Исследователи из Медицинской школы Восточной Виргинии, Норфолк, штат Вирджиния, показали, что примерно 10 % отцов также испытывают «послеродовую депрессию» видимо перенимая её от своей супруги. Учёные пишут, что самые высокие показатели депрессии отмечаются в три-шесть месяцев после произошедших родов.
Исследователи из Северо-западной медицины сообщили в журнале JAMA психиатрии , что послеродовая депрессия затрагивает приблизительно 1 из каждых 7 молодых матерей . В их исследовании приняли участие более 10 тысяч матерей, они также обнаружили, что примерно 22% из них была депрессия, когда мать находились под наблюдением 12 месяцев после родов.
Руководитель группы, доктор Кэтрин Л. Визнер рекомендует всем беременным женщинам и молодым матерям пройти обследование на депрессивные симптомы. Доктор Визнер, доктор медицинских наук пишет : «В США, подавляющее большинство женщин после родов с депрессией не обследованы и не диагностированы , даже если у них имеется высокий риск психических расстройств.
Это огромная проблема общественного здравоохранения. Женщина с нарушенным психическим здоровьем оказывает огромное влияние на плод , его рост, а также физическое и эмоциональное развитие своего ребенка »Биполярное расстройство часто диагностируется поздно. После рождения своего ребенка женщина находится на гораздо более высокой ступени риска развития эпизодов мании. Канадское исследование показало, что послеродовая депрессия встречается гораздо чаще в городских районах
После анализа данных из 2006 источников канадского материнства , команда из колледжа женской больницы, и Центра по проблемам наркомании и психического здоровья, больницы Святого Михаила из Университета Торонто, Онтарио, обнаружили, что у 10% городских женщин риск послеродовой депрессии чаще , чем по сравнению с 6% риска для тех, кто в живёт сельской местности.
По данным исследований Смулевич А.Б. до 60% составляют послеродовая депрессия и синдром грусти рожениц. Частота послеродовой депрессии и синдрома грусти рожениц колеблется от 2 до 5% всех родов, а по некоторым данным до 10% (Гиндикин В. Я.).
Наиболее интересными исследовниями невротической депрессии являются работы Кириллова И.С. и H. Volkel. Volkel считал, что основным проявлением невротической депрессии, не достигающей психотического уровня, является грустное настроение, которое является следствием утраты, но не конкретной, а скорее моральной. Это утрата надежд, перспективы исполнения тайного желания или скрытого влечения, идеального представления о собственной личности или близком человеке (крах идеальных представлений о своем ребенке у матерей). По его мнению, у больных с невротической депрессией происходит мыслительная переработка реальных и мнимых психотравмирующих обстоятельств. Более важным он считал обращенный к будущему страх перед надвигающимися угрожающими событиями, чем обращенные к прошлому печальные мысли (страх перед возможностью инвалидизации, смерти ребенка у матерей).
Кириллов И.С. обратил внимание на больных с депрессивным тоном, которые посещали многих врачей и «набирали» большое количество диагнозов от неврастении до шизофрении. Он приводит почти исчерпывающие сведения о клинических проявлениях невротической депрессии:
1.Выраженный общий слабодушно-депрессивный тон (без заторможенности);
2.Обильная слезливость;
3.Быстрая физическая истощаемость, часто до приступов адинамии и обмороков;
4.Истощаемость психическая;
5.Вазомоторные расстройства в виде а) гипотонии, б) кровотечений носовых, кровоизлияний в кожу и слизистые оболочки;
6.Разнообразные невротические боли, синдром тибиальных болей;
7.Наклонность к обморокам и припадкам;
8.Функциональные наслоения истерического типа.
Он полагал, что страдают невротической депрессией люди с чертами инфантильности в характере, которые плохо могут противостоять «жизненным ударам».
Следовательно, невротический компонент в послеродовых депрессивных расстройствах связан с утратой надежд, крахом идеальных представлений о своем ребенке у матерей, страхом перед надвигающимися угрожающими событиями в виде возможной инвалидизации, смерти ребенка. Неопределенность жизненного положения матери, связанная с ожиданием, приводит к появлению тревоги.
Welburn V. привел оригинальное описание послеродовой депрессии. Он считал, что «послеродовая депрессия повергает женщин в отчаянье и является цветением черной розы. Энергия уходит из тела в землю, над землей все серо и тягуче, душа опустошена, жизнь течет в обратную сторону. Словно в душе наступила ночь, гаснет огонь. Переживают ли дети болезнь матери как заволакивание тучами солнца, мы можем только догадываться».
Послеродовая депрессия (Postpartum Depression, PPD) напоминает большой депрессивный эпизод. Она диагносцируется, когда женщина сообщает о двух неделях сниженного настроения, падения интереса к окружающему или уменьшению обычной активности, нечувствительности к ребенку или чрезмерной заботе о нем, неадекватности женщины при уходе за младенцем. Диагноз правомерен, когда отмечаются 4 из следующих симптомов: расстройства сна, чувство вины, идеи самообвинения, утомляемость, снижение концентрации внимания, расстройства аппетита, психомоторная заторможенность или расторможенность, суицидные тенденции. Обычно симптомы послеродовой депрессии начинают проявляться с 2-3 недели после рождения ребенка, заболевание тянется от 3-х до 6 месяцев. Если присутствовала послеродовая депрессия в анамнезе, вероятность рецидива при последующих родах возрастает до 70%.
Выделяют достоверные предикторы послеродовой депрессии:
Депрессия во время беременности
Низкая самооценка
Трудности при уходе за ребенком (в том числе в отделениях реанимации, интенсивной терапии)
Тревожные состояния во время беременности
Хроническая психотравма
Низкая социальная поддержка
Обедненные супружеские отношения
Предшествующие депрессии
Трудный темперамент новорожденного
Синдром грусти рожениц
Мать-одиночка
Незапланированная/нежеланная беременность
Низкий социоэкономический статус
Исследуя психогенез послеродовой депрессии, Бек отмечает, что главной внутренней проблемой женщин с PPD является потеря контроля над всеми аспектами своей жизни – эмоциями, мышлением, поведением. Была выдвинута гипотеза о 4 стадиях этого процесса, названная «балансирование на краю». Первая – «столкновение с бездной», вторая – стадия самоидентификации, третья – борьба за контроль и четвертая – обретение контроля. В первой стадии происходит столкновение с проблемой, что проявляется тревогой, навязчивостями и астенией. Во второй стадии женщины понимают, что их благополучное состояние осталось в прошлом, они ощущают снижение чувства реальности, потерю мотивации. В третьей стадии матери используют несколько стратегий для изменения ситуации: борьба за свое здоровье, молитва, занятия в группе психотерапевтической помощи. В финальной стадии (обретения контроля) женщине необходимо восстановить взаимодействие в паре, понимая, что для этой цели время ограниченно.
Исследования послеродовой депрессии показывают, что женщины осознают депрессивное состояние только тогда, когда оно достигает серьезной глубины. К такой мысли они приходят после того, как обнаруживают невозможность взаимодействия с ребенком в паре, что их буквально «парализует». Между матерью и ребенком как бы выстраивается эмоциональная и физическая стена, заполненная иррациональными мыслями, чувством вины, тревогой.
По мнению Бек, мифы, распространенные как в обществе, так и в средствах массовой информации, приравнивают исполнение обязанностей матери к счастливому времяпрепровождению. Эти мифы сеют нереалистичные ожидания у матерей. Подобные нереалистичные ожидания сталкиваются с реалиями материнства, что приводит к нарушению баланса в психике женщины. В своих исследованиях, Бек идентифицирует 4 главные темы. Первая – асимметрия между ожиданиями и реалиями материнства; вторая – процесс спиралевидного снижения настроения, работоспособности, понимания ребенка; третья - ощущение краха, потери контроля; и, четвертая, обретение контроля, достижение успеха.
Подводя итог, хочется сказать, что преодолеть послеродовую депрессию подсилу самой женщине если рядом есть родные, близкие люди и интересное хобби.
В заключении приведу отзыв женщины, преодолевшей послеродовую депрессию, увлекшись творчеством.
Мне помогло творчество
Рождение ребенка – всегда радость. Но порой слезы счастья быстро сменяются на приступы раздражительности на окружающих, даже самых близких людей, состоянием подавленности и депрессии. У каждой женщины такое происходит в разное время. У кого-то сразу после родов, у кого-то чуть позже. Со мной такое случилось, когда дочке было три месяца. До этого она прекрасно спала всю ночь, просыпаясь лишь на два ночных кормления. А в три месяца стала засыпать только после часового укачивания, просыпаться кушать по 4-5 раз за ночь, начались проблемы с животиком. Одновременно заболел старший ребенок, в садик не ходил почти месяц. Приходилось разрываться между двумя детьми, домашними хлопотами. Муж приходил с работы поздно, бабушек рядом у нас нет. От хронического недосыпа болела голова, кушала через силу, потому что надо было кормить грудью дочку. Порой казалось, что сил нет совсем, иногда приходилось еле сдерживаться, чтобы не раскричаться на мужа, сына. В такие моменты я закрывала глаза и мысленно просила сил у Бога, иногда плакала, становилось немного легче. Выйти из состояния депрессии мне помогло творчество. Сначала я увлеклась валянием из войлока, сделала несколько бус. Конечно, время на это было только ночью. Но когда ты чем-то увлечен, недосыпа не замечаешь! Потом мы вместе с сыном начали подготовку к Новому году, упаковывали подарки, вырезали снежинки, рисовали открытки бабушкам. В предпраздничной суете я сама не заметила, как мое психологическое состояние нормализовалось, я снова стала радоваться жизни!
Светлана Попырина, мама двоих детей
Литература.
Бек А., Раш А., Иго Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб. -2003. - 304 с.
Гиндикин В. Я. Справочник: соматогенные и соматоформные психические расстройства. – М.: Издательство «Триада-Х», 2000. – 256 с.
Кириллов И.С. Вегетативный (вазопатический) синдром при психической депрессии (вазопатическая форма психической депрессии) // Вопросы социальной и клинической психоневрологии. – М. -1936 – Т.3. – С.187-203.
Кощавцев А.Г. Послеродовые депрессии и материнско-детская привязанность.
Смулевич А. Б. Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей – М., 2001. – 256 с.
Volkel H. Neurotishe Depression. Ein Beitragrur Psychopatologie und Klinik. – Stutgart:Tiene, 1959.
http://symmed.ru/medical-news-of-the-world/poslerodovaya-depressiya.html (обубликовано 17.10.2013)