СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ ОТРАБОТАВШИХ РЕЗИНОТЕХНИЧЕ-СКИХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ УТИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ ОТРАБОТАВШИХ РЕЗИНОТЕХНИЧЕ-СКИХ ИЗДЕЛИЙ

Зарудний А.С. 1, Пухов Е.В. 1
1Воронежская Государственная Лесотехническая Академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Детали машин выполненные из резин широко используются, практически, во всех узлах и агрегатах автомобиля, наиболее материалоемкими из них являются автомобильные шины. Характеристики современных шин многократно улучшились, повысился срок их службы, однако, данные Европейской Ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТРА) за 2000 год, говорят о масштабности проблемы общий вес изношенных, но не переработанных шин достиг:

в Европе – 2,5 млн. тонн;

в США – 2,8 млн. тонн; в Японии – 1,0 млн. тонн;

в России – 1,0 млн. тонн.

Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником загрязнения окружающей среды: шины не подвергаются биологическому разложению; шины огнеопасны и, в случае возгорания, погасить их достаточно сложно; при складировании они являются идеальным местом размножения грызунов, кровососущих насекомых служащих источником инфекционных заболеваний. Вместе с тем, изношенные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд. Неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в РФ, особенно в густонаселенных регионах и крупных городах, заставляет обратить особое внимание на проблему утилизации миллионов единиц ежегодно выходящих из строя автомобильных шин. Ее масштабы таковы, что сбор и переработка этого вида техногенных отходов требует принятия срочных жестких мер, предотвращающих опасное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. В большинстве развитых стран состояние сбора и переработки отработанных шин, как и другого вторичного сырья, находится под контролем государственных и общественных экологических организаций. В России доля переработки автомобильных шин заметно уступает уровню развитых стран.

Наиболее перспективным представляются способы переработки отходов резиновых изделий, связанные с их измельчением т. е. производством резиновой крошки, так как химические методы, такие как пиролиз и сжигание приводят к уничтожению полимерной основы материала.

Область применения резиновой крошки настолько велика, что не огранивается двумя или тремя наименованиями. В первую очередь, благодаря прекрасным физическим свойствам резины, которые так необходимы во многих отраслях производственной деятельности. В зависимости от используемого оборудования, выход крошки может составлять 35…80%. Стоимость резиновой крошки, полученной из шин, составляет 9 500 – 15 000 руб./т., что ниже стоимости резиновой крошки из синтетического каучука (EPDM) 17 500 – 50 000 руб./т. Но последняя превосходит шинную резиновую крошку по потребительским качествам, к примеру, может быть окрашена практически в любой цвет.

Возможности внесения резиновой крошки при изготовлении:

  • новых автомобильных покрышек – до 10% крошки в добавках

  • РТИ для автомобилей – до 25%

  • шлангов и товаров народного потребления – до 40%

  • кровельных и рулонных материалов – до 40%, железнодорожных шпал – до 60%

  • напольных ковриков – до 100%

  • подошв для обуви – до 100%

  • покрытий для дорог до 14…15 тонн на км.[1]

Известна линия утилизации изношенных шин, содержащая устройство для разделки шин на протекторную дорожку и бортовины, устройство для измельчения шин, снабженное системами отсоса текстильного корда, машину для получения крупной резиновой крошки и машину для получения тонкодисперсной крошки, между которыми над транспортным устройством установлено магнитное устройство, кроме того, линия содержит магнитное устройство, установленное после машины для получения тонкодисперсной крошки, а также дополнительные установки для отделения текстильного корда, установленные после магнитных сепараторов (п., RU, №2172243, МПК7 В29В 17/00).

Недостатком данной линии является то, что на ней переработка шин производится совместно с армированным кордом – металлическим или текстильным, то есть без предварительного их отделения от резины, в результате чего, в силу эластичных свойств резины, отделение ее от армирующих кордов даже в несколько этапов измельчения не дает возможности получить чистую резиновую крошку. Кроме того, в процессе такого измельчения, особенно шин с текстильным кордом с пневмовоздушным отсосом, выделяется много пылевидных веществ с дальнейшим их распространением при транспортировании самой крошки, что не обеспечивает чистоту рабочего процесса, вредит здоровью обслуживающего персонала, а также способствует накоплению статического электричества и, как следствие, повышает пожарную опасность на производстве. А необходимость измельчения в несколько этапов с необходимостью установки нескольких измельчительных машин и разделительных устройств для армирующих кордов создает громоздкость линии.[2]

В настоящее время большинство шин различного назначения производится с металлокордом, и поэтому получение чистой резиновой крошки без включений металлокорда – одна из актуальных проблем при переработке шин.

И так, очевидно, что переработка изношенных автомобильных шин и вышедших из эксплуатации резинотехнических изделий имеет большое экологическое и экономическое значение для всех развитых стран мира

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 http://sibur.colesa.ru/news/10449.html

2 Патент на полезную модель 48866 РФ, МПК7: B29B17/00. Линия для переработки шин [текст] / Астапов Виктор Алексеевич (RU).

Просмотров работы: 1027