В последние годы наша жизнь и особенности общения существенно изменились, у нас появилась новая жизнь – жизнь в сети. Все больше носителей языка оказывается вовлеченными в общение в электронном пространстве. Данная работа посвящена изучению микроблогов и статусов как жанров Интернет-коммуникации. Наша цель – комплексное изучение феномена статуса в социальной сети и микроблога с точки зрения жанрового подхода.
Виртуальное жанроведение – новейшее направление в теории речевых жанров. Это обусловливает актуальность нашей работы. Что касается исследований жанров коммуникации в сети Интернет, то в отечественной лингвистике основное число работ посвящено чатам и ICQ (см.: [8], [9], [10], [13]. Блоги изучены значительно хуже, микроблоги – практически не изучены, в то время как микроблогинг как форма общения завоевывает прочные позиции (подтверждением этого является хотя бы тот факт, что глава государства Д.А. Медведев – активный пользователь сети микроблогов Твиттер). Это определяет актуальность исследования.
Что такое микроблог? В современных словарях не содержится даже самого этого понятия, хотя Википедия дает характеристику такому явлению как микроблогинг. Микроблогинг — это форма блогинга, которая позволяет пользователям писать короткие заметки и публиковать их [12]. Статус - жанр краткого публичного виртуального сообщения в социальной сети, реализующего функции микроблогинга.
Мы уже обращались к изучению лингвистических особенностей общения в сети Интернет и заметили, что речь Интернет иногда совмещает свойства письменной и устной формы. [6] В своей работе мы отмечали, что традиционная система стилей и жанров говорит о том, что разговорный стиль речи существует только в устной форме [4, 99-111]. Так оно и было до появления Интернет. Общение на чате и форуме, как нами было замечено, совмещает свойства письменной речи (а значит – книжных жанров) и устной формы коммуникации (разговорных жанров). (См. табл.1).
Таблица 1. Особенности жанров чатов и форумов
Особенности книжных жанров |
Особенности разговорных жанров |
Письменная форма речи, невозможность использования невербальных средств, меньшее, чем в устной речи, количество неполных предложений |
Форма диалога и полилога, непринужденный характер общения, почти полная ненормированность |
Эти выводы были сделаны нами в 2012-м году.
Сегодня уже исследователи говорят о виртуальной коммуникации как об особой форме речи. Появился даже термин, обозначающий новую форму речи, отличную как от устной, так и от письменной, - дигитальная речь. Под дигитальными жанрами понимаются жанры виртуальной, цифровой коммуникации – это, прежде всего, речь сети Интернет, а также sms-общение. [5, 117]
В чем же состоят жанровые особенности микроблога?
Жанр определяется речевой ситуацией. В понятии речевой ситуации один из главных компонентов – коммуникативная цель. Т. В. Шмелева выделяет четыре типа речевых жанров в соответствии с этим параметром [Цит. по: 1]:
«Информативные — цель которых — различные операции с информацией;
Императивные — цель которых — вызвать осуществление/ неосуществление событий;
Этикетные — цель которых — осуществление особого события, поступка в социальной сфере, предусмотренного этикетом;
Оценочные — цель которых — изменить самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и все другие манифестации с принятой в данном обществе шкалой ценностей».
Помимо названных, существуют и другие коммуникативные задачи — например, фатические (коммуникация с фатической целью – это общение ради самого общения).
Ввиду крайней разнородности пользователей социальных сетей, целевые установки «речетворцев» в области этого жанра достаточно разнородны. Проведенный нами опрос среди пользователей социальных сетей (было проанализировано 200 анкет) выявил цели микроблогинга. (см. рис. 1)
Рис. 1. Цели микроблогинга (результаты опроса)
Как видим, наиболее значимыми целями являются «выразить настроение», «поделиться интересной ссылкой или цитатой», «описать ситуацию, сегодняшнее положение дел». Следовательно, мы можем определить микроблог как информативно-оценочный жанр. Но если блог – своего рода личное СМИ, которое часто затрагивает общественно значимые вопросы, то микроблог, как показывает анализ высказываний, чаще является высказыванием о его хозяине. Вот как некоторые пользователи социальных сетей объяснили некоторые свои статусы (См. табл. 2):
Таблица 2.
Микроблог |
Объяснение |
Мишка |
Потому что мне мишку подарили |
«У меня стоит моё собственное стихотворение» |
Захотелось похвастаться и поделиться тем, что я написала |
Любовь и дружба больше ничего не нужно..) |
Чтобы люди знали, что мне нужно |
О_О |
Сейчас у меня стоит смайлик О_О, потому что слишком трудно выразить моё отношение к сегодняшним событиям в моей жизни. |
Однако не все микроблоги таковы. Так, президент Российской Федерации использует микроблог как информативный жанр, сообщая о происходящих в стране событиях:
Собираю сегодня руководителей силовых структур и губернаторов по вопросу поддержания правопорядка. Все должны работать. На своих местах.
Подписал указ: за организацию борьбы с преступностью в регионе будут отвечать не только прокуратура и др. силовики, но и губернаторы.
Не стоит забывать и о других функциях микроблога. Это могут быть и императивные цели: 5% опрошенных говорили о том, что микроблог помогает выразить просьбу. Помимо этого, микроблог выполняет этикетные функции. При помощи микроблога можно поздравить всех одновременно с наступившим праздником или поблагодарить всех, кто поздравил тебя.
11% опрошенных заявили о следующей основной цели статусов и микроблогов: «Вызвать приятелей на общение». Причем подобное общение, как правило, не имеет какой-то определенной цели. В этом случае речевой жанр реализует фатическую функцию. «Фатическая речь включает главным образом сферу бытового диалогического общения, «пустую» болтовню, а также речевой этикет», - отмечает Г.Е. Маркосян [11].
Ведущая роль в определении жанра принадлежит понятию публичности. Изначально это понятие лежит в разграничении жанров разговорного и книжного стилей. С появлением Интернет жанровые закономерности существенно изменились. Микроблог – это публичное или личное общение? Конечно же, публичное. Но, находясь один на один с экраном монитора, пользователь не всегда в каждую минуту осознает эту публичность. Так, 12% опрошенных заявили, что, пользуясь функцией микроблога или статуса, они никогда не задумываются о публичности своего действия, еще 16% - что лишь иногда вспоминают об этом. Но даже среди тех 61%, кто написал, что никогда не забывает, что микроблог – общение публичное, встретились респонденты, не указавшие свой статус даже в анонимной анкете, объясняя это разными причинами: «я не хочу писать свой статус», «мой статус немного матершинный», «это мое личное дело», что вызывает сомнение в том, что человек в данном случае разграничивает дело «личное» и «публичное». Объясняя свой статус, многие указывали на то, что он, хотя и выставлен на всеобщее обозрение, обращен все же к одному человеку (См. табл. 3).
Таблица 3.
Микроблог |
Объяснение |
Я с тобою как в раю, для тебя дышу, для тебя пою… |
Этот статус из песни, я его поставила, потому что я выражаю симпатию к одному из мальчиков |
Иногда так хочется высказать, что накипело. Но иногда нужно просто помолчать вместе о многом. |
Я хотела намекнуть близкому человеку, потому что не могу ему напрямую сказать. |
Такие статусы сродни открытому письму, личному и индивидуальному, но все-таки на виду у всех. Видимо, помня, что «на миру и смерть красна», через статусы расстаются и объясняются в любви, просят прощения и ссорятся. Данные примеры показывают, насколько смещает Интернет существовавшие до сегодняшнего дня представления о жанре и стиле хотя бы потому, что центральное для определения жанра понятие публичности теряет свой смысл. Границы между стилями смещаются.
Малый размер сообщения для микроблога или статуса принципиален и является жанрообразующим признаком. Это ставит пишущего перед необходимостью тщательного отбора слов. Может быть, ввиду малого размера данный жанр тяготеет к афористичности. Понравившиеся статусы кочуют со страницы на страницу, многократно повторяясь. Так рождается своеобразный фольклор – что-то вроде сетевых пословиц и поговорок.
Языковые особенности микроблогов.
В статусах и микроблогах, как правило, высказана завершенная мысль. В них почти не встречается неполных предложений.
Зато довольно часто встречается парцелляция:
бежишь. тебя сбивают с ног. встаешь. идешь. бежишь. танцуешь. перепрыгиваешь. падаешь. а может, и не вставать?.. здесь цветы источают дивный аромат, здесь лето...а что там. неважно.
Обращая внимание на характеристики предложений по цели высказывания, мы заметили большой процент побудительных и вопросительных предложений:
Пусть все будет*....
да не мелочись. начал-продолжай!
ненавидь вместе со мной этот мир.
Это связано с императивной функцией микроблога.
Еще одна особенность микроблога – большое количество назывных предложений:
школа... жизнь… испытания... чувства... эмоции…
Осень(
Печалька…
Возможно, это связано с малым объемом текста, где в небольшом количестве знаков нужно суметь рассказать о происходящих с тобой событиях или испытываемых эмоциях. Поэтому эмоция или событие просто называется.
Анализируя морфологическую структуру текстов микроблогов, должны отметить, что в исследованных текстах часто встречаются глаголы и существительные, что вполне соотносится с синтаксическими особенностями (большое количество назывных и побудительных предложений). Нам показалось интересным обилие междометий.
Интересно при этом использование междометных и звукоподражательных слов, отсутствовавших в языке до появления Интернета или, по крайней мере, не имевших письменной фиксации:
Блинчики с шоколадным сиропом - яммии!
ваааааааааа!!!!!!!!!!!
Лалаихууу))))).
Такие слова как юхууууу, ееее или передающее смех аххахах (чередование букв а и х может быть произвольным) практически уже вошли в дигитальные жанры языка.
Изучая лексику статусов и микроблогов, должны отметить, что основу этого языка составляет общеупотребительная лексика. Мы практически не встречаем жаргонных или профессиональных слов. К сожалению, в просмотренных микроблогах встретилась грубая лексика, местами даже нецензурная. Но должны отметить, что отбор речевых средств зависит от уровня культуры пишущего.
Часто встречаются в текстах микроблогов варваризмы и даже целые реплики на иностранном языке.
Обращаясь к чатам и форумам, мы говорили о том, что нарушение орфографии в них было правилом, а не исключением. Сегодня эта особенность уходит в прошлое.
Обитатели социальных сетей лишены возможности выразить эмоцию интонацией. Поэтому появились так называемые смайлики. Смайлы широко используются в микроблогах. Однако в течение нескольких лет мы видим упрощение этих пиктограмм. Пять лет назад улыбка изображалась таким образом - :-), потом ее стали изображать так =), сегодня чаще рисуют ряд закрывающих скобок ))))))))).
Смайлы в своих твитах использует даже президент:
Встретился с премьером Японии. Сказал ему, что экономическое сотрудничество полезнее неразрешимых споров ;-)
Ну, вот и добралась зима до Москвы. Фото сделано Samsung galaxy tab. Удобно, но качество не очень :-(
Проследив историю изучения жанров Интернет-коммуникации, исследовав жанровые черты микроблога и статуса, проанализировав синтаксические, морфологические, лексические, графические особенности микроблога и статуса, мы подтвердили гипотезу нашей работы:микроблог и статус обладают специфическими особенностями, позволяющими говорить о них как об отдельных жанрах, отличных от других жанров виртуальной и иной коммуникации.
Изучая коллекции микроблогов наших друзей и знакомых, мы убедились, что микроблог – яркое проявление языковой личности. Одна короткая фраза может рассказать о многом – об интересах, уровне образованности и владения языком, об особенностях восприятия мира и особенностях самовыражения, о степени замкнутости или эмоциональности. Это – возможная перспектива нашего исследования.
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал, - говорил древний поэт Саади. Слово микроблога, произнесенное публично, может сказать очень многое о хозяине микроблога. И, хотя Чехов и говорил, что «краткость – сестра таланта», ограниченный размер поста не делает его автора по умолчанию талантливым. Поэтому каждый, кто пользуется этой функцией, должен чувствовать ответственность за публично размещенный текст.
Список литературы/
Алексеев А.В. Записи в блоге как речевой жанр Интернет-коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iawia.net.ru/diplom.htm
Афоризм [Электронный ресурс]: Википедия. – Режим доступа: ru.wikipedia.org›Афоризм
Блог [Электронный ресурс]: Википедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Blog
Вежбицка А.Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 99–111.
Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи: Сборник науч. ст. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. — Вып. 5.
Гуляев А. Особенности коммуникации в сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodikal3.ucoz.ru/load/7-1-0-7
Деловая сеть rb.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rb.ru/blog/137/showentry=888437
Куксова А. Анализ фонетических явлений в форумах и чатах русскогоязычного сегмента Интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mamif.org/publ.htm
Литневская Е. И., Бакланова А. П. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра // Вестник московского университета. Сер. 9. Филология. — М., 2005. — №6.
Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации: quo vadis? // Жанры речи: Сборник науч. ст. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. — Вып. 4.
Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ за 2008 год. Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 208 с.// Северо-Кавказский государственный технический университет. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://science.ncstu.ru/conf/past/2009/xxxviii/pp/040.pdf/file_download
Микроблогинг // » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/микроблогинг
Нестеров В., Нестерова Е. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/nesterov, 1999
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989. – С. 624
Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. – С. 471
Статус [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/статус
Труханов А. Блоггинг уступает свою популяность обновлениям статуса? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webloger.ru/2009/03/blogi-ustupayut-svoyu-populyarnost-obnovleniyam-statusa/
Что такое Твиттер? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://klevakin.ya.ru/replies.xml?item_no=1999