УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, В.С. Мухиной, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов помочь подросткам уменьшить свой уровень тревожности и правильно выбрать профессию.

Объектом исследования данной работы является тревожности самоопределение у подростков.

Предметом исследования данной работы является влияние уровня тревожности подростков в ходе выбора профессии.

Цель состоит в статистическом анализе уровня тревожности учащихся в ходе выбора профессии.

Использованные методы: наблюдение, тестирование, проективные методики и анализ продуктов творческой деятельности детей.

Использованные методики: «Дифференциально - диагностический опросник»(ДДО), проективная методика «Рисунок школы», «Диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина».

Экспериментальная база: учащиеся 9 класса МБОУ гимназия №1.

Глава 1. Теоретические основы исследования уровня тревожности учащихся в ходе выбора профессии

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Состояние тревоги, беспокойства впервые выделил и акцентировал З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности, все это основывается на внутренних причинах. В последствие, изучением состояния тревоги занимались многие известные психологи и психотерапевты, написано большое количество работ.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: "Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов".

"Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, которое представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени".

Тревожность - как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги. Это биологическое направление изучения тревожности.

Следующее направление в исследовании тревожности идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов считают, что тревожность является составной частью состояния сильного психического напряжения - "стресса" - чрезмерного напряжения нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность - состояния разные. Если стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность, чувство неопределенности, бессилия, незащищенности, грозящей неудачи, одиночество, невозможность принять решение. На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Таким образом, понятием "тревожность" психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности.

Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания.

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора — основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями — не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди — рабы давно принятых, зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.

Бросается в глаза существование целого ряда зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Зачастую школа лишь выявляет, как лакмусовая бумажка, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем не менее, нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый «букет» факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.

Рано или поздно у каждого школьника возникает проблема выбора профессии. Решить, чем заняться в жизни- важный шаг. Но, даже покинув стены родной школы, многие молодые люди не знают в какой ВУЗ им поступить, какой колледж выбрать.

Они не понимают, какая работа будет даваться им легко, а какая потребует много усилий.

При этом часто мотивация выбора профессии играет немаловажную роль. Здесь мотивом выбрать ту или иную профессию может послужить постой свет. Материальное обеспечение, положение в обществе, престиж тоже влияют как минимум время.

Поэтому верный выбор профессии для школьников очень важен. Довериться лишь своим желаниям в этом вопросе- не лучший вариант.

Скрытые таланты есть в каждом человеке, но не всем по силам рассмотреть их в себе.

Глава 2. Исследование уровня тревожности учащихся в ходе выбора профессии

В ноябре было проведено исследование уровня тревожности в ходе выбора профессии у учащихся 9 класса. Экспериментальная база: МБОУ гимназия №1.

В исследовании приняли участие подростки - учащиеся 9-го класса гимназии №1 г. Армавир. Количество участников - 10 человек. Среди них 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте от 14 до 15 лет.

В исследовании были задействованы следующие методы: наблюдение, тестирование, проективные методики и анализ продуктов творческой деятельности детей.

2.1 Описание исследования

Методика №1 «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых.Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.Возможно использование методики индивидуально и в группе.Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

ОБРАБОТКА«Лист ответов» сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».Название типов профессий по столбцам:

I.«Человек-природа».

II.«Человек-техника».

III.«Человек-человек» .

IV.«Человек-знак».

V. «Человек – художественный образ».

Методика №2 Проективная методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

цветовая гамма

линия и характер рисунка

сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

Анализ результатов:

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Методика №3. Диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.

Методика диагностики самооценки Спилберга - Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.

Методика измерения тревожности и как личностного свойства, и как состояния разработана Ч.Д.Спилбергом, была адаптирована в русском переводе Ю.Л.Ханиным. Ниже представлен опросник Спилберга-Ханина, с помощью которого определяются личностная и ситуационная тревожность.

Оценка результатов тестирования.

Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 4 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») - 3, третьей альтернативе - 2, четвертой альтернативе - 1 балл, и так далее.

Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого. При этом показателями уровней тревожностей будут:

3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность

3,0-3,4 балла - высокая тревожность

2,0-2,9 балла - средняя тревожность

1,5-1,9 балла - низкая тревожность

0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

2.2 Математические методы обработки результатов

Поведем математический анализ по каждой методике и выявим: моду(Mo), медиану(Md), арифметическое среднее(Mx ср.), относительную частоту(Fo), абсолютную частоту(Fa) и построим гистограмму.

Методика №1 «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)

I.«Человек-природа».

II.«Человек-техника».

III.«Человек-человек» .

IV.«Человек-знак».

V. «Человек – художественный образ».

По итога проведенной методике было выявлено, что:

ФИО

I

II

III

IV

V

Лидия В.

   

+

   

Артур К.

   

+

   

Максим С.

     

+

 

Екатерина М.

   

+

   

Владислав С.

 

+

     

Дарья П.

       

+

Артем Ч.

 

+

     

Полина Н.

+

       

Анастасия А.

       

+

Артем А.

       

+

«х»

Мх ср.

1

3

3,3

2

3

3

4

4

3

5

2

6

5

7

2

8

1

9

5

10

5

1;2;2;3;3;3;4;5;5;5 Md= (3+3)/2=3

Fa

Fo

 

1

0,1

 

2

0,2

 

3

0,3

 

1

0,1

 

3

0,3

Fo I=1/10=0,1

Fo II=2/10=0,2

Fo III=3/10=0,3

FoIV=1/10=0,1

FoV=3/10=0,3

Mo=3;5

Методика №2 Проективная методика «Рисунок школы»

6-5 баллов – низкий уровень тревожности.

4-2 балла – средний уровень тревожности.

1-0 баллов – высокий уровень тревожности.

По итогам данной методике было выявлено, что:

ФИО

Количество баллов

Лидия В.

4

Артур К.

3

Максим С.

4

Екатерина М.

5

Владислав С.

5

Дарья П.

3

Артем Ч.

5

Полина Н.

2

Анастасия А.

2

Артем А.

2

«х»

Мх ср.

1

4

3,5

2

3

3

4

4

5

5

5

6

3

7

5

8

2

9

2

10

2

2;2;2;3;3;4;4;5;5;5 Md=(3+4)/2=3,5

уровень

Fa

Fo

высокий

0

0,0

средний

7

0,7

Низкий

3

0,3

Fo1=0/10=0

Fo2=7/10=0,7

Fo3=3/10=0,3

Mo=3;5

Методика №3. Диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.

3,5-4,0 балла - очень высокая тревожность

3,0-3,4 балла - высокая тревожность

2,0-2,9 балла - средняя тревожность

1,5-1,9 балла - низкая тревожность

0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

По результатам данной методике было выявлено, что:

ФИО

Количество баллов

Лидия В.

1,5

Артур К.

1,9

Максим С.

1,5

Екатерина М.

1,4

Владислав С.

0,0

Дарья П.

2,9

Артем Ч.

1,4

Полина Н.

3,4

Анастасия А.

3,0

Артем А.

3,4

«х»

Мх ср.

1

1,5

2,04

2

1,9

3

1,5

4

1,4

5

0,0

6

2,9

7

1,4

8

3,4

9

3,0

10

3,4

0,0;1,4;1,4;1,5;1,5;1,9;2,9;3,0;3,4;3,4 Md=(1,5+1,9)=1,7

уровень

Fa

Fo

очень высокий

0

0

высокий

3

0,3

средний

1

0,1

низкий

3

0,3

очень низкий

3

0,3

Fo2=3/10=0,3

Fo3=1/10=0,1

Fo4=3/10=0,3

Fo5=3/10=0,3

Mo=1,4;1,5;3,4

Заключение

Были проведены различные методики для выявления типа профессиональной направленности и уровня тревожности учащихся 9 класса такие как: «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО), Проективная методика «Рисунок школы», Диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.

По результатам проведенных математических исследований по данным методикам было выявлено, что в методике «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) наиболее актуальными типами профессиональной направленности у школьников являются III («Человек-человек») и V(«Человек – художественный образ») типы.

Уровень тревожности по результатампроективной методики «Рисунок школы» у большинства детей является средним, т.е. у подростков есть некая тревожность по причине предстоящих экзаменов, которые будут у них впервые.

Результаты по «Диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина» распределились так, что у подростков уровень тревожности соответствует таким образом, что одинаковые результаты получили такие шкалы, как: высокий (3,0-3,4 балла), низкий (1,5-1,9 балла) и очень низкий (0,0-1,4 балла) уровни тревожности.

Профилактикой и избавлением от тревожности является забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье подростков.

Список использованной литературы:

  1. Айзенк, Х. Психологические теории тревожности/Х.Айзенк //Тревога и тревожность: Хрестоматия. — СПб., 2001.

  2. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 2003.

  3. Изард, К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М., 2002.

  4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. "Психодиагностика. Коллекция лучших тестов". Издание второе. Ростов – на – Дону. "Феникс" 2006

  5. Климов Е.А.. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М. , 1996 г.

  6. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002.

  7. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996.

  8. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности / Б.Кочубей, Е.Новикова //Семья и школа. - 2002. - №9.

  9. Лаврова Н.А.. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе "человек – человек"/ Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003

  10. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. "Просвещение". Москва, 1990.

  11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.

  12. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.Академия 2005

  13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

  14. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999.

  15. "Хрестоматия по психологии" под редакцией А.И. Копытина. – изд. "Питер". – 2001.

 

Просмотров работы: 7247