Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время суррогатное материнство и его договорное обеспечение представляется недостаточно урегулированным на законодательном уровне.
В целом современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке.
Разработка медициной репродуктивных технологий, к числу которых относится применение суррогатного (замещающего) материнства, стало огромным прорывом в современной науке. Благодаря тому, что эти технологии являются доступными если не для всех, то для многих бесплодных пар, а также для женщин, страдающих различными заболеваниями, не позволяющими им иметь детей, уже имеется немало случаев обретения ими столь желанного материнства. С этой точки зрения, искусственное оплодотворение, а в его рамках суррогатное материнство являются благом для человечества.
Само содержание этой технологии объективно разделило общество на защитников и противников такого медицинского вмешательства, и равнодушных здесь, как правило, нет.
В самом деле, как быть с религиозными воззрениями разных людей, с рождающейся любовью матери к ребенку, которого она должна отдать чужим людям, с трагедией для этих людей неосуществленного материнства. Немало вопросов вызывает правовое положение ребенка, рожденного суррогатной матерью, правовое положение самой этой матери, выплачиваемое ей вознаграждение и многое другое. Чрезвычайная сложность этой проблематики налицо, и простых решений здесь быть не может слишком много этических и нравственных вопросов связано с суррогатным материнством.
Кроме того, институт суррогатного материнства в Российской Федерации имеет ряд правовых пробелов, в отношении которых назрела необходимость их законодательного закрепления.
До сих пор в России не существует специальных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие между сторонами договора суррогатного материнства, за исключением положений п. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ[1], устанавливающих порядок записи родителей ребенка, рожденного с помощью метода искусственного оплодотворения, или давших свое согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания.
В случае использования метода искусственного оплодотворения между генетическими родителями и женщиной, которая согласилась выносить и родить ребенка, заключается договор в письменной форме. В договоре должен устанавливаться круг, участвующих в его исполнении, а также должны оговариваться необходимые условия, права и обязанности сторон и ответственность их невыполнения.
Однако, заключение, исполнение и какие-либо правоотношения, возникающие по данному договору в законодательстве не определены, что вызывает большое количество сложностей и вопросов, связанных с нормативной основой правового регулирования данного договора о суррогатном материнстве, его правовой природы, содержания указанного договора и его особенностей, места договора о суррогатном материнстве в системе гражданско-правовых договоров, механизма его реализации и др.
Только с принятием Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[2] (далее – Закон об охране здоровья) были закреплены понятия «суррогатная мать» и «суррогатное материнство», обозначены признаки, характеризующие суррогатное материнство как один из методов вспомогательных репродуктивных технологий, разрешен вопрос о реализации репродуктивных прав не состоящими в зарегистрированном браке женщиной и мужчиной, а также незамужней женщиной.
Но, по-прежнему, несмотря на принятие нового Закона об охране здоровья, далеко не все правовые вопросы, возникающие в данной сфере, урегулированы законодательством и существует острая необходимость в принятии отдельного комплексного закона о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВТР).
Все обозначенные проблемы еще раз свидетельствуют об актуальности выбранной темы работы.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере заключения и исполнения договора о суррогатном материнстве в Российской Федерации.
Предметом настоящего исследования является правовое регулирование договора о суррогатном материнстве в Российской Федерации и практика его применения.
Цель исследования заключается в том, чтобы комплексно исследовать такой институт, как суррогатное материнство; проанализировать действующее российское и зарубежное законодательство, труды ученых и правоприменительную практику в области суррогатного материнства, выявить и предложить пути решения наиболее важных проблем теоретической и практической реализации договора о суррогатном материнстве, а также выработать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в данной сфере.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез. Также, в исследовании применены методы диалектического познания, сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-логический, комплексный, системного анализа, статистический, социологический, технико-юридический, метод правового моделирования и другие методы.
Теоретическую основу исследования составляют научно-теоретические разработки ученых-правоведов в рассматриваемой сфере. Исследование поставленных задач осуществлялось на основе анализа литературы по вопросам правового регулирования суррогатного материнства в России и за рубежом, в том числе заключения, исполнения и расторжения договора в данной сфере.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и иные акты, регулирующие объект настоящего исследования.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении проблем правового регулирования отношений, связанных с суррогатным материнством, а также в разработке предложений по совершенствованию семейного и гражданского законодательства Российской Федерации.
Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд выводов, касающихся правового регулирования такого института, как «суррогатное материнство»; в частности, относительно договора о суррогатном материнстве: его природы, участников, заключения, исполнения и ответственности по договору, а также уровня правового регулирования и необходимости внесения изменений в действующее законодательство.
Несмотря на принятие нового Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[3] (далее – Закон об охране здоровья), которым были закреплены ключевые термины «суррогатное материнство» и «суррогатная мать», в Семейном кодексе Российской Федерации до сих пор так и не дается вышеуказанных определений, что еще раз говорит о низком правовом регулировании института суррогатного материнства в России.
В России суррогатному материнству посвящены лишь ст. 51, 52 Семейного кодекса, ст. 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3и приказ Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (В РТ) в терапии женского и мужского бесплодия»[4]. А также отдельная ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».[5]
Впервые ФЗ «Об охране здоровья» было закреплено требование обязательного заключения договора между родителями - «заказчиками» программы суррогатного материнства и суррогатной матерью.
Изучив действующее законодательство и мнения ученых, предлагаем следующее определение: договор о суррогатном материнстве – это соглашение между лицами (супругами), желающими стать родителями и женщиной (суррогатной матерью), согласной за вознаграждение либо без такового на искусственное оплодотворение, вынашивание и рождение ребенка, с последующей его регистрацией нареченными родителями.
Соответственно, можно сделать вывод, что договор о суррогатном материнстве может быть, как возмездного, так и безвозмездного характера.
Исходя из природы договора суррогатного материнства, мы можем сделать вывод, что данный договор является алеаторным: даже наступление беременности не гарантирует ее успешное завершение рождением здорового ребенка без вреда для здоровья вынашивающей женщины, и нет никакой гарантии, что такая же ситуация не сложилась бы, если бы ребенка вынашивала какая-либо другая женщина.
Говоря об ответственности по договору о суррогатном материнстве, для защиты прав и законных интересов ребенка и суррогатной матери необходимо установить в законе запрет на расторжение договора суррогатного материнства (как в случае нарушения, так и добросовестного исполнения договора суррогатной матерью) по инициативе супругов-заказчиков после наступления беременности суррогатной матери. Супруги должны четко представлять последствия своих действий перед заключением договора. Этот запрет снизит риск легкомысленного отношения к заключению договора суррогатного материнства со стороны супругов-заказчиков.
Исходя из этих же соображений, в законе следует установить также запрет на отказ супругов-заказчиков от записи их родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью.
Суррогатная мать после передачи ребенка его родителям теряет все права на данного ребенка.
Отказ же супругов-заказчиков от записи их в качестве родителей рожденного по договору суррогатного материнства ребенка должен влечь выплату суррогатной матери компенсации в размере и порядке, установленном договором.
В связи с этим, представляется целесообразным статью 49 СК РФ дополнить пунктом 2 и изложить его в следующей редакции: «В случае отказа лиц, давших свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона суррогатной матери в целях его вынашивания (пункт 4 статьи 51 настоящего Кодекса), принять ребенка после его рождения при наличии согласия суррогатной матери на запись их родителями ребенка, происхождение ребенка от данных лиц (материнств или отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению суррогатной матери».
Семейный кодекс РФ оставляет право приоритета в решении будущего ребенка за суррогатной матерью.
Считаем необходимым закрепить положение, согласно которому, суррогатной матери следует дважды давать согласие: на участие в программе «Суррогатное материнство» (при подписании договора о суррогатном материнстве) и отдельное согласие на государственную регистрацию рождения ребенка уполномоченными родителями. Оба согласия необходимо оформить при заключении договора о суррогатном материнстве и нотариально удостоверить. Согласие суррогатной матери на запись уполномоченных родителей в книге рождений родителями ребенка оформляется отдельно от договора.
Видим целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство, касающиеся государственной регистрации рождения ребенка. В п. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ добавить, что лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона (уполномоченные родители), в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений с предварительного согласия суррогатной матери. А также предусмотреть, что согласие суррогатной матери на участие в программе «Суррогатное материнство» и на государственную регистрацию рождения ребенка уполномоченными родителями необходимо дать при заключении договора о суррогатном материнстве с последующим их нотариальным удостоверением.
Также, необходимо внести изменения в ст. 14 Закона «Об актах гражданского состояния», которую следует дополнить следующим пунктом: «Основанием для государственной регистрации рождения являются также: документ установленной формы о рождении ребенка от суррогатной матери, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды, либо документ установленной формы о рождении ребенка от суррогатной матери, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь; а также согласие суррогатной матери на государственную регистрацию рождения ребенка уполномоченными родителями».
Предложенный вариант изменений направлен на упрощение процедуры регистрации ребенка, рожденного суррогатной матерью, а также на правовую регламентацию данного процесса.
Считаем необходимым внесение и других изменений в действующее семейное и гражданское законодательство.
Подводя итоги, видим целесообразным разработать типовую форму договора, заключаемого медицинским центром с суррогатной матерью и заказчиками, и утвердить ее в установленном порядке в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
Законодателем не решена проблема, возникающая при реализации прав участников отношений суррогатного материнства, установления происхождения ребенка в случае наступления таких событий, как смерть генетического отца в течение беременности суррогатной матери или развод лиц, давших письменное согласие на имплантацию ей эмбриона.
Также, например, не решен вопрос о правовых последствиях ошибки врачей при применении методов искусственного оплодотворения.
Итак, можно сделать вывод, что в настоящее время отношения в сфере суррогатного материнства урегулированы лишь частично. В связи с этим видится необходимой разработка, с учетом современных достижений науки и международного опыта, специального комплексного Федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях в РФ», который будет содержать раздел «Суррогатное материнство», а раздел – отдельную главу «Договор о суррогатном материнстве».
Существования подобного документа позволит в некоторой степени устранить пробелы в законодательстве и решить вопросы, касающиеся применения данного способа вспомогательных репродуктивных технологий. При этом основной целью данного закона должно быть достижение той степени проработанности и детализации, которые помогли бы полностью защищать ребенка и гарантировать его права.
Договоры о суррогатном материнстве между гражданами разных государств уже встречаются в практике. Как следствие возникают и коллизии, причем, ответы на них невозможно найти в рамках существующего законодательного регулирования одной страны. Поэтому, представляется необходимой разработка международно-правового документа, который бы регламентировал вопросы, связанные с суррогатным материнством. Причем не только медицинскую, но и правовую сторону проблемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - N 4. – Ст. 445.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Рос. Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 № 393-ФЗ, с изм. от 27.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон Рос. Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 № 363-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 5. – Ст. 410.
Об актах гражданского состояния: федер. закон Рос. Федерации от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ.- 1997. - N 47. - Ст. 5340.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 № 93-ФЗ) // Российская Газета. - 2011. -23 ноября. – С. 7.
Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 351-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996.- N 1.- Ст. 16.
Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий: утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2003 г. N 67 // Российская газета. – 2003. - N 84. С. 13.
Международные акты:
Кодекс о браке и семье: закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З (в ред. от 20.07.2006 № 164-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 55, 2/53.
О трансплантации органов и других анатомических материалов человека: закон Украины от 16.07.1999 № 1007-XIV (в ред. от 19.10.2010 № 41) // Официальный вестник Украины. – 1999. - № 32. – ст. 20.
Семейный кодекс Украины: закон Украины от 10.01.2002 № 2947-III (в ред. от 17.05.2012 № 4766-IV) // «Голос Украины» - газета Верховной Рады Украины. – 2002. - № 38. – Ст. 15.
Научная и учебная литература:
Айвар Л.К. Правовое положение суррогатного материнства в России. Пробелы законодательства. // Юридический мир. - 2006. - № 2.
Антокольская, М.В. Семейное право: учебник / М. В. Антокольская. -М.: Юристъ, 2004.
Асланов, Х.Г. Обеспечение интересов отца в российских правоотношениях по семейному законодательству Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук.: 12.00.03: защищена 23.09.2009 / Х.Г. Асланов. – Москва, 2009.
Бастрыкина, О.А. Пробелы в семейном законодательстве и пути их устранения / О.А. Бастрыкина // Научные труды. Российская академия юридических наук: сборник статей. – М.: Юрист, 2007. – Вып. 7, Т. 2.
Батлер, Е.А. Непоименованные договоры: некоторые вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01: защищена 28.03.2006 / Е.А. Батлер. – Москва, 2006.