РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СТОИТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СТОИТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день экономика Российской Федерации активно интегрируется в международное экономическое пространство. Однако существует масса проблем, с которыми столкнулись отечественные компании после вступления России в ВТО. Перед отечественным строительным комплексом поставлена серьезная задача по сохранению и укреплению позиций на внутреннем и внешнем рынках, повышению конкурентоспособности. Находясь в конкурентном окружении, строительные предприятия прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом. В то же время, значение и роль конкуренции продуктом в общей конкурентной борьбе строительных предприятий не уменьшается и является решающей для долгосрочного их развития. Их деятельность должна быть систематизирована и оценена, с целью необходимости понять, как и куда следует развиваться.

Строительство – самая динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. В РФ строительство самая стабильно развивающаяся отрасль, рынок которой постоянно увеличивается ввиду увеличения городских конгломераций, постоянного роста естественного спроса, а так же господдержке и постоянных госзаказов. Это обуславливает важность мониторинга ситуации на рынке и динамику развития делопроизводства, компаний занятых в одной отрасли или сфере, что сильно усложняет задачу планирования своей деятельности аналитическим отделам этих организаций.

Целью работы является разработка теоретически обоснованной, актуальной системы оценки эффективности деятельности предприятия занятого в сфере строительства.

Изначально планировалось выбрать экономические факторы, которые достаточно легко бы поддавались ранжированию и анализу. Однако уже в процессе исследования выяснилось, что этот подход на практике окажется крайне поверхностным и необъективным. Поэтому данная научная работа будет предлагать формулу, которая будет учитывать и неэкономические факторы. Все предложенные факторы и их критерии были выявлены и определены как в научной литературе, так и при анализе тендеров и их победителей, и в дальнейшем подверглись методу экспертных оценок учёных экономистов, специалистов занятых в отрасли строительства, и оценке и инвесторов. Привлеченными экспертами выступили, 36 бухгалтеров (компаний занятых в отрасли), 16 экономистов, 8 инвесторов, - эти люди был приглашены в качестве экспертов для наибольшей прозрачности объективности, в частности, что бы учитывалось теоретическое обоснование, мнение производителя и потребителя строительных товаров и услуг. В отборе использовались такие методы, как изучение литературы, теоретический анализ, метод экспертных оценок и ранжирование.

В результате подробного рассмотрения основополагающих факторов оценки деятельности строительных компаний, выявленные критерии можно вынести в три группы наиболее полно отражающих эффективность деятельности, а именно общеэкономические показатели, иновационость производства, и внешние отношения. Каждая категория является важной поодиночке, однако в их совместном рассмотрении проявляется эффективность деятельности строительных компаний.

1.1 Общеэкономические показатели

Затраты на рубль реализованной продукции и Затраты на рубль товарной продукции.

В данном исследовании мы выделили эти два фактора, ввиду его наибольшего уровня отражения существующих реалий на предприятии. Разница между затратами на рубль реализованной продукции и затратами на рубль товарной продукции является определяющей в оценке эффективности, ввиду того что она показывает насколько эффективно продаётся произведённая продукция, что чрезвычайно важно в современных условиях, также отражает скорость оборачиваемости капитала, что также важно в строительстве.

Коэффициент отдачи активов (Коэффициент оборачиваемости активов) показывает количество полных циклов обращения продукции за анализируемый период. Или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Или иначе показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период.

Доходность акционерного (уставного) капитала. Отражает прибыль, начисленную в пользу учредителей на единицу вложенного ими капитала.

Важнейший показатель для акционерных обществ, наглядно демонстрирует, насколько важны инвесторы для компании, отражает прибыль инвестора. Этот фактор основывается на техническом анализе и уровне дивидендов.

Таблица эффективности экономических факторов

Таблица 1

Разница между реализованной и товар продукцией

Оценка

0,25

0,3

0,4

0,5

0,7

1

Руб.

до 0,1

0т 0,1 до 0,15

0,15 - 0,2

0,2 -0,3

0,3 - 0,5

свыше 0,5

Коэффициент отдачи активов

Оценка

0,25

0,3

0,4

0,5

0,7

1

Копеек с рубля активов

от 1 до 5

от 5 до 10

от 10 до 20

от 20 до 30

от 30 до 40

свыше 40

Доходность акционерного капитала

Оценка

0

0,25

0,45

0,6

0,75

1

уровень

0

от 0,1 до 0,5

от 0,5 до 1

от 1 до 1,5

от 1,5 до 2

свыше 2

Таблица оценки критериев эффективности экономических факторов

Таблица 2

Рейтинг

Критерии

А+

свыше 2,7

А

2,1-2,7

B+

1,7 - 2,1

 

1,5 - 1,7

C

от 1,25 до 1,5

D

от 0,6 до 1,25

F

ниже 0,6

А+ - максимально возможный уровень эффективности менеджмента, использования доступных ресурсов, заинтересованности в привлечении клиента, наукоемкая продукция. Рекомендуется инвестирование;

А - высочайший уровень ведения делопроизводства. Инвестирование надёжно и доходно;

B+ высокий и стабильный уровень эффективности, Инвестирование надёжно;

B - нормальный уровень эффективности менеджмента, стабильное развитие, рекомендуемое инвестирование только при отсутствии инвестирования в категории выше класса;

D - низкий уровень эффективности менеджмента, использования доступных ресурсов, заинтересованности в привлечении клиента, продукция не имеет конкурентных преимуществ; Инвестирование не рекомендуется;

F - крайне низкий уровень эффективности, предприятие либо стогнирует либо скоро объявит процедуру банкротства, настоятельно не рекомендуется инвестирование

1.2 Использование инноваций производства.

В этой работе инновационность рассматривается как получение конкурентных преимуществ одного хозяйствующего субъекта над другим. Причём не только на текущий период, но и в перспективе.

Наукоёмкость.

Очень актуально ввиду того, что даёт конкурентные преимущества своей продукции, предприятие скорее привлечёт потребителя. Наукоёмкое производство определяется наличием глубиной расходов на НИОКР и количеством патентов у хозяйствующего субъекта. «Наукоемкость» производства хорошо иллюстрируется таким способом, как соизмерение расходов на НИОКР с объемом капиталовложений. Это капиталовложения с повышенным уровнем коммерческого риска и конечном счете с более длительными сроками окупаемости.

Этот показатель будет влиять на дальнейшие конкурентные преимущества, поэтому в высшей степени необходимо стимулировать интерес компании к увеличению своих расходов на НИОКР и увеличение патентной базы

Финансовый Левередж

Если предприятие привлекает средства и эффективно ими пользуется, то это позволяет предприятию получить преимущество перед конкурентами, также высокий уровень этого показателя (ввиду дороговизны отечественного кредита) гарантирует высококачественный менеджмент, то есть то, что деньги инвестора расходуют по назначению.

Отечественные предприятия крайне консервативны и зачастую не терпят увеличения своих обязательств.

Таблица эффективности инновационных факторов

Таблица 3

Левередж

проценты

от 1 до 5

от 5 до 10

от 10 до 20

от 20 до 30

от 30 до 40

свыше 40

Оценка

0,25

0,3

0,4

0,5

0,7

1

Наукёмкость

уровень

от 1 до 5

от 5 до 7

от 7 до 10

свыше 10

   

Оценка

0,3

0,5

0,7

1

   

Таблица оценки критериев эффективности инновационных факторов

Таблица 4

Рейтинг

Критерии

А+

свыше 1,4

А

1,2 - 1,4

B+

0,9 - 1,2

 

0,6 - 0,9

C

от 0,25 до 0,6

D

до 0,25

1.3 Внешние отношения

Предприятию, занятому в строительстве крайне актуально иметь положительную репутацию на рынке и у потребителя, что позволяет выделить следующие факторы в такой широкий раздел как внешние отношения или PR.

Количество лет работы на рынке.

Этот показатель находиться в этой группе, потому что он важен только для акционеров и потребителей не неся в себе конкретной смысловой нагрузки как экономической, так и аналитической. Просто в строительной сфере доверие, как у инвестора, так и у потребителя выше к компании, которая давно на рынке, чем и обусловлен этот фактор.

Ширина спектра услуг

Направленный на потребителя фактор, который отражает интерес компании не только к потребностям потребителя, но и заинтересованностью компании к расширению рынка. А также соответственно не только к максимизации прибыли за счёт увеличения возможности её извлечения, но и желанием до конца удовлетворить конечного потребителя, что потребителя, несомненно, должно мотивировать обратиться именно к компании, у которой этот спектр шире.

Соответствие нормам МСФО

В условиях рыночных отношений нормальное функционирование конкурентного рынка капитала возможно только при условии, что его участники обеспечены достоверной качественной информацией об объектах инвестиций. Основным источником такой информации является бухгалтерский учет, а точнее, бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций. За последние полвека в мировой практике бухгалтерского учета формировались такие требования к финансовой отчетности, которые делают ее максимально полезной и удобной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей. МСФО стали тем инструментом, с помощью которого эти требования формализуются с начала 70-х годов прошлого века. К сегодняшнему дню МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой, для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений. МСФО сегодня это международный язык бизнеса. Чтобы получать выгоды от вовлеченности в мировую экономику, российский бизнес должен уметь говорить на этом языке.

Таблица эффективности факторов публичной деятельности организации

Таблица 5

Годы работы

Кол-во

До 1 года

От 1 до 3х

От 3 до 4х

От 4 до 5

Свыше 5

оценка

0,25

0,3

0,5

0,75

1

Ширина спектра услуг

Кол-во

До 5

От 5 до 15

От 15 до 25

Свыше 25

 

оценка

0,25

0,5

0,75

1

 

Соответствие нормам МСФО

-

Да

Нет

     

оценка

0,15

-

Таблица оценки критериев эффективности публичной деятельности организации

Таблица 6

Рейтинг

Критерии

А+

свыше 1,4

А

1,2 - 1,4

B+

0,9 - 1,2

 

0,6 - 0,9

C

от 0,25 до 0,6

D

до 0,25

После анализа выявления этих трёх групп оценки деятельности была выявлена их долю в общей оценке. Выявили при использовании метода экспертных оценок. Экономическая группа 60%, инновационная группа 25% и отношение с миром 15%. Если мы присвоим каждой из оценок числовое выражение то сможем исходя из ранжирования по процентам присваивать общий рейтинг.

Общая таблица оценки эффективности деятельности организации

Таблица 7

Критерии

Рейтинг

5,50

А+

5,00

А

4,50

B+

4,00

 

3,00

C

2,00

D

1,00

F

Примеры оценок компаний, и присвоенный рейтинг

Таблица 8

Компания

1

2

3

4

5

6

Экономика

5,5

1

2

3

4

5

Инновации

4

5

4

3

2

1

PR

5,5

2

3

4

2

1

Итого

5,125

2,15

2,65

3,15

3,2

3,4

Рассмотренная формула была применена уже к обанкротившимся предприятиям, занятым в сфере строительства, и подтвердилась. Невозможно применить к действующим предприятиям, ввиду коммерческой тайны в организации.

Подводя итоги, хочется отметить, что поставленная цель в работе была достигнута. Максимальный объективизм предлагаемой системы оценки деятельности предприятий занятых в сфере строительства был достигнут ввиду учёта мнений экспертов как практически занятых в данной сфере, так и учёных экономистов теоретиков.

Предполагается использование предложенной системы оценки деятельности строительных компаний для многих участников строительного рынка. В частности она будет полезна инвесторам, которые нуждаются в более объективной оценке объектов инвестирования, предложенная формула рассматривает объект с разных точек зрения, и объективность сегодня крайне актуальна. Так же она будет полезна конечному потребителю, который сможет заранее оценить качество предоставляемой продукции, что в сфере строительства имеет колоссальное значение, в виду высокой цены этой продукции. Так же она будет полезна аналитическим отделам планирования компании занятых в сфере строительства, ввиду комплексного мониторинга, как субъектов, так и в целом рыночной конъюнктуры строительной отрасли.

Создание такой системы на сегодня крайне актуально ввиду отсутствия её аналогов в отечественной экономической теории, а западные аналоги заранее субъективны, и в основном оценивают не эффективность деятельности субъектов экономики, а их кредитоспособность, что заранее антинаучно. Так же, использование этой системы оценивания учитывает российскую специфику делопроизводства

Список используемой литературы

1 Краткий экономический словарь, М., 2012

2. И.И. Мазурова, "Анализ Эффективности деятельности предприятия Учебное пособие" Спб 2012;

3. Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 714 с.

5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 512 с.

6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.

7. Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 557с.

8. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 714 с.

9. http://neomir.su/

10. http://www.buhgalt.ru/ftpgetfile.php?id=400

11. http://www.worldcam.ru/economic/369-zatrati.html

Просмотров работы: 995