспективными направлениями для джайлоо-туризма можно считать следующие этносы: русские, буряты, эвенки. Это обусловлено тем, что данные этносы можно считать коренными народами, сохранившими традиционный уклад в традициях, обычаях и повседневной жизни.

Рассматривая географию возможных территорий для развития джайлоо-туризма на базе русскоязычного этноса, мы предлагаем Красночикойский район, который находится в Юго-Западной туристской зоне. Здесь находится поселение русских, сохранивших традиции и клад жизни староверов, сосланных в Забайкалье. Кроме того, поселение находится под защитой ЮНЕСКО и считается объектом мирового культурно-исторического наследия. Также стоит отметить, что туристские программы сюда уже существуют и пользуются большим спросом среди туристов, однако, большинство из них можно рассматривать как туры выходного дня и нет единого тура, позволяющего ознакомиться и ощутить себя частью культурного сообщество. Именно поэтому организация здесь джайлоо-тура позволило бы более эффективно использовать существующие туристские ресурсы и улучшить уже имеющуюся туристскую базу.

Еще одним перспективным туристским ресурсом может оказаться бурятская культура, причем ареал распространения мест с сохранившейся первозданный образ традиций данного этноса гораздо больше, нежели у русских. Перспективными регионами может стать территория бывшего Агинского Бурятского Автономного округа (Агинский, Могойтуйский и Дульдургинский районы). Здесь расположен единственный в Забайкальском крае национальный парк – Алханай, который собрал в себя не только культурно-исторический образ бурятского народа и традиционной религии буддизма, но и располагает большим количеством живописных ландшафтов, памятников природы, уникальной флорой и фауной, а также источником, который по приданиям, обладает целебной силой от многих болезней. В поселке Агинское находиться Агинский Дацан – место очень популярное среди туристов не только Забайкальского края, но и других регионов и даже стран.

Данные объекты уже широко пользуются спросом среди многих туристов, но нет определенного уже разработанного тура, которые позволил бы объединить путешествие по всем туристским ресурсам, и который смог бы охватить в себе все аспекты, необходимые для организации джайлоо-тура.

В своем исследовании мы уделим особое внимание представителям малочисленных народов России – эвенкам. Эта культура обладает такой же самобытностью и уникальностью, как и культура русских и бурят, однако пользуется меньшей привлекательностью. Обусловлено это, в первую очередь, географическим и климатическим фактором. Ареал их распространения – Северная туристская зона забайкальского края, характерная холодным климатом, но также уникальной и завораживающей природой. На территории этой зоны могут развиваться многие виды туризма и уже существуют туристские программы, в основном, опирающиеся на спорт.

В заключение хотеться отметить, что природа Забайкальского края сурова. Для нее характерны большие суточные перепады температуры, климат – резко континентальный, что следует учитывать при организации туров. Кроме того, в отдаленных районах практически отсутствует возможность оказания медицинской помощи, что усугубляется и отсутствием связи. Таким образом, развитее туризма в Забайкальском крае позволит развить инфраструктуру края, использовать более целесообразно природные лечебные грязи и воды для улучшения здоровья людей.

Список литературы:

  1. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. пособие / А.Д. Каурова. - СПб.: Герда, 2004. - 320 с.

  2. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

  3. Всероссийская перепись населения [Электронный ресрс] /под ред. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/.

  4. Энциклопедия Забайкалья [Электронный источник] /гл. ред. Гениатулин Р.Ф. – Режим доступа: http://www.encycl.chita.ru/encycl/.

Просмотров работы: 1888