Введение
Трудно представить себе человека, никогда не испытывающего агрессию.
Учёные убедились, что в самой агрессии , в общем то , нет ничего пугающего … до определённого момента. Существует некий предел выносливости, при достижении которого наша устойчивость к требованиям окружающей среды значительно возвышается[1].
Актуальность исследования Повышенная агрессивность детей является проблемой не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнения в связи с ростом детской преступности и увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Агрессия – не просто игровые толчки или тычки , о которых большинство детей забывают , когда вырастают. Какая-то , пусть даже небольшая часть детей с высокой агрессивностью превращается в антисоциальных взрослых. В дошкольном возрасте изучение агрессивности носит большую ценность , т.к . это черта находится в стадии своего становления и своевременное вмешательство специалистов может существенно повлиять на её устранение[22].
В ряде исследований было показано , что процессы обработки информации у агрессивных детей искажены и ограничены на многих этапах и что некорректная обработка информации связана с повышенной агрессией . Например , агрессивные дети реже обращают внимание на признаки , сигнализирующие о невраждебных мотивах.
Такие дети часто не обращают внимание на удивлённый , огорчённый вид другого ребёнка, говорящего о том . что негативное событие было просто случайностью. Многие агрессивные дети , сталкиваясь с
3
отвержением и насмешками сверстников , считают, что незнакомые сверстники недружелюбны и плохо к ним относятся.
Если агрессивные дети плохо умеют интерпретировать действия других людей и реагировать на них , то улучшит ли тренинг этих навыков их социальное поведение? По – видимому , следует ответить на этот вопрос утвердительно[22].
Один из подходов состоит в приучении агрессивных детей к мысли , что агрессия причиняет страдания и не разрешает проблем , что намерения других можно понять , если обратить внимание на соответствующие признаки , и что существуют более эффективные , социальные способы разрешения споров между людьми.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только
, но и самому себе .
Ученые разных направлений интерпретируют явление агрессивности как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Цель исследования – изучение явления агрессивности у детей , а также рассмотрение различных средств и методик, направленных на устранение агрессивности в дошкольном возрасте, которые способствовали бы оптимизации процесса воспитания и обеспечивали полноценное развитие личности дошкольника.
Объект исследования – агрессивный ребёнок.
Предмет исследования – методы диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза : развитие положительного поведения дошкольников можно достичь при условии :
- положительного влияния семьи на личность дошкольника.
4
- внесения в дошкольную программу занятий , способствующих развитию доброжелательности, отзывчивости , вежливости, бережности, которые помогут малышу приспособиться к окружающему миру.
- ограничения влияния телевидения на дошкольника.
- развития эмоциональной сферы ребёнка с помощью книг ,игр и общения с ребёнком.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сопоставить мнение учёных по данному вопросу и выявить единое мнение в котором изложена главная суть явления агрессивности.
2. Определить особенности агрессивности у детей дошкольного возраста и выявить корни агрессивного поведения детей..
3 Изучить роль семьи в воспитании личности ребёнка и выявить условия необходимые для полноценного развития дошкольника с учётом его индивидуальных.особенностей.
4 Рассмотреть вклад телевидения , семьи и собственных мыслей ребёнка в его агрессивность.
5 Подобрать диагностические методики на выявление агрессии у детей.
5
Глава 1 Теоретические основы проблемы агрессивного поведения
в дошкольном возрасте.
1.1Агрессия. Формы агрессии и её причины.
Агрессией принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
« Око – за око . зуб – за зуб» - именно так порой выглядит поветение некоторых более старших карапузов. Ребёнок делает зло в отместку : его толкнули – он толкнул в ответ, порвал картину , ущипнул , ударил. Его поступки больше похожи не на импульсивное или исследовательское поведение , а на целенаправленную месть. Если малыш в целом не злой – нужно найти , где именно он впервые это « увидел». Нужно обратить внимание , быть может , кто –то из родственников имеет обыкновение утешать ребёнка словами вроде: « Противная коряга , давай её ломать на части! » или « Злая кусачая крапива , вырвем её! » или «Ударился ? Пойдём , стукнем диван! » С трёх- четырёхлетним малышом вполне можно побеседовать о философской стороне мести. Можно сказать : « Ты – ничем не лучше того , кто тебя обидел . Своим поведением ты лишь даёшь понять человеку , что принимаешь его язык общения, стало быть – обмен оплеухами может быть долгим . Физическая разборка – последнее дело[22].
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста – явление хоть и неприятное . но довольно частое. Всем родителям хотелось бы видеть в своём ребёнке ангелочка , но порой желания родителей не оправдываются и из него вырастает капризный и неконтролируемый ребёнок. Ребёнок-это такой же человек . как и взрослый , ему присущи различные эмоции, не исключая и агрессию. Разница лишь в том, что взрослый сможет контролировать агрессию, а ребёнку это не подвластно[6].
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста может быть связано со многими факторами , например :
6
- ребёнок старается стать популярным и авторитарным среди сверстников.
Коммуникативные навыки ещё плохо развиты , зато эмоции берут верх над разумом ( зачастую малыш не осознаёт , что делает ).
- ситуация в семье такова , что ребёнок наблюдает только агрессивные методы достижения цели[21].
- стремление получить желаемый результат , во что бы то ни стало.
- желание защитить себя или же отомстить обидчику.
Детская агрессия может носить и мимолётный характер , когда малыш отстаивает свои интересы или же хочет чего-то добиться.
Среди малышей и дошкольников агрессивное поведение – это обычно толчки , пинки , укусы или попытки отнять игрушку у другого ребёнка.
К концу дошкольного возраста проявляются различные формы агрессии- это хулиганство , когда агрессия не спровоцирована и её единственная
цель, по – видимому, запугать , встревожить или унизить другого ребёнка. Типичный пример хулиганства : « Ты – дурак »- и затем толкает ( или ударяет ) его.
Две другие формы агрессии встречаются реже , чем хулиганство , но всё-таки довольно часто. При инструментальной агрессии ребёнок использует агрессию для достижения определённой цели . Инструментальная агрессия наблюдается в таких ситуациях , когда ребёнок отталкивает другого , чтобы стать первым в очереди за завтраком , или отнимает у кого-то из детей понравившуюся игрушку. При реактивной агрессии поведение одного ребёнка вызывает агрессию у другого. К реактивной агрессии можно отнести случаи , когда ребёнок , проигравший в игре , ударяет выигравшего , или когда ребёнок , не выбранный на главную роль , толкает ребёнка , ставшего главным в игре [22].
Хулиганство , инструментальная и реактивная агрессия у детей младшего возраста обычно выражаются физически . По мере того как дети становятся старше , они чаще выражают агрессию в словах.
7
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
1.2Проблема агрессивного поведения в психолого- педагогической литературе.
В начале XXI века тема агрессии остается популярной как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За последние годы возросло число статей и книг, конференций и симпозиумов, посвященных вопросам изучения агрессии и агрессивности личности[19].
По мнению А. Адлера одной из причин возникновения агрессии является возникшее стремление к преодолению чувства неполноценности, из-за которого ребёнок довольно долго переживает. Незрелость , несамостоятельность , неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения , появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми т .е . над взрослыми. Взрослые , которые не умеют или не хотят понять чувства ребёнка , которые унижают его , показывая своё превосходство над ним , стимулируют возникновение агрессивного поведения.
По мнению Э.Эриксона враждебность и агрессивность связывается у ребёнка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру.
По мнению А. Гуггенбюля , дети более младшего возраста ещё плохо осознают поведение к нему же относится и агрессия : при расспросах они говорят то , что им было сказано родителями , что "кричать и драться
8
нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети довольно легко переходят от вербальной агрессии к физической, тем самым отличаясь от более старших детей.
В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в конфликтные ситуации всех окружающих маму , папу , братьев , сестёр и других . Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей . Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.
М. Н. Жарова считает , что проблема агрессии на протяжении немалого времени была очень актуальна в науке и культуре. [4, с.3]. "Различные формы человеческого поведения, относимые в современной науке к феномену агрессии, отмечались и подвергались научному анализу уже первыми мыслителями древности (Аристотель, Платон, Сократ, Заратустра и их последователями). В более поздние века практически все мыслители в большей или меньшей степени касались проблемы насилия, враждебности, зла, агрессии" [4, с. 4]. Т. Г. Румянцева (1991а), , рассмотрев поняти агрессии с точки зрения различных наук, заметила , что данный термин имеет совершенно различные значения "Биологи описывая агрессию делаю акцент преимущественно на ее целях и функциях – адаптивных и неадаптивных. Нейрофизиологи изучают нервные механизмы, лежащие в основе этого поведения. Психиатры собирают данные об агрессии у людей с серьезными нарушениями психики. Психологи рассматривают ее в строго поведенческой манере, понимая
9
агрессию в терминах, которые могут быть непосредственно наблюдаемы.
Социологи заняты исследованием того, какие общественные условия порождают такой вид поведения" [9, с.82].
На современном этапе феномен детской агрессивности рассматривают с точки зрения различных наук , так как должны быть изучены научные дисциплины – как естественных, так и социальных.
Авторы также уверены , что ранняя психологическая помощь детям и родителям с повышенной формой агрессии может исправить ситуацию Ведь причины агрессии и тревожности детей кроются в сложных кризисных отношениях между отцом и матерью , либо в отношении родителей к детям – чрезмерной строгости , частым унижением и т . д.
Р. С. Хоманс считает , что агрессию могут вызывать и ситуации , связанные со стремлением к справедливости , но часто такая форма агрессии не наносит вред ребёнку и его окружению , а просто является свойством личности , его особенностью[19]. Такая агрессия встречается
довольно часто и у взрослых людей.
Такие учёные как А.А Реан и К. Бютнер рассматривают некоторые случаи проявления агрессии как элемент борьбы с фрустрацией и тревогой[14].
Многие учёные считают , что в агрессивности есть и « определённые здоровые черты» , которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это настойчивость , инициатива , упорство . В достижение цели стремление к победе , преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям[15] .
Многие учёные относят агрессивность как уже отмечалось выше к свойствам личности. Одно из основных свойств заключается в том , что она всегда проявляется по отношению к определённой стороне действительности. Это естественная реакция на возникающие преграды , мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей.
К. Лоренц в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как
10
движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида[18].
Одной из теорий претендующих на объяснение феномена агрессии является фрустрационнная теория Джона Долларда, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает как реакция на фрустрацию, и,
следовательно, фрустрация всегда сопровождается агрессивностью.
Если бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их назвать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство скорее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким распространением это представление обязано нескольким различным источникам, включая и личный опыт человека, оно может быть сведено по крайней мере к двум положениям, лежащим в основе теории агрессии, сформулированной Доллардом и другими. Вместе взятые, эти положения известны как теория фрустрации-агрессии. В слегка перефразированном виде они звучат так:
1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.
При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.
По мнению З. Фрейда человек направляет свою агрессию или вовне, разрушая и уничтожая других людей, или вовнутрь, приводя к саморазрушению, обусловленному углублением конфликтов между Я и
11
Сверх-Я, поскольку Сверх-Я в виде совести использует против Я свою
готовность к агрессии. Сдерживание агрессии, подчеркивал З. Фрейд в «Очерке психоанализа» (1940), неизбежно ведет к заболеванию. «В припадке ярости человек часто демонстрирует, как подавленная и направленная вовнутрь агрессивность приводит к саморазрушению[17].
Таким образом, если брать конкретно детскую агрессивность , то в её основе может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
1.3 Корни возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
В течении многих лет психологи считали , что причиной агрессии является фрустрация . В основе такого представления лежала идея о том , что когда детям или взрослым мешали достичь цели , они становились фрустрированными и проявляли агрессию , часто направленную на мешавшего им человека или предмет . Несмотря на то что фрустрация может приводить к агрессии , учёные больше не считают , что это единственная причина агрессивного поведения , и поэтому исследователи обратились к изучению других факторов , включая семью , телевидение и собственные мысли ребёнка[22].
Влияние семьи. Ранние этапы жизни ребёнка в семье – первая учебная площадка для усвоения паттернов агрессии. Обширную исследовательскую работу в этой области проводил Джеральд Паттерсон , чьи данные были большей частью основы на тщательном систематическом наблюдении за агрессивными детьми в их семьях. Основной вывод . сделанный Паттерсоном , - родители играют ведущую
12
роль в культивировании агрессивного поведения. Многие родители и старшие братья и сёстры , например , использовали физическое наказание или угрозы , чтобы остановить агрессивное поведение. Несмотря на то , что такой метод и приводит к мгновенному эффекту , само физическое наказание служит моделью , наглядно демонстрирующей , что физическая сила « срабатывает » как средство управления другими людьми. Шлёпая сына ,отец тем самым фактически говорит : « Ты был прав. Самый лучший способ заставить людей делать то , что ты хочешь , или заставить их прекратить то , что ты не хочешь , - это достаточно сильно ударить их».
Неудивительно , что применение родителями суровых физических наказаний связано с агрессивным поведением детей Додж , Бейтс и Петтит изучали детей , которых родители наказывали , избивая до такой степени , что требовалось медицинское вмешательство . Этих детей и учителя и сверстники оценивали как вдвое более агрессивных по сравнению с детьми , не подвергавшимися телесным наказаниям. Не только грубые или агрессивные родительские реакции делают детей
агрессивными , - когда родители всегда настаивают на своём , неотзывчивы и безразличны к эмоциональной жизни своих детей , то они более вероятно вырастут агрессивными.
Во многих семьях с агрессивными детьми , по всей видимости, образуется порочный круг. По сравнению с семьями с неагрессивными детьми , в таких семьях и агрессивные дети, и их родители чаще реагируют на нейтральное поведение агрессией. Более того, если начинается обмен агрессивными реакциями , то и родители, и дети склонны разжигать конфликт , а не гасить его. И как только родители и другие члены семьи назвали ребёнка агрессивным , то его начинают обвинять в агрессии и наказывают, даже когда он вёл себя вполне корректно. « Агрессивного « ребёнка будут обвинять во всём , что случилось плохого- от пропавшего печенья до сломанных бытовых
13
приборов , - а проступки других детей не замечаются[7].
Паттерсон обращает особое внимание на то, что если ударить ребёнка за агрессию, то это не остановит проявления его агрессивности в будущем. Какая же реакция на агрессию ребёнка может быть признана самой лучшей? Родители не должны стимулировать агрессию- её следует игнорировать или за неё следует наказывать. . но при этом поощрять или вознаграждать другие формы неагрессивного социального поведения. Старшего брата , выхватывающего пульт управления у младшей сестры , следует , следует наказать ( « Никакого телевизора в течение 3-х дней1» ) , а затем показать ему более эффективный способ разрешения конфликта ( « Подожди , пока твоя сестра досмотрит свою любимую программу , затем попроси , можно ли переключить канал. Если она скажет нет обратись ко мне.» ) Позже ребёнка надо похвалить за взаимодействие ( « спасибо , что ты попросил сестру , а не просто схватил пульт управления» ).
Не только родители , но и братья с сёстрами влияют на агрессивность детей. Среди агрессивных детей те , кто имеет хорошие отношения с братьями и сёстрами . как правило , менее агрессивны и лучше приспособлены, чем агрессивные дети . ссорящиеся с братьями и сёстрами. Хорошие отношения с братьями и сёстрами дают агрессивным детям возможность совершенствовать свои социальные навыки ; в этом случае сиблинги могут также обеспечивать эмоциональную поддержку агрессивным младшим братьям и сёстрам.
Наконец , важно помнить , что сами дети могут стимулировать некоторые формы родительского поведения , способствующие их агрессии[19].
Некоторые дети наследуют склонность к импульсивности, раздражительный темперамент и неспособность в должной мере регулировать своё поведение . Эти характеристики зачастую заставляют
14
родителей более сурово наказывать таких детей , а это делает их ещё
более агрессивными . Таким образом , и родители, и дети вносят вклад в формирование порочного круга нарастающей агрессии.
В семьях с агрессивными детьми зачастую возникает порочный круг , при котором родители и дети агрессивно реагируют на нейтральное поведение и расширяют обмен агрессивными действиями.
Влияние телевидения. Большинство детей в наше время начинают регулярно смотреть телевизор в возрасте трёх лет , а к 15 годам проводят за экранами больше времени , чем в школе. Фактически, в детстве малыши чаще смотрят телепередачи . чем занимаются чем бы то ни было ещё , кроме . может быть , сна[22].
Что видят дети , когда смотрят все эти передачи? Ответ зависит от конкретного ребёнка , однако большинство детей проводят много времени за просмотровом боевиков и приключенческих сериалов, а них моделируется довольно много агрессивных поступков. Герои и « хорошие парни» в этих шоу неизменно заканчивают тем , что дерутся с « плохими парнями» . Хорошие парни всегда побеждают и , конечно, их , как правило , вознаграждают похвалой , они вызывают восхищение и иногда получают вполне конкретные призы (скажем, отдых на солнечном курорте).
Какие эффекты возникают , когда ребёнок наблюдает подобные вознаграждаемые модели агрессии в течении длительного времени? Впервые этот вопрос привлёк к себе внимание в середине 50-х годов. Тогда не у всех ещё были телевизоры, однако общественность уже тогда обеспокоилась частым изображением насилия на телеэкране и возможным воздействием телевидения на зрителей, особенно на юных[22].
Прошло полвека . но нас ещё волнует насилие на телеэкранах . и это вполне обоснованно. В мультфильмах через каждые три минуты демонстрируется акт насилия ( под насилием подразумевается
15
применение физической силы против другого персонажа).
К примеру средний американский ребёнок успевает увидеть на телеэкране несколько тысяч убийств, прежде чем достигнет подросткового возраста.
Экспериментальные и корреляционные исследования подтверждаю связь между просмотром детьми телепродукции с элементами насилия и повышенной агрессией[20].
В соответствии с социально-когнитивной теорией Бандуры дети учатся , наблюдая за другими; так что если они наблюдают за жестоким поведением ( реальным или телевизионным) , то они будут вести себя жестоко . Лабораторные исследования , проведённые Бандурой в 1960-х годах , подтверждают этот вывод[12].
Дети смотрели специально созданные телевизионные передачи , показывающие , как взрослые пинали и ударяли пластиковую куклу « Бобо » Когда у детей появлялась возможность поиграть с куклой , то те , кто смотрели передачи . чаще вели себя агрессивно с куклой , чем те , кто не видел телепередач.
Критики этой теории считали , что лабораторная обстановка этого и подобных исследований повлияла на результаты , и сомневались . что
просмотр телепрограмм с элементами насилия в более реалистичной обстановке окажет на детей сильное воздействие. Сегодня мы уже знаем , что просмотр телевизионного насилия делает детей более « толстокожими » и они спокойно относятся к межличностному насилию. Предположим , например, что девушка – подросток подрабатывает приходящей няней и присматривает за двумя дошкольниками . а те затевают ссору друг с другом , которая затем переходит в драку. Такие приходящие няни
, привыкшие к насилию на телеэкране , гораздо чаще дают детям « выпустить пар », потому что такой способ разрешения конфликтов кажется им приемлемым.
Отражается ли на поведении детей стойкая терпимость по отношению к
16
насилию? Ответ однозначен ,такой способ действия взрослого неверен, так как ребёнок зачастую будет использовать агрессию для решения сложившихся трудных ситуаций[11].
Экспериментальные исследования показывают , что просмотр теленасилия вызывает агрессию , поэтому разумно сделать выводы о том, что дети , регулярно наблюдающие насилие на телеэкране , прибегают к насилию при взаимодействии с другими. Некоторых эта агрессия в конце концов приводит за решётку. Разумеется , поток насилия - не единственная причина агрессии у детей . Но это существенный фактор в чрезвычайно сложном процессе, в который вовлечены также родители и сверстники.
17
Глава 2. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
2.1 Диагностические методы на выявление агрессии у детей.
Уже в дошкольном возрасте происходит первоначальное складывание личности ребёнка. Важным является вопрос о необходимости методов диагностики личностных особенностей , а в данном случае агрессивных тенденций ребёнка. Существует распространённый метод диагностики , позволяющий выявить агрессивные тенденции у детей , тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
На предварительном этапе был проведен анализ методов выявления агрессивности у детей и их диагностических возможностей.
Стереотипные ответы детей по методике С . Розенцвейга дали основание предположить , что они чрезмерно нагружены фактором социальных норм , зависят от условий воспитания ребёнка значительно больше , чем обычно считается. Можно также по этой методике исследовать влияние ситуаций , провоцирующих агрессивность у дошкольников [19].
«Методика изучения фрустрационных реакций». Детский вариант данного теста может быть адекватно использован на детях в возрасте 6-12 лет.
Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики
агрессивности.
Существуют также экспериментальные и корреляционные исследования , которые используют для выявления взаимосвязи одного процесса и другого. К примеру взаимосвязь телепередач с элементами насилия и
18
повышенной агрессивностью[20].
Также для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики:
Наблюдение за поведением ребёнка в ходе игры.
беседа и анкетирование родителей и воспитателей;
проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Тест руки», рисунок «Несуществующее животное» и др.
Наблюдение
В зависимости оттого, какой степени точности необходимо получить информацию, используются два вида наблюдения: неструкту рализированное и структурализированное :
а) Для неструктурализированного наблюдения характерно то, что:
заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;
не имеется строгого плана.
б) Структурализированное наблюдение:
заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;
составляется специальный план записи или фиксации результатов.
Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Конечно, нужно стремиться наблюдать за ребенком в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой
деятельностью дошкольника является наиболее информативным, т.к. игра — это ведущий вид деятельности дошкольника. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений детей, их коммуникативные
19
навыки[16].
Беседа и анкетирование
Беседа и анкетирование с ребёнком позволяют довольно легко определить наличие агрессии у дошкольника , а также выявить возможную причину её возникновения[2].
Чтобы получить достоверный результат специалисты стали оценивать ответы с позиции количественных и качественных.
В основу количественного анализа положили принцип упорядочения ответов по мере возрастания эмоционального напряжения . Были выделены следующие группы :
- ответы нейтральные ребёнок отвечает «не знаю». Это может означать или отказ проявлять себя в этой области по причине , требующей дальнейшего исследования ; или эмоциональную напряжённость в крайне незначительной степени , никак не проявляемую ; или то , что ребёнок не понимает смысла предлагаемой истории;
- ответы с минимальной степенью напряжённости ;
- ответы со средней ( оптимальной ) степенью напряжённости ;
- ответы с высокой степенью напряжённости исследуемого чувства ;
Соответственно это четырём степеням напряжения исследуемого чувства :
1балл – минимальная степень напряженности ;
2балла – средняя степень напряжённости ;
3балла – повышенная степень напряжённости ;
4балла – высокая степень напряжённости.
Особенно информативной может быть беседа с родителями, в результате которой можно получить информацию о той стороне жизни ребенка, которую не наблюдает ни воспитатель, ни психолог.
Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по обычной схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального
20
контакта и т. д.) и может включать в себя следующие блоки:
корректное информирование о проблеме;
анамнестические сведения;
любимые занятия ребенка дома;
предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др.;
отношения с родственниками;
отношения с другими людьми и т. д.
Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семей ной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки и проявление агрессии у ребенка. Важно, чтобы беседа не превратилась в опрос, поэтому особое внимание следует уделять ответам на вопросы, возникающие у родителя в процессе совместного общения.
Кроме беседы можно использовать метод анкетирования. Преимущества этого метода заключаются в значительной экономии времени, которого и так зачастую не хватает у психолога ДОУ. Но использование анкетирования ни в коем случае не исключает беседу с родителем[16].
Проективные техники психодиагностики свободны от ограничений, накладываемых на опросники. Как правило, цель диагностики в них замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Так, в инструкции к тесту «Несуществующее животное» испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем назвать его подходящим именем. Кроме того, применение рисуночных
тестов не имеет ограничений по возрасту [16].
21
Диапазон диагностических возможностей теста «Несуществующее животное» достаточно широк, в частности его применение может быть
направлено на диагностику агрессивности. Степень выраженности агрессивных тенденций будет определяться количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, острые клювы, зубы, иглы и др. Методика «Несуществующее животное» может быть использована в качестве метода экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения. И поскольку по составу данный тест является ориентировочным, он не может быть использован как единственный метод и требует объединения с другими методами или тестами для формирования батарейного инструмента исследования.
Помимо этих методик есть также методика Луизы Дюсс , французского исследователя начала двадцатого века. Ныне её имя известно в связи с тестом Дюсс – Десперта. Суть в том , что именно Десперт , переводчик сказок на английский язык , представил методику широкой общественности как диагностическую, а не клиническую, как планировала изначально автор , Л.Дюсс. В практическом смысле оригинальная
методика Дюсс-Десперта привлекательна тем , что раскрывает топографию эмоциональной сферы ребёнка и даёт ответы на многие вопросы, в частности на такие :
- зависим ли ребёнок от одного или обоих родителей?
- охвачен ли чувством обиды из –за обделённости вниманием со стороны одного или обоих родителей?
- наблюдается ли в его черты агрессивности , разрушительности , самобичевания, вины ?
- привязан ли ребёнок к вещам , которые считает своей собственностью .
- переживает ли ребёнок от того , что желания и ожидания остаются
22
невысказанными?
Тест Дюсс-Десперта предлагает детям десять коротких сюжетов для прослушивания и ответов на вопросы . Каждый затрагивает ту или иную область эмоционального конфликта , развивая содержание в контексте психодинамической теории , например тему страха перед возможной разлукой с родителями . Отличительная особенность методики – 12 цветных иллюстраций для каждой истории. Детские психологи знают : успешность диагностики во многом зависит от слаженности взаимоотношений исследователя и ребёнка. Совместная деятельность – рассматривание иллюстраций – существенно ускоряет сближение. Кроме того она активизирует у детей фантазию, способствует проявлению спонтанных реакций. Тем самым исследователь получает развёрнутое , искренние завершение истории[12].
С помощью этой методике можно оценить состояние той или иной области эмоциональной жизни ребёнка к тому же эта методика нравится самим испытуемым.
2.2.Психопрофилактические рекомендации , предложенные специалистами для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.
Не секрет : ячейка общества – семья – претерпевает коренные изменения. Таковы реалии современной жизни . Однако подчас данные изменения направлены не на закрепление веками складывающихся традиций , а на изменение полоролевого родительского сценария - основы взаимоотношений поколений , старшего и младшего . Разумеется , факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей , зеркало которых – эмоциональная сфера ребёнка.
Эмоциональное благополучие , психологическая устойчивость взрослого во многом зависит от того , каким было его детство.
Психологи подметили особенность , характерную для детей младшего
23
и особенно среднего дошкольного возраста , - обострённую чувствительность к оценкам окружающих людей , повышенную обидчивость . Дети испытывают потребность в уважении взрослого , нуждаются в похвалах и остро переживают критические замечания , воспринимая их как обиду. Слова одобрения могут вызвать восторг .
подчас несоразмерный с похвалой : дети прыгают ,хлопают в ладоши , способны расцеловать незнакомого человека , а вот даже мягкий упрёк воспринимают весьма аффективно : спорят , сердятся , плачут , отказываются от контактов.
Причина в том, что ребёнок вступив в область умозрительных рассуждений и потеряв опору на чувственную наглядность , ощущает неуверенность в своих силах , а значит , требует серьёзного отношения старших к его вопросам.
В детстве важно отношение взрослого к познавательным устремлениям ребёнка. Окружающий мир буквально обрушивается на малыша в таком многообразии , которое значительно превышает его способность объяснить наблюдаемые явления на основе имеющегося опыты и знаний.
В этом возрасте , отмечают М. И. Лисина , Е.В. Субботский и др. возможности самостоятельного познания мина ещё ограничены , поэтому единственный путь утоления жажды познания – общение с окружающими людьми , прежде всего со взрослыми [20].
Для иллюстрации этой мысли , подчёркивающей значение познавательного взаимодействия ребёнка со взрослым , существуют слова М.М. Рубинштейна : « … язык ребёнка – это язык той среды , в которой он вырастает . Француз , вырастая в русской среде , усваивает русский язык как свой родной и ни имеет ни малейшего представления о французском , если его не учат специально. То же самое происходит и со всем душевным содержанием ребёнка : как бы ни перерабатывал свои впечатления и какую бы свою печать он ни налагал на них , всё у него развёртывается на основе
24
опыта , отражения окружающей действительности.»
Важнейшим условием развития познавательной активности в целом и детской вопросительности как её проявления является характер психологического климата в семье .
Известно , что одарённые дети , как правило , вырастают в семьях безусловно интеллигентных , скорее даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах : у всех здоровых детей генов вполне достаточно для формирования весьма высокого уровня интеллектуальных способностей. Дело именно в атмосфере семьи , в системе её основных ценностей .В семья , где, несмотря на все трудности материального бытия , на первом плане духовные ценности , в том числе познавательные , и детям присущи аналогичные ценности . Проиллюстрируем это положение данными одного из исследований ( В. С. Юркевич).
Эксперимент был направлен на выявление у детей 6 – 8 лет познавательной потребности . а затем и способностей. Эксперимент проводили вместе с мамами . Проходил он несколько необычным образом .
В большой комнате собрали много игрушек , книг , альбомов , был даже детский компьютер. В эту комнату приглашали мам с детьми , их просили подождать примерно минут сорок. В комнате было огромное зеркало . Испытуемые воспринимали его как обычное , а для эксперимента оно было прозрачным , как огромное стекло ( зеркало Гезелла) .
Таким образом экспериментатор мог наблюдать за тем , что делает мама с ребёнком в комнате. Им специально говорили . что они могут вести себя достаточно свободно , делать то, что нравится, в любое время могут пройти в соседнюю комнату к экспериментатору , который сам будет время от времени заходить к ним , т. е. дверь останется незапертой.
В ходе эксперимента мамы и их дети вели себя по –разному , но все
различия можно уложить в четыре стратегии.
25
Первая стратегия . Мама начинала усиленно воспитывать своего ребёнка: « Давай посмотрим этот альбом , давай поиграем в эту игру » и т.д. Это стратегия прямого воспитательного воздействия .
Вторая стратегия. Мама, оглядевшись по сторонам , увидела , что в комнате много непонятного ( « Что за машинки , что за странные игрушки ? » , и начала звать экспериментатора , чтобы он рассказал , во что и как играть , чем заниматься в этой комнате. Эту стратегию назвали переложением ответственности .
Третья. Мама , оглядевшись , замечала альбом , книжку или игрушку , которая давно её интересовала . и сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребёнку возможность самостоятельно найти подходящее занятие . Это стратегия саморазвития.
Четвёртая стратегия. Самая незамысловатая : мама просто ожидала начала эксперимента , призывая к тому же ребёнка. Некоторые даже одёргивали ребёнка если он пытался чем – нибудь заняться ( « сломаешь , порвёшь » ) , хотя экспериментатор вполне отчётливо разрешил вести себя свободно и делать всё , что нравится.
Самой благоприятной для развития познавательной активности оказалась третья стратегия : наиболее развитые дети были у тех самых мам , которые углубились в свои занятия , не обращая внимание на ребёнка .
Дети в таких семьях живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей , и это оказывается более весомым , чем иные воспитательные меры. Психологи утверждают , немаловажным фактором поддержания активности ребёнка ,проявляемой в форме вопросов , является и стиль взаимодействия взрослого с детьми .
Ю.Ю.Березиной было выявлено . что педагоги . как правило , игнорируют стиль взаимодействия с детьми , в то время как дети боятся строгого педагога и боятся вызвать у него отрицательную реакцию на свой вопрос . А это практически сводит на нет вопросительную активность
26
дошкольников.
Ю.Ю.Березина специально изучала отношение взрослых ( педагогов и родителей ) к познавательной деятельности дошкольников в форме вопросов , что позволило сделать определённые выводы о позиции
педагогов и родителей в процессе познавательного общения с детьми.
Также большое значение в жизни ребёнка имеют сказки , так как именно они способны развить внутреннюю жизнь малыша , эмоциональную сферу , чувства , которые как известно , являются главным регулятором его деятельности.
Сказка позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Кроме того , сказка даёт необходимую гамму переживаний , создаёт особенное настроение , вызывает добрые чувства.
Сказка в определённой степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка.
Потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно , сам делает выбор , сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
Потребность в компетентности ( всемогуществе) . Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и , как правило , оказывается победителем.
Потребность в активности. Герой всегда активен. Всё время находится в действии : куда – то идёт , кого-то встречает , кому-то помогает , что-то добывает , с кем-то борется от кого-то убегает и.д.
Сказка побуждает ребёнка сопереживать персонажам , и в результате у него появляются не только более глубокие представления о людях , предметах и явлениях окружающего мира , но и , что самое главное , иное эмоциональное отношение к ним.
Таким образом, основным фактором в борьбе с негативными
27
проявлениями агрессивности, является оптимизация детско-родительских отношений между родителями и ребенком – это главный залог здорового эмоционального развития детей.
28
Заключение
К сожалению , сейчас родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей , рано начинают обучать их , готовить к взрослой жизни , да и детские сады основной задачей считают подготовку к школе, но для ребёнка дошкольного возраста важнее развития внутренней жизни , эмоциональной сферы , чувств , которые , как известно . являются главным регулятором его деятельности[22].
В данном исследовании были изучены основные подходы в психологии по вопросу агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Также были исследованы прямые и косвенные факторы, способствующие возникновению агрессии.
На основе изученной литературы , можно прийти к заключению , что агрессия довольно обширное понятии . Учёные разошлись во взглядах на сущность и истоки агрессивного поведения, общим для них является признание влияния социальных факторов на становление агрессивного поведения, а также то, что агрессивное поведение не является неизбежным, его можно избежать или уменьшить частоту его проявления[19].
Выяснилось также , что большое влияние на возникновение агрессии оказывают самые близкие для ребёнка люди, семья.
Семья и ДОУ , как известно , два основных института социализации ребёнка.Именно поэтому воспитателям нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в педагогических знаниях, научить сотрудничать с ребёнком , любить и понимать его .
Эмоциональное благополучие , психологическая устойчивость ребёнка во многом зависит от его окружения , от отношения к нему . Немаловажным
29
оказалось и отношение супругов друг к другу[22].
Учёные также уверены , что сложившуюся ситуацию возможно исправить. Однако для этого надо работать с семьёй.
Чтобы понять , в чём проблема , нужно в первую очередь ответить на следующие вопросы :
- Не слишком ли завышены ваши к ребёнку требования : относительно порядка , послушания, режима , чистоты , опрятности?
- Не слишком ли часто в доме звучит слово « нет » ( « нельзя » )
- Как часто вы хвалите ребёнка ? Обнимаете ? Целуете? Гладите по голове?
- Не слишком ли часто наказываете?
- Как вы наказываете его?
Нужно никогда не забывать о границе дозволенного иначе это может пагубно отразиться на вашем ребёнке.
Таким образом, семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.
Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась.
30
Список литературы
1.Аллан Д. Ландшафт детской души. М., 1997
2. Альманах психологических тестов. М., 1997
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1997
4. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском возрасте Вопр.псих., 1993
5. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2004.
6. Вагенас Э. Динамика агрессивности у младших школьников в условиях разных стилей воспитания. - Моск. пед. гос. университет им. Ленина, 1995.
7. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000
8. Лубовский Д.В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной диагностике. Вопр. псих. № 3 1990
9. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000.
10. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 200111.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996 .12. Рудестам К. Групповая терапия. - СПб., 1998 .13. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - №5/614.Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. 3115. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.16. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.
17. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
18. . Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.
19. Роберт КАЙЛ « Тайны психики ребёнка » - м. 2009.
20. www . raznie – deti .ru / ger/ rebenok – I – obschestvo.html
21. Безуглова С.Ф. Итоги социологического исследования уровня насилия, с которым сталкивается подросток в окружающем социуме. Социальная профилактика и здоровье-2004 №1 стр.34-3722. Дошкольное воспитание – М ., 201132
приложение
Примерный сценарий групповых занятий
с агрессивными детьми
Педагог должен чутко улавливать эмоциональное состояние группы, не допускать «натянутых пауз» между упражнениями, проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме, что позволяет добиться положительной динамики и способствует личностному росту участников группы.
Началу групповой психотерапии предшествует индивидуальная консультация каждого ребенка и членов его семьи (желательно обоих родителей) у детского психотерапевта, а также тщательный осмотр педиатра и детского невропатолога.
Детская групповая психотерапия должна проводиться в достаточно просторном помещении, где дети с различной степенью активности могли бы безопасно передвигаться. Пол не должен быть скользким; целесообразно иметь специальное покрытие, чтобы ребенок при необходимости мог расположиться на полу. В помещении не должно быть никаких потенциально опасных предметов. Комната должна быть светлой и уютной, с регулируемой яркостью освещения. Стены и необходимая мебель должны быть теплых, успокаивающих тонов — светло-коричневые, зеленые и др.
Занятие 1
Цель занятия:знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей и родителей, создание высокого эмоционального подъема.
1. Беседа с родителями. Объясняются цели и задачи терапии, выясняются индивидуальные проблемы, ставится
33
серьезный акцент на необходимость тесного сотрудничества с детьми.
Предлагается при появлении вопросов подходить к терапевту без приглашения.
Согласно рекомендациям Ю. С. Шевченко и В. П. Добриденя (1998), «мишень» выступления педагога, стоящего перед собравшимися вокруг него детьми и родителями, — анозогнозия и пассивность ребенка в отношении лечения, осознание значения терапевтического альянса. Приводим образец такого выступления:
«Никто не хочет быть больным, никто не хочет болеть, иногда даже признаться в том, что болен. Одни чувствуют свое состояние, свою болезнь как помеху в жизни, другие же не замечают, что больны, но это заметно для окружающих, для родителей, которые знают, что в будущем страхи, заикание, вредные привычки, плохое поведение сделают их ребенка несчастным. И родителям становится иногда больно и обидно за то, что у них такой ребенок. Родители начинают чувствовать себя
виноватыми в том, что недоглядели, недодумали, упрекать себя в том, что
они — «плохие родители» и жалеть своего ребенка. Дети же не совсем понимают эти чувства, однако невольно начинают пользоваться привилегиями больного. И в семье начинает расти «тиран» или неприспособленный «неженка». Но это в семье, а вне семьи? В школе, на улице, в компании чужие недостатки не вызывают у окружающих чувства вины, и отношение их к детям с недостатками такое же, как и ко всем остальным. А ведь эти дети привыкли к другому обращению, к иным формам общения. У них свои модели поведения — домашние, и в определенный момент возникает конфликтная ситуация: внешняя — драки и ссоры и внутренняя — обида, зависимость, плохое настроение, плохой сон, ночное недержание мочи, раздражительность, повышенная слезливость, заикание, страх темноты... Крайне трудно понять, отследить,
34
в чем причина этих детских проблем. Нередко бывает так, что в семье привыкают к такому поведению и считают, что у ребенка «такой уж характер». А ребенок стоит на пороге сложного заболевания, именуемого неврозом. Оно страшно тем, что ничего не болит, нет конкретных физических жалоб. А невроз, как тот червь в наливном яблоке, спит, дремлет, не проявляет себя, а потом просыпается и начинает грызть изнутри. Внешне яблоко наливное, красное, румяное, а внутри? Червь этот имеет название — «лень», «капризность», «трусость». Наша цель и задача — не допустить, чтобы болезнь питалась нами, пусть это не больно, пусть этого кто-то не замечает. Надо поверить своим папам и мамам, что нужно лечиться и своим лечением и выздоровлением сделать себя и своих родителей счастливыми. Но для этого мы должны знать своих внутренних врагов в лицо!»
2. На доступном уровне детям объясняется роль эмоциональных нарушений в происхождении невротических проявлений. Предлагается при активном участии детей решить большинство проблем.
3. Взаимное знакомство.
Детям предлагается назвать свои имя и фамилию, затем:
а) Построиться по алфавиту имен, фамилий; по росту, по цвету волос. Это
упражнение можно применять в течение всего группового процесса, особенно когда группа выходит из-под контроля вследствие психоэмоционального возбуждения.
б) В кругу бросают мяч или любой предмет. Ведущий называет существительное и бросает мяч, а поймавший должен дать определение существительному или описать его действие (например: птица — летит, фонарик — светит).
4. Разминочные игры.
35
Игра «Жмурки». С завязанными глазами необходимо поймать участника группы и назвать его имя. При этом разрушаются межличностные барьеры и на высоком эмоциональном
подъеме детей происходит сплочение в группы.
Игра «Хип-хоп». Если ведущий говорит «сип», нужно назвать имя соседа слева, если «хоп» — справа. Тот, кто ошибся, становится ведущим. ; Игра «Лишний стул» (модификация игры без проигравших). Участники игры ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку ведущего нужно успеть сесть на стул. Затем с каждым витком игры убирается один стул, но выбывающих игроков нет, так как можно садиться на колени и т. п. В конце концов остается «куча мала» на одном стуле (следить за техникой безопасности!)
Игра «Нож и масло». Группа сбивается в «кучу», ведущий пытается «разрезать» ее на части.
Игра «Плот». Группа плывет на корабле. Вдруг — кораблекрушение. Всем надо разместиться на маленьком плоту (коврик или квадратик, нарисованный мелом на полу). Эти упражнения направлены на повышение сплоченности группы.
5. Ролевые игры-шутки («Сборы в школу», «Обед», «Домашние уроки»). Ведущий выбирает предметы для совершения какого-либо действия, назначая на их роль всех членов группы, и разыгрывает выбранную миниатюру.
6. Построение скульптурных групп на заданные темы.
7. Упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию.
а) Ситуация: машина обрызгала прохожего, шофер вышел из машины извиниться. (Тренировка адекватных коммуникаций.)
б) Передача воображаемого предмета. Необходимо принять этот предмет, угадать его и передать по кругу (или предложить свой).
8. В ходе первого занятия вырабатывается кодекс группы.
36
Может быть предложена следующая модель:
• каждый член группы подчиняется ее законам;
• все неприятное и злое оставь за дверью, но если принес с собой, то обсуди со всеми;
• если кому-то больно, не делай еще больнее;
• помогай другу в тяжелых ситуациях, старайся понять того, кто рядом;
• не теряй чувства юмора;
• не выноси за пределы группы происходящее в ней;
• не опаздывай;
• не бойся ошибок, не ссорься, не дерись, не злословь.
9. Далее используется вариант нервно-мышечной релаксации с элементами гетеросуггестии: «Я могу, я готов, я способен», модифицированный для применения в детско-подростковом возрасте (см. Упражнение 1).
Домашнее задание:
• сделать рисунок семьи — см. Упражнение 2;
• написать самоотчет о состоянии (что было трудного во время занятий, как себя чувствовал дома).
Занятие 2
Цель занятия:стимуляция личной активности ребенка в разных жизненных ситуациях. Знакомство с вербальными и невербальными техниками общения.
1. Разминка.
а) Дети, держась за руки, по команде создают круг, квадрат, треугольник, восьмерку.
б) «Путаница»: дети, стоя в кругу, держат руки перед собой. Затем по команде беспорядочно сплетаются пальцами, получается «путаница». Группа должна сама себя распутать.
2. Этюд «Ларингит». Ребенок заболел ларингитом, не может говорить,
37
но ему необходимо выполнить ряд действий (сходить в аптеку, магазин и т. д.), используя невербальные техники общения. Ведущий распределяет роли.
3. Упражнение «Лабиринт». Его проводят парами. (Необходимо, используя доверие и эмпатию, молча провести «слепого» (с завязанными глазами) через лабиринт мебели.
4. Функциональная тренировка поведения.
а) Уговорить товарища сделать нелепое действие (постричься наголо, приходить на занятия в валенках, ходить с серьгой в носу и т. д.). Он должен аргументировать свой отказ.
Тренировка умения сказать «нет» очень важна для застенчивых детей и подростков, так как пассивная подчиняемости нередко делает их объектами манипуляции со стороны более активных, напористых сверстников и даже жертвами насилия со стороны асоциальны элементов. В группе подростков можно проиграть ситуацию отказа со стороны девушки парню-«приставале», отказа от употребления спиртных напитков в компании и т. п.
б) Все опоздавшие участники группы по очереди объясняют причину своего опоздания, не оправдываясь.
5. Упражнение на снятие напряжения от предыдущего занятия,
а) Поочередно по кругу, хлопая в ладоши, «сыграть» мелодию (« траве сидел кузнечик», «Подмосковные вечера» и др.). Каждый член группы делает только один 1 хлопок.
б) «Погонять» хлопки по кругу. Каждый участник поочередно по кругу делает хлопки в ладоши. Ведущий задает темп и ритм.
6. По кругу каждый предлагает одно предложение, чтобы получилась «страшная» («веселая», «фантастическая») история. Затем получившуюся историю разыгрывают в ролях.
38
7. Релаксация с переходом к гипносуггестии с индивидуальными и общими внушениями, ориентированными на самораскрытие и веру в силу и свободу своей личности.
Домашнее задание:
• нарисовать «несуществующее» животное и дать ему несуществующее
название;
•написать короткий рассказ на 2—3 минуты к 4-му занятию;
•составить самоотчет.
Занятие 3
Цель занятия: дальнейшее обучение навыкам общения. Развитие потребности в самонаблюдении. Стимуляция воображения.
1. Разминка со стульями.
а) Участники ходят по внешнему кругу. Одного стула не хватает. По хлопку надо успеть сесть на стул. Затем убирается один стул. Так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.
б) Половина группы сидит на стульях, а сзади стоят партнеры. Один стул пустой. Ведущий стоит за пустым стулом и глазами, мимикой предлагает сидящим в кругу пересесть на свободный стул. Стоящий сзади должен удержать сидящего, не давая ему перебежать на свободный стул. Данное упражнение хорошо тренирует сосредоточение и концентрацию внимания.
2. «Путаница».
Ведущий выходит за дверь, а дети сами запутываются. Ведущий должен их распутать.
3. Упражнение на невербальное общение: поздороваться, глядя в глаза друг другу; аналогично попрощаться.
Это упражнение рекомендуется проводить в начале и в конце каждого последующего занятия.
39
4. Разбор и анализ «несуществующих» животных. Группе объясняется символическое значение этого теста, что помогает более полно отрефлексировать свое самосознание.
5. Упражнение на воображение.
а) Дается любой предмет. Каждый по кругу должен представить себе, что это может быть (например, палка, ружье, копье и т. д.).
б) Члены группы делятся на две части и дарят друг другу воображаемый подарок. Необходимо принять его и, не прибегая к услугам речи, поблагодарить.
в) Следует мысленно задумать предмет и пантомимически показать его. Группа должна отгадать, что задумано.
6. Вживание в образ. Разбиться но парам и представить себя в образах: причал—корабль; мячик—стенка; червяк—рыбка; белье-веревка и т. д. Провести по парам диалоги между ними.
7. Каждый по кругу называет подлежащее, связанное по смыслу с предыдущим. Последний составляет рассказ. Затем по кругу пантомимически изображают эти слова, причем последующий отражает действия всех предыдущих.
8. Упражнение на самоанализ. Закончить по кругу в группе из трех человек предложения: «Раньше я был...»; «На самом деле я ...»;
9. После достижения состояния релаксации (по Джекобсону-Эверли) проводится медитация на приятных визуальных образах, в конце — гетеросуггестия: «я свободный», «я сильный».
Пример анкеты[19].
АНКЕТА «РЕБЁНОК ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО» Ф.И.О.………………………………………………………………….... Возраст…………………Дата заполнения ……………………. Заполнил(родитель, психолог, педагог)............................. Задание: определите, каким образом проявляется агрессивность у ребёнка 40и как часто наблюдается: 0-не проявляется; 1- иногда; 2-часто; 3-почти всегда; 4-непрерывно.Вегетативные признаки: в состоянии раздражения, гнева -краснеет (бледнеет); -облизывает губы; -(другое)………………………………………………….. Внешние проявления: -кусает губы; -сжимает кулаки; -тревожное напряжение разрешается гневом; -…………………………………………………………… Длительность агрессии: не успокаивается в течение -15 минут; -30 минут; -дольше; -…………………………………………………………… Чувствительность к помощи взрослого: -помощь не помогает успокоиться; -замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии; -замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии; -агрессия не корректируется извне; -…………………………………………………………. 41Особенности отношения к собственной агрессии: -говорит, что поступил «плохо», но всё равно продолжает вести себя агрессивно; -не воспринимает собственные действия, как агрессивные; -………………………………………………………… Проявление гуманных чувств: -стремится делать назло другим; -безразличен к страданиям других; -стремится причинить другим страдание; -не возникает чувство вины после агрессивных действий; -………………………………………………………….. Реакция на новизну: -непривычность обстановки не тормозит агрессию; -в новой обстановке проявляет агрессивность; -………………………………………………………… Реакция на ограничение: -сопротивляется попыткам удержать его; -………………………………………………………… Чувствительность к агрессии других: -проявляет агрессивные реакции первым; -первым отнимает нужный предмет; -толкается, когда обижают; -проявляет агрессивные реакции на действия других; -бьёт других детей, если его случайно толкнули; -………………………………………………………….. Чувствительность к присутствию других: -щиплется; -толкается; -ситуация совместной деятельности провоцирует агрессию; 42-…………………………………………………………… Агрессия, направленная на предмет: -ломает предметы на глазах у всех; -рвёт карточки, книги; -бросает предмет об стенку; -стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется; -отрывает кукле руки и т.п. -………………………………………………………….. Агрессия, направленная на животных: -щиплет кошку; -дёргает за хвост; специально причиняет боль; -…………………………………………………………. Физическая агрессия, направленная на сверстников: -толкается в состоянии раздражения; -походя ударяет встречных; -бьёт других детей в состоянии раздражения; -ударяет детей и внезапно успокаивается; -стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом); -кусается; -…………………………………………………………… Агрессия, направленная на себя: -просит себя стукнуть ещё раз; -берёт на себя вину за других; -рвёт на себе волосы; -щиплет себя в состоянии раздражения; -кусает себя в состоянии раздражения; -……………………………………………………………. Агрессия, направленная на взрослых: 43-бьёт родителей по руке за то, что они не дают ломать игрушки; -бьёт чужого; -тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения; -в плохом настроении бьёт чужого взрослого кулаком; -в плохом настроении бьёт родителей кулаком; -царапается; -беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи; -сильно бьёт бабушку; -……………………………………………………… Словесная агрессия: -говорит обидные слова детям; -говорит обидные слова взрослым; -говорит нецензурные слова детям; -говорит нецензурные слова взрослым; -……………………………………………………… Агрессия в виде угрозы: -замахивается, но не ударяет; -запугивает; -…………………………………………………….. Агрессия разных видов направленности:-агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на окружающее ( предметы, близких людей и пр.); -………………………………………………………. Другие проявления агрессии: -плюётся; -……………………………………………………… Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности у 44ребёнка. Уровень 1-от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребёнка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии; он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. поведением. Уровень 3-от 130 до 195 баллов. Ребёнку требуется психолого-педагогическая помощь. Уровень 2-от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как характерологических; ребёнку требуется помощь в овладении своим Уровень 4- от 195 до 260 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медицинская помощь.Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Основные направления работы, методы и техники коррекционного воздействия представлены в таблице:
Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями |
Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей |
Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей |
Снижение уровня личностной тревожности |
Коррекция агрессивного поведения детей |
|||
Обучение ребенка отреагированию(выражению)своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом |
Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. |
Развитие позитивной самооценки |
Характерологические особенности ребенка |
Направления коррекционной работы |
Методы и техники терапевтического воздействия |
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствитель ность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих |
Снижение уровня лич ностной тревожности |
1)релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2)работа со страхами; 3)ролевые игры |
2. Слабое осознание собствен ного эмоционального мира. Низкий уровень эмпатии |
Формирование осо знания собственных эмоций, а также чувств других 34людей, развитие эмпатии |
1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; 2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин); 3) рисование, лепка эмоций; 4) пластическое изображение эмоций; 5) работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6) изображение различных предметов и явлений при роды, придумывание рассказов от лица этих предме тов и явлений; 7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих раз личные эмоциональные состояния; 8) методика - «я грустный (радостный и т.д.), ког да…» 9) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, где «агрессор» проигрывает роль «жертвы» |
3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих |
Развитие позитивной самооценки |
1) упражнения, направленные на позитивное восприя тие образа «Я», активизацию самосознания, актуали зацию «Я-состояний»; 2) разработка системы поощрений и наград за имею щиеся и возможные успехи («альбом успехов», меда ли, аплодисменты и т.п.); 3) включение ребенка в работу различных (по инте ресам) секций, студий, кружков |
4. Эмоциональное «застрева ние» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом |
1) выражение гнева безопасным способом во внеш нем плане (канализация агрессии); 2) пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3) многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружа ющих способом; 4) рисование гнева, а также лепка гнева из пластили на или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в ка ких ситуациях он испытывает такой гнев; 5) «письма гнева»; 6) «галерея негативных портретов»; 7) использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии, эмоционально-образной терапии в целях бо лее полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации |
5. Слабый контроль над своими эмоциями |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом |
1) релаксационные техники - мышечная релаксация+ глубокое дыхание + визуализация ситуации; 2) перевод деструктивных действий в вербальный план(«остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); 3) ввод правила: «посчитай до, 10 прежде чем перей дешь к действию»; 4) ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5) сочинение рассказа от имени своего гнева с по следующим отражением этого чувства в движениях; 6) осознание своего гнева через сенсорные каналы(на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?); 7) осознание своего гнева через телесные ощущения(сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, жи вота, которые могут вызвать боль) |
6. Ограниченный набор пове денческих реакций на проблем ную ситуацию, демонстрация деструктивного поведения |
Поведенческая тера пия, направленная на расширение спектра поведенческих реак ций в проблемной ситуации и снятие деструктивных эле ментов в поведении |
1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рас сказов по картинке); 2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; 3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества; 4) использование игр, направленных на сотрудниче ство; 5) разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, вы бор позитивной и закрепление ее в ролевой игре; 6) введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и при вилегий в случае их соблюдения (награды, призы, ме дали, аплодисменты и т.п.); 7) ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; 8) ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «дер жи руки при себе», «говори уважительно со старши ми») с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 9) включение ребенка в спортивные командные игры(канализация агрессии, взаимодействие в коллекти ве, соблюдение определенных правил) |
7. Работа с родителями и педагогами |
Консультативная и коррекционная ра бота с родителями и учителями, направ ленная на снятие про воцирующих факторов агрессивного по ведения у детей |
1) информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка; 2)обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуля ции психического равновесия; 3) обучение учителей и родителей навыкам «нена сильственного» общения - «активное» слушание; ис ключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение уг роз и приказов, работа с интонацией; 4) отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; 5) помощь семье в плане выработки единых требова ний и правил воспитания; 6) отказ от наказаний как основного метода воспита ния, переход к методам убеждения и поощрения; 7) включение ребенка в работу различных (по инте ресам) секций, кружков, студий |