ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество движется в направлении гуманизации образовательной среды, к развитию потенциала возможностей каждого человека, при этом на передний план выступают факторы развития личности студентов, интересующихся глубинными смыслами жизни, себя и своей деятельности. По мнению Е.А.Рождественской, успех в профессиональной деятельности зависит не только и не столько от сформированных профессиональных навыков, сколько от развития общепсихологической культуры специалиста [4]. Таким образом, зрелость эмоционально-личностной сферы студента становится одним из главных факторов подготовки будущего специалиста и качества его жизни.

По мнению А.С. Запесоцкого, по мере увеличения количества и углубления проблематики исследований в области физической культуры, все более заметными становятся две тенденции [4]. В соответствии с первой из них можно зафиксировать недостаточное внимание к физической культуре, ее невысокий рейтинг в системе личных ценностей современного человека. Пока еще на крайне низком уровне она функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества – образовании, труде, досуге, – не давая запаса «прочности» в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности. Более того, в последние десятилетия происходила все большая девальвация ценности физической культуры, о чем свидетельствует отсутствие в общественном сознании культурно значимого социального статуса и престижа физического имиджа человека и своеобразный «соматический негативизм», который проявляется в равнодушии к собственному физическому здоровью. Большинство социальных групп, и особенно значительная часть молодежи, крайне слабо заинтересованы в культивировании своих телесных, двигательных качеств. Следствием этого является снижение общих показателей здоровья в обществе, рост девиантных форм поведения, разрушающих человеческий организм.

Вторая тенденция находит выражение в чрезмерной «соматизации» человека, возведении в культ его телесности, которая нe имеет прямого отношения к подлинным ценностям физической культуры. В данном случае телесно-физические характеристики человека абсолютизируются и выносятся за рамки нормальной культурной социализации.

В контексте образовательных задач физическая культура (так жe, как и художественная, духовно-нравственная) предполагает формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Постепенно смещаются акценты: от биологического – к социальному, от физического – к духовному, от организма – к личности. Данная тенденция находит выражение и в практической деятельности, в частности, в разработке принципиально нового подхода к общей «философии» использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения. Сущность индивидуально-личностного подхода заключается в переориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей, на обязательное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и основным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.

В рамках деятельностного подхода развитие физических потенциалов человека не только неотделимо от совершенствования личностных качеств, но и определяется ими. При этом двигательное действие выступает в качестве средства самосовершенствования, самореализации человека. Поэтому формирование физической культуры предполагает работу с духовным миром человека, его установками, ценностями, взглядами, его мировоззрением и мироощущением. Результативная составляющая такой деятельности выражается в формировании специфических видов физической культуры, а в конечном счете - в уровне развития человеческой духовности и телесности в их единстве.

Таким образом, физическая культура на личностном уровне – это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с культурной целесообразностью. Физическая культура личности – это совокупность ценностей, потребностей, мотивов и форм жизнедеятельности человека по реализации его сущностных сил и способностей. Соответствующая этим ценностям деятельность направлена на формирование и развитие телесного начала в человеке.

Физическая, телесная культура сегодня должна стать значимым элементом здорового образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова. Именно она способна превратить телесное начало в человеке из природой данного феномена в явление социально-культурное. Развитие физической культуры – важнейшая предпосылка реализации потенциала человека и общества [4].

Объективная тенденция изменения характера, содержания и интенсивности проявления личности в основных сферах ее жизнедеятельности требует максимального развития всей совокупности человеческих сил и способностей: физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных.

Психофизическое развитие и совершенствование личности состоит в росте и усложнении органов и систем организма и усложнении их структурных взаимоотношений. Психофизическое развитие личности противостоит психофизической деградации личности, когда останавливается рост, прекращается усложнение психофизической структуры или сокращается общий объем и упрощаются структурные отношения.

Mотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае занимающийся удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества. Во втором случае он стремится к получению следующих результатов: самосовершенствование (улучшение телосложения, укрепление здоровья); самовыражение и самоутверждение; удовлетворение духовных потребностей [3].

Изменение отношения студенческой молодежи к физическому воспитанию предполагает: а) усиление внимания к формированию потребностей в здоровом стиле жизни; б) обеспечение доступности необходимого минимума спортивно-оздоровительных услуг; в) осуществление дифференциации физической нагрузки в зависимости от подготовленности студента; г) обращение серьезного внимания на психологическое обеспечение и приобретение конкретных навыков осуществления процесса физического самосовершенствования и самооздоровления [3].

Потребность в построении педагогической технологии физического воспитания и оздоровления студентов задается обозначившимися тенденциямиrуманизации, дифференциации и экологичности социальных процессов, возвышающими функцию воспитания в структуре образовательных процессов и вызывающими необходимость нового прочтения понятия об образовании как синтезе процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации индивида.

Потребностно-мотивационный подход к формированию личности студентов позволяет рассмотреть физическое воспитание как процесс формирования у занимающихся такого набора и такой иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования[3].

Физическая культура представлена всеми компонентами, составляющими структуру личности, что подтверждается анализом ее функционально-ценностного содержания [2]. В связи с этим она выступает как базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено культуры, содержащее (как ни одна ее сфера) большой потенциал воспроизводства личности как целостности. Эффективность физкультурной деятельности занимающихся особо определяется потребностно-мотивационным звеном (связанным с формированием их потребностей, интересов, целей, закрепляемых в мотивах, ценностных ориентациях и т.п.), овладением ими определенным уровнем знаний.

В настоящее время достаточно полно рассмотрены педагогические аспекты современной системы физического воспитания, затрагивающие влияние физической культуры на формирование личности человека.

Личностный уровень освоения ценностей физической культурыопределяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

Особое значение для личности имеет освоение мобилизационных ценностей физической культуры. Именно они помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии – вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание "запаса", своеобразного резерва для ответа на "нештатные" внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека [2].

Освоение человеком комплекса ценностей и технологий физической культуры все чаще рассматривается как мощный стимул самоопределения и самореализации человека в современном мире. Исследования показывают, что существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности и жизненной активности личности. Молодые люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, более дисциплинированны, серьезнее относятся к учебе, большинство из них включены в жизнь вузовского или рабочего коллектива. В среде наиболее видных политиков современного российского истеблишмента преобладают люди, имеющие спортивный характер и достаточно высокую физическую подготовленность. Многие из них прошли школу спорта. Благодаря физической культуре человек развивает свои двигательные возможности, позволяющие ему включаться в трудовые процессы, все более усложняющиеся с точки зрения силы, сложности, координированности.

Литература:

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура: Молодежь и современность./ В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева. // Теория и практика физической культуры. -1995. - № 4. - С. 2-7.

2. Быков, B.C. Технология формирования потребности в сохранении здоровья и физическом совершенствовании среди студенческой молодежи / B.C.Быков, С.А.Никифорова, В.Ю. Кокин, О.В.Киекпаева, О.М. Ольмезова. // Приложение «Здоровьесберегающие технологии в образовании».- Вестник ОГУ.- №11. - 2005.- C.103-106.

3. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

4. Рождественская, Е.А. Особенности мотивации обучения в вузе // Е.А. Рождественская, Н.А Рощина, Е.Н. Кубарев /Вестник ТГПУ - 2005.- №1- С.44-46.

Просмотров работы: 1737