В данной статье анализируются результаты проведенного в 2013 г. Социологического исследования, в ходе которого было опрошено 100 студентов первого курса Забайкальского государственного университета. Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, физическое воспитание, состояние здоровья.
Данная проблема очень актуальна, так как любой здоровый человек, а молодой - особенно, является фундаментальной ценностью для общества и государства. Формирование здорового образа жизни членов общества имеет первостепенное значение для прогрессивного демографического развития [Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2007.-С.300-303].
Целью данной статьи стало, изучение мотивов и отношения студентов к занятиям спортом , выявление уровня подготовки студента к физическим нагрузкам в период обучения в вузе.
В ноябре 2013 года было проведено анкетирование. В качестве исследования мы выбрали 100 студентов, института социальных наук, психологии и педагогики ЗабГУ. Каждый ответил на 14 вопросов. По результатам можно сделать вывод что: прежде всего основная часть опрошенных, а именно 61% оценили состояние своего здоровья на удовлетворительно, 37% на отлично.
По мнению респондентов 68% из числа опрошенных считают что их здоровье и самочувствие не изменилось по сравнению с прошлым годом. По полу статистически значимых различий нет.
Очень большое значение в интересующем нас отношении респонденты придают своей физической активности (52% оценок высшим баллом). Ее влияние практически на все стороны образа жизни исключительно велико. Особенно значим данный фактор для юношей (52% оценок высшим баллом, а у девушек -28%). 56% опрошенных считают, что уровень физических нагрузок в семестре достаточный, 42% высокий.
Следует заметить, что рассматриваемые здесь общие показатели зачастую различаются, порой весьма существенно, в зависимости от пола респондентов. Как правило, образ жизни юношей, судя по их ответам, является более здоровым по сравнению с девушками. Они более подготовлены к выполнениям интенсивных упражнений (69%), так как у девушек только (37%). 70% юношей не испытывают утомляемость при физических нагрузках и лишь 5% быстро утомляются ( у девушек 41%; 15%). Основную часть опрошенных при выполнении физических упражнений никогда не беспокоят головные боли (61%), боли в области сердца (76%), позвоночнике и суставах (77%), но следует заметить, что (60%) девушек изредка испытывают головные боли. Это связано с большими нагрузками в течение дня. На вопрос: «Занимаетесь ли вы закаливанием?» (48%) респондентов ответили «нет», а (42%) «не регулярно». По половому признаку статистически значимых различий нет. 78% опрошенных студентов не считают необходимым вести дневник самоконтроля. Хотя бы изредка изучают литературу по физической культуре и спорту (42%,) а (46%) не изучают вообще.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Занятия спортом для студентов является одной из основных ценностей для организации жизнедеятельности. Однако большой процент респондентов недостаточно подготовлен к действиям соревновательного характера.
2 Занятия спортом не сопровождаются методической литературой и консультациями педагога.
В диаграммах приведены данные об ответах студентов на вопросы в процентах.