ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Включение в глобальные экономические процессы стало сегодня необходимым условием обеспечения национального развития для каждой страны, стремящейся к эффективности и конкурентоспособности своей экономики. Если представить национальную экономику как систему, а регион — как элемент этой системы, тогда экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Современный этап экономического развития Республики Казахстан характеризуется усилением интереса к обширному комплексу региональных проблем. Мощность Казахстана — это в первую очередь мощность регионов[1].

На современном этапе региональная политика Казахстана призвана обеспечить формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, повышения региональной занятости и качества жизни жителей республики. Конкурентоспособность региона определяется степенью и эффективностью использования потенциала региона (природного, сырьевого, трудового, инфраструктурного) для формирования и функционирования в регионе производств, создающих постоянную и продуктивную занятость населения. Поскольку регионы друг от друга отличаются своим потенциалом, то и политика по повышению конкурентоспособности в каждом регионе будет различной. Регион может быть конкурентоспособным только тогда, когда он создает действующим или новым предприятиям такие условия, которые способствуют реализации и повышению их рыночной конкурентоспособности. Причем регион должен быть привлекательным не только для предприятий, но и для населения, являющегося одним из важнейших ресурсов. В связи с вышеизложенным, предлагается внедрение в бюджетную практику Республики Казахстан специального финансового инструмента как Программа «Развитие регионов» (http://www.minplan.gov.kz/pressservice/76/46467/), которая будет нацелена на поддержку территорий с потенциалом роста и высокой экономической активностью. Это позволит определить «узкие места» и дать импульс дальнейшему развитию регионов, обладающих потенциалом развития. В силу своей специфики такие регионы могут дать наибольший совокупный мультипликативный эффект от использования данного инструмента. В конечном итоге, основные направления реализации Программы, предусматривающие решение социально-экономических проблем регионов на перспективу, а также финансовую поддержку регионального развития и продвижение местных инициатив по активизации потенциала роста, приведут к уменьшению диспропорций в развитии между регионами.

Реализация Программы «Развитие регионов» осуществляется в два этапа:

Первый этап (2011—2012 годы) является пилотным. В пилотный год предусматривается перспективный анализ социально - экономического развития регионов с выявлением имеющихся резервов и неиспользованных возможностей, определены условия, механизм и порядок оказания государственной поддержки по направлениям Программы, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам, касающимся реализации Программы, а также оказана консультативная помощь регионам при подготовке проектов ГЧП(Государственно-частное партнерство - это совокупность среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно-значимых работ или услуг по проектированию, финансированию, строительству, реконструкции, реабилитации, эксплуатации, обслуживанию объектов на условиях соблюдения основных принципов ГЧП) для реализации проектов в социальном секторе и жилищно - коммунальном хозяйстве. На данном этапе также выработан механизм конкретных действий акимов областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента по перспективному развитию регионов.

На втором этапе (2013—2020 годы) будет осуществляться полномасштабная реализация Программы, в рамках которой будут отбираться в установленном настоящей Программой порядке и реализовываться бюджетные инвестиционные проекты, направленные на развитие регионов. На втором этапе также предусматривается координация реализуемых в интересах территорий государственных, отраслевых программ, стратегических планов национальных компаний. Финансирование Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, объемы финансирования Программы из республиканского бюджета составляют: 2012 году — 1050,0 млн. тенге;2013 году — 14000,0 млн. тенге; 2014 году — 15000,0 млн. тенге.

На предстоящий десятилетний период реализация данной программы будет осуществляться по следующим двум основным задачам: 1)Выявление системных проблем и факторов, ограничивающих социально-экономическое развитие регионов, и выработка эффективного механизма действий местных исполнительных органов для их устранения; 2)Финансовая поддержка регионов для повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения.

Реализация первой задачи будет осуществляться по следующим направлениям: 1.обеспечение диверсификации экономики региона путем вовлечения в оборот имеющихся резервов (в том числе финансовых) и неиспользуемых хозяйственных активов (в том числе простаивающих производств, выведенных из оборота и неиспользуемых по назначению сельхозугодий и другие); 2.проведение системной работы по привлечению отечественных и иностранных инвесторов для решения вопросов перспективного социально-экономического развития регионов, в том числе путем создания при акиматах Региональных советов инвесторов для расширения действующих производств и реализации новых проектов. При этом для оценки деятельности акимов областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента по решению данной задачи будут учитываться такие показатели, как увеличение количества проектов, сумма привлеченных инвестиций, выход на проектную мощность реализуемых проектов в регионе; 3.создание благоприятных условий для развития инноваций (развитие высокотехнологичных производств, малых инновационных компаний на примере специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий «Алатау»); 4.содействие развитию малого предпринимательства во всех сферах экономики региона; 5.эффективный экономический контроль акимов областей, городов Астаны, Алматы, Шымкента за хозяйственной деятельностью крупных системообразующих предприятий в регионах;6.внедрение энерго-, ресурсосберегающих технологий во всех сферах экономики региона и применение альтернативных источников энергии;7.создание продовольственных поясов вокруг городов республики. Финансовая поддержка регионов для повышения их конкурентоспособности и рациональной пространственной организации экономического потенциала и расселения населения. Реализация второй задачи будет осуществляться по следующим двум направлениям:1.формирование и поддержка центров экономического роста;2.содействие повышению конкурентоспособности и экономическому развитию регионов Казахстана. Первое направление больше ориентировано на аспекты формирования рациональной территориальной организации и эффективной системы расселения через регулируемое развитие агломераций и процессов урбанизации в стране в целом, а также упорядочение потоков внутренней миграции. Второе направление непосредственно связано с задачами по активизации потенциала конкурентоспособности регионов. Объем финансирования по двум указанным направлениям определяется уполномоченным органом в равных долях. При этом возможно оперативное перераспределение средств между направлениями администратором бюджетной программы, в случае недостаточности заявок по одному направлению и наибольшей потребности по-другому. Содействие повышению конкурентоспособности и экономическому развитию регионов Казахстана. Конкурентоспособность региона понимается как, совокупность физико-географических и социально-экономических его характеристик, которые создают условия для формирования на его территории экономических структур и структур расселения. Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность региона, являются: - наличие природных ресурсов, - квалифицированных кадров, - развитой инфраструктуры, - уровень институционального развития и другие [2].

В условиях индустриально-инновационного развития республики на первый план выходят вопросы по укреплению потенциала регионов в области исследований и технологического развития, финансового обеспечения предприятий, внедряющих инновации. В целях повышения региональной конкурентоспособности и экономического развития регионов, приоритеты второго направления реализации Программы будут связаны с: - формированием и развитием инфраструктуры для региональных проектов индустриализации, агропромышленного комплекса (в т.ч. по созданию продовольственного кольца вокруг городов и агломераций путем реализации конкретных проектов в сфере животноводства и растениеводства, в т.ч. овощеводства, с использованием современных технологий, направленных на рост производства сельскохозяйственной продукции, организацию ее заготовки и хранения, в том числе через социально-предпринимательские корпорации в регионах) в сфере туризма и стимулированием инновационной деятельности и предпринимательства в регионах;- развитием инфраструктуры альтернативных источников энергии; - внедрением механизма (ГЧП) государственно-частного партнерства в регионах;- финансовой поддержкой местного самоуправления. В результате реализации Программы предусматривается увеличение финансовой поддержки региональному развитию и продвижению региональных инициатив по активизации потенциала роста.

Основными результатами Программы станут: - повышение экономической активности в регионах путем строительства и реконструкции инженерно-транспортной инфраструктуры; - повышение инвестиционной привлекательности регионов; - обеспечение пространственного развития с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; - повышение территориальной концентрации посредством поддержки развития агломераций и перспективных поселений в стране; - уменьшение различий между регионами с низким и высоким уровнем валового регионального продукта на душу населения снизится с 10 в 2009 году до 8 раз в 2020 году.

В мировой практике важнейшими финансовыми инструментами реализации региональной политики являются:1) Структурные фонды, которые активно используются в Европейском Сообществе (Фонд Кохезии, его цель- финансирование крупномасштабных проектов в сфере защиты окружающей среды и транспорта). 2) Программы развития инфраструктуры - предназначены для формирования технических цепочек для производства наукоемкой продукции (Канада).3) Фонды регионального/муниципального развития (более 50 стран, включая Российскую Федерацию, Бразилию, Индию, Латвию). Данные фонды, являются инструментами повышения конкурентоспособности, производительности и долгосрочного дохода регионов в экономике. Существуют различные схемы финансирования, такие как: контрактные соглашения на несколько лет между государством и региональными властями (Франция, Германия); гранты и софинансирование Европейского союза; ГЧП государственно – частное партнерство (Россия). Таким образом, для выполнения Программы и повышения уровня благосостояния регионов необходимо в стране обозначить агломерациидвух уровней. Основная задача развитияагломераций в республике - это долгосрочные центры роста, интегрированные с мировыми и региональными программами. Программу намерены реализовать в три этапа: 1) экономическая позиция городских агломераций на республиканском и региональном рынке; 2) организационное развитие инфраструктуры городских агломераций с применением новых технологий; 3) совершенствование территориальной, градостроительной и институциональной политики развития городских агломераций.

К агломерации первого уровня отнесли: Астану, Алматы, Шымкент, как обладающих наибольшим потенциалом. Астанинскую агломерацию- позиционируют , как центр высоких технологий и инноваций на базе «Назарбаев - университета». Эта агломерация рассматривается, как сетевая «зона роста» с учётом близости и перспектив развития Караганды и курортной зоны Боровое. Алматинская агломерация будет развиваться как торгово-логистический и финансовый центр, инновационный кластер на базе ПИТ «Алатау» и крупнейших университетов Алматы, центров туризма всего региона Центральной Азии. Эту агломерацию планируется развивать с учётом строительства городов-спутников G4 City и МЦПС «Хоргос». Предлагается развивать СЭЗ «Хоргос» в комплексе с развитием алматинской агломерации как торгово-логистического центра. В перспективе часть инфраструктуры СЭЗ «Хоргос» возможно дислоцировать на территории G4 City с распространение на него режима СЭЗ.( http://www.nomad.su/?a=3-201210030039). Шымкентская агломерация – является одним и единственным хлопкосеющим регионом в Казахстане. Агломерация расположена на стыке Средней Азии и поэтому таит огромный потенциал. На территории области сосредоточены крупные предприятия химической и нефтехимической промышленности, цветной и черной металлургии, легкой, фармацевтической, пищевой и обрабатывающей промышленности. Учитывая природные ресурсы и экономический потенциал южных регионов области, в настоящее время увеличилось производство минеральных газированных вод. Территориально-выгодное и благоприятное климатическое расположение является одним из факторов развития региона. Население в регионе составляет 2429,5 тыс. человек, трудоспособное население, составляющее 47% от общей численности населения. Административным центром является город Шымкент. Стратегическими конкурентными преимуществами региона являются: - выгодное географическое месторасположение для развития торговых и транспортных узлов (через ЮКО проходит Южный транспортный коридор РК, соседство с Узбекистаном); - климатические условия; - высокий удельный вес малого бизнеса; - наличие богатых месторождений полезных ископаемых (по запасам урана область занимает первое место, фосфоритов и железных руд - третье место в Казахстане). Сильные стороны региона, позитивно влияющие на развитие промышленности: - благоприятные почвенно-климатические условия региона, позволяющие эффективно развивать сельское хозяйство; - наличие местного сырья для развития легкой и пищевой промышленности; - наличие производственно-экономического потенциала; - наличие экспортоориентированных производств (текстильная, металлургическая, горнодобывающая промышленность, перегонка нефти). Политика развития отраслей не была реализована в полной мере в связи с наличием системных слабых факторов, присущих региону: - недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых в области продуктов и услуг; -субвенционность бюджета области; -низкий уровень инженерных инфраструктур и коммуникаций; -дефицит энергоресурсов области; -окупаемость проектов в не сырьевых секторах экономики занимает длительное время, требуются значительные инвестиции в современное производственное оборудование, технологии; - низкая производительность труда и устаревшая организация производства; - отсутствие транспортно – логистических, сбытовых компаний; - дефицит высококвалифицированных кадров и наличие административных барьеров при организации производств. Территориально-выгодное благоприятно-климатическое расположение является одним из факторов развития региона. Так же имеющийся транзитный потенциал выражается в экономически выгодном расположении территории области на пересечении (авиационного, железнодорожного и автомобильного) путей, связывающих между собой государства Азиатского региона, Ближнего и Среднего Востока и Европы. Для развития туристического потенциала имеются большие возможности, основанные на имеющихся курортно-заповедных зонах и рекреационных ресурсах этих зон, историко-архитектурных памятниках, богатые на даты и события. Учитывая природные ресурсы и экономический потенциал южных регионов области, в настоящее время увеличилось производство минеральных газированных вод, так же ЮКО является одним и единственным хлопкосеющим регионом в Казахстане. В ЮКО быстрыми темпами развивается самый «эластичный» сектор экономики - малый бизнес. Он отличается быстрым реагированием на любые изменения инновационного климата (повышение экономики).

К агломерации второго уровня — относятся Актобе и Актау (Атырауские и Мангыстауские области). В 2011году четыре региона из шестнадцати обеспечили почти половину ВВП(47,2%) страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. В городах «второго уровня» также планируется рост концентрации населения и развитие пригородных зон. С учетом перспективного индустриального развития в будущем усилится их специализация на профильных видах деятельности, имеющих конкурентные преимущества. Государственная поддержка развития данной группы городов позволит сформировать второй эшелон кандидатов на роль центров экономического роста. Одной из задач новой региональной политики будет также являться развитие и поддержка городов и крупных СНП (сельские населенные пункты ) с высоким потенциалом развития. В этой связи в дальнейшем потребуется проведение комплексного обследования поселений всех уровней на предмет перспектив их развития. Необходимо отметить, что реализация новой региональной политики требует адекватных и действенных инструментов, в том числе финансовых. В настоящее время финансирование регионов в Республике Казахстан происходит в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений, которая основана на перераспределении бюджетных средств из регионов-доноров в регионы-реципиенты к увеличению темпов роста социально-экономического развития своих территорий. Данная ситуация, во многом, сложилась из-за отсутствия единой системы расчета трансфертов и четких приоритетов при формировании целевых трансфертов.

Таким образом, для увеличения конкурентоспособности необходимо решить ряд ключевых социально-экономических проблем регионов и повышение на этой основе уровня жизни населения, развитие производственного, трудового и интеллектуального потенциала. Основные мероприятия по решению социально-экономических проблем регионов являются: - повышение конкурентоспособности промышленности; - развитие агропромышленного комплекса; - развитие строительной индустрии и производства строительных материалов;- обеспечение благоприятного предпринимательского климата; - предоставление высокоэффективных услуг; - повышение туристической привлекательности региона; - улучшение экологического состояния областей; - создание благоприятной демографической обстановки; - развитие регионального рынка труда, повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда; - формирование «точек роста».

Список использованной литературы:

1.Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана«Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана»//Астана, 2012 г.

2.Региональная экономика —М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010 — С. 21.

3. Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы [электронный ресурс]. http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=01724&ogl=all .

Просмотров работы: 3228