СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматривая детей в возрасте 10 лет, важно учесть, что именно в эти годы происходит перестройка всего организма: и физиологическая — под действием гормонов идет половое созревание, и психологическая — ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками, то есть начинает развиваться общественно-полезная деятельность[2,c.321].

Начиная с 10 лет, общение с взрослыми, особенно с родителями, уходит на второй план, а на первом — общение детей друг с другом. Резко снижается авторитет родителей. Класс не становится для подростка тем коллективом, в котором ему комфортно жить и общаться со сверстниками, отсюда и нежелание ходить в школу. Зато появляются новые друзья в дворовых или уличных компаниях, новые «авторитеты» и «кумиры». Мир для десятилетних детей оказывается сложным.

В описанной ситуации наиболее удобным и адекватным способом помощи будет организация социальной терапии, которая помогает облегчить взаимодействие индивида с социальной средой посредством вовлечения социальным работником в этот процесс субъектов жизненного пространства клиента. Изучением социальных терапий занимались В.А. Жмуров, И.Г. Зайнышев, и Г.Ф. Нестерова, И.К. Свищева, Т.К. Сологубова, С.В. Тетерский, Е.И. Холостова.

В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу, считая его панацеей. Воздействие будет наиболее эффективным, если применять комплекс социальных терапий, кроме того, если оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта, факторов, усиливающих мотивацию подопечного[1,с.59].

Рассматриваемые проблемы в использовании социальных терапий как технологий социальной работы для детей 10 лет не имеют достаточного разрешения, поэтому необходимо учитывать противоречия в проблеме изучения социальной терапии. Они заключаются в том, что ее использование, связанное с расширением предметного и проблемного полей социальной работы, осложнено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, это связано с тем, что социальная терапии как технология социальной работы мало изучена в отечественной науке.

Во-вторых, имеется незначительное число специалистов, обладающих данным способом социальной помощи в полной мере.

В-третьих, социальная терапия не включена как обязательный предмет в государственный стандарт специальности «социальная работа» и поэтому не имеет необходимого учебно-методического обеспечения.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловила формулирование проблемы исследования: «Как организовать социальную терапию для детей начальной школы?»

Объектом исследования являются технологии развития детей начальной школы. Предметом исследования выступает социальная терапия для детей начальной школы.

Цель нашего исследования – определить влияние социальной терапии на общее развитие младших школьников.

В период с апреля по май 2013года, нами была организована социальная терапия для 20 воспитанников школы-интерната № 4 г. Чита, а именно для детей 10 лет из малообеспеченных семей. В социальную терапию вошли: арт-терапия, музыкотерапия, ароматерапия, фитотерапия, сказкотерапия, игротерапия. Исследование включало в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Разработка плана мероприятий, изучение особенностей детей, согласованность инвентаря для занятий, знакомство с учительским составом и с детьми, согласованность действий с психологом, всё это составили первый этап исследования.

Второй этап включил в себя реализация социальной терапии для детей начальной школы.

Обработка результатов, обобщение выводов, сравнительный анализ данных вошли в третий этап нашего исследования.

Исследование включило в себя 5 занятий по 90 минут с 15 минутным перерывом. Все пять занятий буду рассмотрены в совокупности. Тем самым определяя технологическую особенность комплексного применения терапий. Помимо этого важно рассмотреть влияние каждой терапии на младших школьников, поэтому действия одной терапии будут описаны отдельно от другой.

Каждое занятие начиналось с цветотерапии, цель, которой заключалась в выявлении эмоционального настроя детей перед работой. Подручными материалами служили карточки красного, синего и черного цвета, корзинка. Каждый цвет символизировал особый вид настроения. Красный цвет - хорошее настроение, мне всё нравится. Синий цвет - нейтральное настроение, мне всё равно на происходящее. Чёрный цвет – плохое настроение, мне всё не нравится. Для того чтобы определить какое настроение у детей было перед началом мероприятия, мы каждому ребенку дали три карточки разных цветов. Их задача подумать, какой цвет символизирует их настроение, выбрать карточку данного цвета опустить её в корзинку. Проанализировав, все результаты за пять занятий мы получили следующее: хорошее настроение перед началом занятий отмечали 65% детей, нейтральное настроение 20% детей и 15% отметили, что у них плохое настроение. Полученные данные мы использовали для сравнения эмоционального настроя детей до и после занятий, чтобы пронаблюдать эффективность действий.

Также помимо цветотерапии для изучения настроения детей было использовано упражнение «Дорисуй рожицу». Данное упражнение заключалось в следующем, детям предлагался лист бумаги, на котором была изображена рожица с глазками. Задача детей подрисовать к этой рожице все, что они хотят. Несмотря на то, что цель была одна у всех, результаты получились разные.

Улыбку подрисовали и отметили хорошее настроение 70%, остальные 30% детей разделились пополам, 15% нарисовали грустную рожицу, остальные 15%нарисовали рожицы с разными выражениями лица. Среди них один рисунок обозначал печаль, также на нем была изображена слеза, которая символизирует внутреннюю тревогу, беспокойство. Выделился рисунок, автор которого описал свои эмоции с помощью хмурых бровей, не взяв под внимание. В зону особого внимания попал рисунок с ярко выраженными озлобленными глазами и острыми клыками. В психологии такой рисунок называется обилие острых углов.Данная особенность рисунков агрессивных детей. Часто именно так они изображают острые зубы, когти, клыки и шипы.По рисункам детей можно определить их внутреннее состояние детей.

Следующей составляющей комплекса терапий, является сказкотерапия. С персонажами сказок мы учимся отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории побуждают наше воображение и фантазии и помогать перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

Понимая важное влияние сказок на детей, мы включили данную терапию в наш комплекс. Сказки мы использовали короткие, так как именно в таких сказках дети запоминают все мелочи. В нашу сказкотерапию вошли следующие сказки: «Тучка- злючка», «Волшебный кувшин», «Дети Бога», «Всё к лучшему». По реакции детей было видно, что сказки благоприятно влияли на них. Особый интерес среди детей вызвала сказка про тучку- злючку. Дети оживлённо обсуждали проблему одиночества, приводили в пример свои переживания, как они были одиноки, что они чувствовали в эти минуты. Дети в возрасте 10 лет, четко определяют границы добра и зла, сравнивают себя с героями, переживают за них. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытый смысл.

Музыкотерапию, мы тоже включили в комплекс терапий для детей начальной школы. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь. Поэтому мы считаем, что музыкотерапия имеет большое значение для детей.

В своих занятиях мы использовали звуки природы и классическую музыку. Проведя целый ряд исследований врачи и психологи вынесли свой вердикт: рок- и поп-музыка резко отрицательно воздействует на нервную систему детей, классическая музыка наоборот их успокаивает, даёт ощущение полного психологического комфорта, раскрывает их интеллектуальные и творческие способности. Звуки природы относятся к положительным звукам. Шум моря, пение птиц, журчание ручья и шелест ветра в листве позитивно влияют на людей, успокаивая их и снимая стресс, дают заряд бодрости.

Одновременно с музыкотерапией мы использовали ароматерапию. Когда дети закрыли глаза, настроились слушать, вместе со звуками они и наслаждались сладкими ароматами аромосвечей. Дети восхищались сменявшимися звуками природы, начиная от моря, заканчивая пением птиц. Затем они волшебным образом оказались в симфоническом зале, где вслушивались в классическую музыку. Открыв глаза дети делились своими впечатлениями, не смотря на то, что музыка звучала для всех одинаково каждый в ней услышал что-то своё. Это ещё раз подтверждает, что в данном возрасте особо четко обрисовывается собственное мнение.

В наш комплекс терапий мы также включили фитотерапию. Растения обладают широким спектром действия и по сравнению с синтетическими лекарственными средствами действуют мягче, легче переносятся детьми. Особое внимание при использовании фитотерапии, было уделено головчатому чесноку, т.к. его полезные свойства чеснока известны ещё со времен царей и фараонов. Рассказав легенду о чесноке, ребята загорелись желанием сделать себе обереги из чеснока. Для этого нам понадобился чеснок и нитка. Сделав амулеты, дети принялись их украшать. В ход было пущено всё, начиная от бусин, заканчивая пластилином. Очень радовало, то, что все дети активно включились в работу, и даже начали конкурировать между собой. Не смотря на это, все амулеты были особенными.

При проведении всего мероприятия мы проводили игротерапию, которая включала в себя игры с мячом, скакалками, обручами. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация [3,C.203-204]. Игротерапия вызывает особой интерес у детей, так дети любят активные, подвижные игры. В ходе всего мероприятия, игры поднимали настроение детям, заряжали их позитивом.

Заключающей терапией для младших школьников была арт-терапия. В конце занятия дети могли передавать источник своих позитивных эмоций, используя средства арт-терапии, а именно: карандаши, краски, пластилин, цветную бумагу, фломастеры, мелки, бусины, ткань.

Самое приятное наблюдать какое удовольствие дети получает от этой терапии. Одни сосредотачиваются и молча, делают, другие бурно обсуждают каждую деталь своего искусства. Главное при арт-терапии мы использовали индивидуальную работу, то есть дети могли внести в свое творение все, что им придет в голову. После заключения каждой арт-терапии, мы устраивали публичное представление своего источника позитива, и результаты действительно удивляли. Особое внимание мы обратили на лист бумаги в руках у мальчика, где был изображен «человек, который любит всех». Это был рисунок, сделанный с помощью красок, пластилина и цветной бумаги. Он удивил всех, и казался очень добрым. Что мы вместе с детьми решили стать людьми, которые любят всех, и несут в этот мир только хорошее.

После публичной защиты своих искусств, ребятам снова раздавались листы с рожицами и глазками, с целью, чтобы они выразили свое отношения на них. Результаты были следующими: подрисовали улыбку, языки, кепки, усы и отмечали хорошее настроение 100% детей. Этот результат действительно радовал, потому что мы видели если в начале занятия кто-то грустил, был заплаканным и злым, то в конце этого не было, все были веселыми, делились своими впечатлениями и жаждали следующей встречи. Мне очень понравилось проводить мероприятия, данного рода для младших школьников. Они очень открытые дети, готовые к общению.

Полностью мероприятие завершала цветотерапия. Эффект обратной связи. Перед детьми стоял выбор, каким цветом карточку скинуть в корзинку. Результаты нас приятно удивили 95% детей ушли с занятия с хорошим настроением, оставшиеся 5% отмечали нейтральной состояние. Нам приятна такая обратная связь. Мы рады, что не было черного цвета, значит наши занятия всем понравились.

Проанализировав нашу работу, следует сказать, использование социальной терапии для младших школьников является важной составляющей их развития. Комплексное воздействие терапиями способствует решению проблем младших школьников, а именно сплоченности, определению своего мнения, проявление творческих способностей. В дальнейшем мы планируем проводить подобные мероприятия не только для детей начальной школы, но и для дошкольников и детей средней школы. Необходимо отметить, что социальная терапия – сравнительно новая технология, которая получает все большее распространение в современной социальной практике. Несмотря на разницу подходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанных случаях является достижение максимально возможного уровня социального здоровья – состояние полного физического, душевного и социального благополучия личности, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Литература:

  1. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога / Г.Н. Голоухова. - Архангельск: ПГУ, 2010. – 152 с.

  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2009. – 640 с.

  3. Технология социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. – Москва: Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

Просмотров работы: 2365