НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: АНАЛИЗ И ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: АНАЛИЗ И ПУТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Щуркина Ю.В. 1
1РАНХиГС при Президенте РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире на государство возложено большое количество задач и функций. Для того чтобы их исполнять, необходимы средства. Налоги являются основным звеном экономической системы в целом, при помощи них государство обеспечивает свои обязательства. В настоящее время в Российской Федерации на налоговую систему возложены такие задачи как рост доходных поступлений в бюджеты разных уровней, увеличение уровня собираемости налогов, а также контроль и надзор за деятельностью экономических субъектов.

Главной причиной, из-за которой налогоплательщики уплачивают налоги и сборы, является не правовая культура или осознание своего собственного долга перед государством, а меры принуждения, которые налагаются на налогоплательщика в случае выявления неуплаты налогов и сборов.

Необходимо отметить, что в налоговой системе ключевую роль играет налоговое администрирование, без которого сложно представить нормальное развитие экономики в целом. При налоговом администрировании используются такие методы как планирование, учет, регулирование, контроль.

Налоговая система Российской Федерации имеет ряд недостатков, например пробелы и коллизии в законодательстве, что также приводит к налоговым правонарушениям.

Ввиду этого налоговые органы призваны выявлять и предотвращать данный вид правонарушений. Федеральной налоговой службой разработан механизм для осуществления этих целей, но налогоплательщики находят новые пути и методы уклонения от налогообложения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная тема является актуальной. От уровня собираемости налогов и сборов налоговыми органами зависит качество выполнения налоговыми органами своих функций.

Цель курсовой работы – на основе анализа налоговых правонарушений определить пути их предотвращения методами налогового администрирования.

Задачами являются:

  1. дать понятие налоговым правонарушениям, определить виды и причины появления;

  2. изучить содержание действующего законодательства, касающегося выявления и предотвращения налоговых правонарушений;

  3. проанализировать результаты деятельности налоговых органов по выявлению и предотвращению налоговых правонарушений (на примере Волгоградской области);

  4. охарактеризовать основные направления совершенствования налогового администрирования.

Объектом исследования являются экономико-правовые отношения, складывающиеся между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Предметом исследования выступают налоговые правонарушения и способы их предотвращения.

Теоретической базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, которые занимаются изучением проблемы налоговых правонарушений и путей их предотвращения. В курсовой работе использовались труды таких авторов как В.Р. Берник, Л.Е. Голищева, А.З. Дадашев, Е.В. Трегубова.

Методологической базой исследования являются как общенаучные методы, такие как индукция, дедукция, анализ и синтез, так и специальные – наблюдение, систематизация и группировка, построение таблиц.

Информационная база исследования состоит из данных Межрайонной инспекции ФНС №11 по Волгоградской области, сайта ФНС, Налогового кодекса, учебников и статей.

Исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Во введении доказывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи.

В первой главе «Теоретические и правовые основы исследования налоговых правонарушений в РФ» изложены теоретические аспекты налоговых правонарушений, а также анализ законодательства, касающегося выявления и предотвращения налоговых правонарушений.

Во второй главе «Анализ состава, динамики налоговых правонарушений и пути их предотвращения на региональном уровне (на примере Волгоградской области)» проведен анализ налоговых правонарушений и путей их предотвращения при помощи методов налогового администрирования.

В заключении приведены основные выводы исследования.

Глава 1. Теория и правовые основы исследования налоговых правонарушений

  1.  
    1. Сущность, виды и причины возникновения налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение нельзя признавать таковым, если не знать его сущности, характерных признаков. Существует большое количество определений данного понятия. Так, налоговый словарь приводит такое определение: налоговое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена налоговая ответственность.1

В соответствии со ст. 106 НК налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Для того чтобы налоговое правонарушение признавалось совершенным оно должно обладать определенными признаками:

  • во-первых, оно выражается в форме действия или бездействия;

  • во-вторых, данный вид правонарушений наносит вред государственному бюджету в виде недопоступлений налоговых доходов государства, которые составляют более 80% всех доходов страны;

  • в-третьих, существует связь между совершенным определенным субъектом деяния и наступившими последствиями, наносящими вред государству;

  • в-четвертых, за совершение данного деяния предусмотрена ответственность – к виновным субъектам применяются меры имущественного характера, а в некоторых случаях и уголовного характера.2

В настоящее время Налоговым кодексом установлен 16-летний возраст, с наступлением которого законодатель связывает возможность применения налоговой ответственности.

Любое правонарушение состоит из 4 элементов, таких как субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона.

Субъектом признается лицо, совершившее налоговое правонарушение и способное понести ответственность за это правонарушение.

Объектом правонарушений признаются налоговых отношения, которые выражаются в нарушении фискальных интересов государствапри формировании доходов муниципального, регионального, федерального бюджетов.

Субъективная сторона отражает психологическое отношение субъекта правонарушения к совершенному деянию, которое выражается в форме умысла или неосторожности.

Объективная сторона выражается в действии или бездействии лица, в результате которого совершается налоговое правонарушение.3

Общеизвестно, что для выявления и предотвращения налоговых правонарушений необходимо знать причины, по которым они совершаются. Изучение причин и условий, которые способствуют развитию налоговых правонарушений на каждом этапе формирования российского общества, имеет огромное значение для выявления и снижения роста налоговых правонарушений.4

Причины возникновения налоговых правонарушений в России всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно.

В западной литературе распространена классификация причин, которые побуждают налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов и сборов. Приведем одну из них. Так, П.М. Годме выделяет 5 группы причин, которые сформированы по сферам жизни человека. Данная классификация представлена на рисунке 1.

Рис.1. Причины уклонения от уплаты налогов и сборов по П.М. Годме5

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоговые механизмы не только для пополнения доходов бюджета, но и для регулирования общественных процессов. Таким образом, государство ущемляет интересы некоторых граждан, что приводит к уклонению от уплаты налогов и сборов как проявлению негативного отношения к данному процессу и попытке ему противостоять.

Правовые причины связаны с тем, что налоговое законодательство РФ состоит из большого количества нормативно-правовых актов. Также следует отметить, что данные законодательные акты изменчивы, в них регулярно вносятся изменения и дополнения. Немаловажным является то, что в налоговом законодательстве есть статьи, которые можно обходить законным образом, в связи с чем, возникают дополнительные судебные разбирательства. Так в последнее время участились случаи споров налоговых органов и налогоплательщиков по статьям 171, 172, 176 НК РФ. Недобросовестные налогоплательщики создают фирмы-однодневки, что в соответствии с законодательством Российской Федерации сделать несложно, заключают фиктивные сделки, как результат – возмещают суммы налога из бюджета, делают налоговые вычеты, а фирму-однодневку закрывают, тем самым государство теряет значительные суммы, которые переходят в теневую экономику. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются причинами правового характера.

Экономические причины влияют на налогоплательщика в наибольшей степени. Так, например, если налоговая санкция за сокрытие налогов меньше суммы этих налогов, то в данном случае налогоплательщик заинтересован в укрытии этих сумм. В настоящее время в Российской Федерации часто встречается ситуация, когда налогоплательщики совершают налоговые правонарушения именно по этой причине.

Моральные причины проявляются в несоответствии нормативно-правовых актов налогового законодательства общим принципам, закрепленным в Конституции, таким как равенство, беспристрастность. Это отражается на авторитете законодателя, и как следствие, государства в целом.

Технические причины указывают на существующие недостатки в методах и формах проведения налогового контроля. Так, например, налоговые органы не в состоянии проверять всю бухгалтерскую отчетность и все проводимые операции, таким образом, у налогоплательщиков возникает желание скрыть некоторые суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Известный административист В.И. Ремнев также классифицировал причины и условия правонарушений, но опираясь на другой критерий – на уровень, на котором они совершаются. Так, общие причины характерны для государства в целом, связанные с определенной ситуацией- для группы лиц, а связанные с личностью нарушителя имеют более локальный характер.6 Данная классификация представлена на рисунке 2.

Рис.2 Классификация причин и условий совершения нарушений

В настоящее время для эффективного развития государства в сложившихся экономических условиях необходимо учитывать вышеописанные причины, которые носят как объективный, так и субъективный характер.

Для современного состояния экономической системы в целом особый интерес представляет классификация Е.В. Трегубовой, которая подразделяет все причины на зависимые от деятельности налоговых органов и не зависимые, которые являются определяющими для всех видов правонарушений, в том числе и налоговых.7 Данная классификация представлена в приложении 1.

Последние две классификации имеют важное значение для налоговой системы. Так, при помощи форм и методов налогового администрирования необходимо пытаться уменьшить количество правонарушений, совершаемых по указанным причинам, непосредственно связанных с деятельностью налоговых органов, начиная с самого низкого уровня.

Таким образом, все вышеуказанные причины вызывают налоговые правонарушения, которые также разнообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям. В главе 16 НК РФ перечислены виды налоговых правонарушений.

Все виды налоговых правонарушений, можно сгруппировать по различным основаниям. Данная классификация приведена в приложении Б.

Автором налоговые правонарушения сгруппированы по первому признаку. Некоторые авторы выделяют большее количество направлений совершения налоговых правонарушений. Так Пепеляев выделяет 7 направлений,8 но их можно объединить в укрупненные группы, которые представлены в приложении 2.

Другим основанием является ответственность, предусмотренная за совершение налоговых правонарушений. Так, Ю.Ф. Кваша выделяет 3 вида ответственности.9 Данные правонарушения различаются по степени опасности и по размеру наносимого вреда. Так наименее опасными признаются налоговые правонарушения, за которые предусмотрена финансовая ответственность. Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, в котором предусмотрены штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда сумма задолженности достигает крупного или особо крупного размера. В таких случаях предусмотрен штраф, принудительные работы или лишение свободы налогоплательщика-нарушителя.

Существует неразрывная связь между причинами совершения налоговых правонарушений и негативными последствиями. Так, общие причины совершения налоговых правонарушений в совокупности с причинами, связанными с личностью нарушителя, которые не связаны с деятельностью налоговых органов, влекут за собой налоговые правонарушения против государства, которые, по мнению законодателя, являются наиболее опасными, следовательно, за них предусмотрена наиболее строгая ответственность.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное деяние лица в сфере налогов и сборов, повлекшее за собой общественно опасные последствия в виде неуплаты или неполной уплаты, неправильного исчисления сумм налогов и сборов, предусмотренных Налоговым законодательством РФ. Данный вид правонарушений – один из наиболее важных для государства видов правонарушений, т.к. благодаря налоговой системе формируется доходная часть бюджета, которая способствует нормальному функционированию как государства в целом, так и исполнению отдельных его функций и задач.

  1.  
    1. Содержание действующего законодательства по выявлению и предотвращению налоговых правонарушений

В ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. К сожалению, далеко не все налогоплательщики являются добросовестными. Также необходимо отметить, что искоренить налоговые правонарушения невозможно, поэтому государство принимает меры по минимизации этих правонарушений. В соответствии с данной целью издаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся санкции за совершенные налоговые правонарушения. Существование санкций направлено на предотвращение нарушений законодательства о налогах и сборах. Данные нормативно-правовые акты представлены на рисунке 3.

Рис.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие налоговые правонарушений

Главным документом, в соответствии с которым происходит исчисление и уплата налогов, является НК РФ. В нем определены сроки сдачи документации в налоговой орган налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом), сроки уплаты налогов и сборов, постановки на учет и др. В ч.1 НК РФ раскрываются основные понятия, элементы налогообложения, порядок проведения налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. В ч.2 НК РФ каждый налог рассматривается отдельно, описаны основные характеристики налогов, особенности при их исчислении и уплате. Следовательно, НК РФ является основным нормативно-правовым актом, на который опирается налоговая система государства. Помимо данного закона существует ряд уточняющих законов, Положений, Инструкций. Так, например, Приказ ФНС от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок», в соответствии с которым налогоплательщики могут самостоятельно проверить подпадают они под критерии риска, установленные ФНС России или нет. Также в своей деятельности налоговые органы руководствуются документами, которые являются закрытой информацией.

Налоговые органы в своей деятельности используют не только нормативно-правовые акты РФ, но и информационные базы, которые составлены ФНС. Так существует база, с фирмами-однодневками, а также организации, совершающие операции с данными фирмами, организации, которые попадают под критерии риска.

В настоящее время налоговые правонарушения активно развивающийся вид правонарушений, действующие схемы их совершения усложняются, появляются новые схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, всвязи с этим у налоговых органов возникает необходимость предпринимать контрольные действия для выявления и предотвращения налоговых правонарушений.

Все схемы уклонения от уплаты налогов и сборов можно условно разделить на несколько групп10, которые представлены на рисунке 4.

Рис.4 Схемы уклонения от уплаты налогов и сборов

В данной классификации представлены способы, которые наиболее часто встречаются в деятельности налоговых органов, задача которых в данном случае, заключается в том, чтобы не допустить применения этих схем, а в случае их применения налогоплательщиками- выявить нарушения в самые короткие сроки и привлечь виновных к ответственности.

Выявление признаков любого налогового правонарушения происходит в процессе осуществления мероприятий налогового контроля, которые являются формой реализации налогового контроля. В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом».11 Налоговым кодексом РФ (ст. 88 и 89) предусмотрены 2 формы проведения налогового контроля – это проведение камеральной и выездной налоговых проверок. Проведение данных проверок регламентируется как НК РФ, так и Приказами, Инструкциями ФНС РФ.

После выявления нарушений законодательства о налогах и сборах к налогоплательщику применяются санкция, которая предполагает, что налогоплательщик в будущем предпочтет соблюдать законодательство о налогах и сборах, чем уплачивать штрафы, пени и претерпевать иные меры ответственности.

Налоговый кодекс РФ регламентирует порядок проведения, как выездной налоговой проверки, так и камеральной. В статьях, посвященных этим формам налогового контроля, описываются место проведения проверки, права и обязанности сторон, сроки проведения контроля и т.д.

Далее на рисунке 5 представлено сравнение выездных и камеральных налоговых проверок по основаниям, предусмотренным НК РФ.12

Рис.5 Сравнение проводимых налоговыми органами проверок

В соответствии с налоговым законодательством организации по окончании отчетного периода обязаны сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность (при ведении раздельного учета) в налоговые органы для проведения камеральной проверки в соответствующие отделы, где проверяется правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов. В случаях выявления правонарушения налоговый орган выносит решение о взыскании с налогоплательщика недоплаченных или неуплаченных сумм налогов и сборов, пеней, штрафов. Данное решение визируется юридическим отделом и направляется налогоплательщику. Процесс проведения камерального налогового контроля представлен в приложении 3.

При проведении камеральной налоговой проверки перед налоговыми органами стоит несколько основополагающих задач: системный анализ деятельности и налоговых обязательств налогоплательщика, определение зон риска и отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, непосредственно сам налоговый контроль.

Выездные проверки проводятся, если существуют на это соответствующие причины: налоговому органу стало известно о налоговых правонарушениях от органов государственной власти и иных организаций; ликвидация организации; налогоплательщики подпадают под критерии рисков (полный перечень критериев представлен в Приказе ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333»); в ходе проведения камеральной проверки обнаружены нарушения.

Также необходимо отметить, что налоговый орган получает информацию о налогоплательщике из внешних и внутренних источников, которые закреплены в Приказе ФНС от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» и представлены на рисунке 6.

Рис.6 Источники получения информации налоговыми органами

Полученную информацию налоговые органы сопоставляют с критериями оценки рисков налогоплательщиков, часть которых находится в общедоступном распространении. Если есть основания, то проводится выездная налоговая проверка, ход которой изображен в приложении 4.

Ст. 108 НК РФ раскрывает oбщие услoвия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;

  • ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет превентивное значение, т.е. способствует предотвращению повторных правонарушений. Налоговые санкции установлены в виде денежных взысканий (штрафов) главой 16 НК РФ. А за совершение преступлений предусмотрена уголовная ответственность, которая указана в Уголовном кодексе РФ и выражается в штрафах, сроках лишения свободы, ареста и принудительными работами.

В ходе проверок налоговый орган выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а в случаях, когда Налоговый кодекс не допускает внесудебный порядок урегулирования налоговых правоотношений, тогда налоговые органы обязаны обраться в суд с исковым заявлением для привлечения налогоплательщика к ответственности. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке наравне с привлечением к уголовной ответственности.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

  • в арбитражный суд - при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;

  • в суд общей юрисдикции - при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с законодательством РФ налоговый контроль проводится на основе следующих принципов:

  1. презумпция невиновности налогоплательщика (п.6 ст.108 НК РФ);

  2. соблюдение налоговой тайны (ст. 102 НК);

  3. взаимодействия налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, органов государственных внебюджетных фондов (ст.85 НК РФ).

Налоговый контроль не является единственным методом налогового администрирования. Также для предотвращения налоговых правонарушений используют метод налогового регулирования. Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направлено на максимальное финансовое обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.13 При использовании данного метода государство «идет на встречу» налогоплательщикам, что значительно снижает количество правонарушений в налоговой сфере.

Другим методом налогового администрирования является планирование. В ходе проведения планирования налоговые органы оценивают налоговый потенциал, объем ожидаемых поступлений в бюджеты, вырабатывается концепция налогообложения, вырабатываются схемы налогообложения, которые закрепляются нормативно, и в соответствии с этим, вырабатывают контрольные задания для сотрудников Инспекций ФНС РФ. Процесс налогового планирования изображен на рисунке 7.

Рис.7 Процесс налогового планирования

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание законодательства по выявлению и предотвращению налоговых правонарушений велико. Главным правовым источником предотвращения налоговых правонарушений является НК РФ, т.к. там описаны основные моменты, на основе которых налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы. Следовательно, чем точнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. Для этого создаются ФЗ, Положения, Инструкции, которые уточняют спорные или неясные моменты из НК РФ. Другой мерой для предотвращения налоговых правонарушений является санкция, которая имеет превентивный характер. Если правонарушение не удалось предотвратить, то их необходимо выявлять при помощи методов налогового контроля (камеральных и выездных проверок).

Глава 2. Анализ состава, динамики налоговых правонарушений и пути их предотвращения на региональном уровне (на примере Волгоградской области)

2.1 Анализ результатов деятельности налоговых органов по выявлению и предотвращению налоговых правонарушений

Налоги являются доходной частью бюджета Российской Федерации, поэтому государство отводит особую роль собираемости налогов и сборов и налоговым правонарушениям.

Так для оценки деятельности налоговых органов может быть использовано несколько подходов. Первая группа подходов существует на теоретическом уровне и применение их на практике затруднительно. Например, А.Т. Щербинин для оценки эффективности работы налоговых органов предлагает использовать коэффициент начисления налогов (доля самостоятельно начисленных налогоплательщиком налогов в общей сумме начислений). По мнению данного автора, этот показатель позволяет учесть характер взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, но он не принял во внимание такой показатель, который характеризует конечный результат взаимоотношений с налогоплательщиками. 14

Вторая группа подходов, характеризуется тем, что они используются налоговыми органами в настоящий момент или использовались ранее.

Министерство финансов РФ на основе методики, предложенной Д.Г.Черником разрабатывает и ежегодно детализирует общие рекомендации по оценке работы налоговых инспекций, которые включают в себя в основном количественные показатели.

Взяв за основу предложенную профессором Д.Г. Черником методику оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. Таким образом, методика включает в себя:

- общую оценку показателей эффективности контрольной работы;

- оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок;

- оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок;

- оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность.15

Для оценки эффективности работы налоговых органов необходимо опираться на все перечисленные выше критерии. Особое внимание необходимо уделить оценке показателей эффективности контрольной работы, т.к. в настоящее время налогоплательщиками разработано большее количество схем ухода от налогообложения. Вследствие этого налоговые органы должны более тщательно относиться к работе налогоплательщиков, детально проверять их финансовую отчетность, что способствует эффективной работе налоговых органов по предотвращению и выявлению налоговых правонарушений. Таким образом, эффективная работа налоговых органов не позволяет налогоплательщикам применять схемы уклонения от налогов и сборов в полном объеме.

Снижение доходов бюджета сказывается на многих аспектах деятельности государства, таких как социальное обеспечение населения, а также выполнении государством своих функций.

Одним из показателей, на которые ссылается ФНС при проверке качества работы своих органов, является показатель собираемости налогов и сборов на территории субъектов Российской Федерации.

По данным сайта Федеральной налоговой службы по Волгоградской области прослеживается положительная динамика сумм поступлений в местный, региональный и федеральные бюджеты.16 Данные за период 01.01.2011- 01.01.2013г.г. представлены на рис.8 в миллионах рублей.

Рис.8 Общий объем налоговых поступлений в областной бюджет

Из данных диаграммы мы видим, что поступления за рассматриваемый период увеличивались, что показывает линия тренда. С 01.01.2011г. по 01.01.2012г. выросли на 1681,1 млн. руб., а с 01.01.2012 по 01.01.2013 на 6797,4 млн. руб., что в несколько раз превышает увеличение предыдущего периода. Причинами увеличения налоговых поступлений могут являться развитие рыночных отношений, повышение правовой грамотности населения, повышение эффективности работы контрольных органов по предотвращению и выявлению налоговых правонарушений, а также увеличений штрафных санкций за налоговые правонарушения.

Контрольная функция налоговых органов РФ осуществляется ими по всем налогам и сборам, которые уплачивают налогоплательщики. Нередки случаи, когда в ходе проверок возникают спорные ситуации, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа по результатам налогового контроля. Данные разногласия возникают в результате неправильной трактовки налогоплательщиком положений НК РФ, применении им схем, которые способствуют уходу от налогообложения, а также, в редких случаях, ошибок сотрудников налоговых органов.

Также отмечается сокращение количества жалоб, рассматриваемых в порядке досудебного урегулирования конфликтов. По данным сайта ФНС количество жалоб на 01.07.2013 года снизилось на 27.3% по отношению к количеству жалоб того же периода 2012 года. В таблице 1 представлены данные по количеству жалоб на 01.07.2013 по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.17

Таблица1.

Динамика подачи жалоб налогоплательщиков

Вид жалобы

Количество жалоб на 01.072013 года по сравнению с 01.07.2012

Процентное отношение количества жалоб на 01.07.2013 года по сравнению с 01.07.2012

Жалобы физических лиц на решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.119 НК РФ)

Уменьшились на 94 единицы

Уменьшились на 40%

Жалобы на решения, вынесенные в порядке ст. 101.4 НК

Уменьшились на 13 единиц

Уменьшились на 31%

Жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов

Уменьшились на 12 единиц

Уменьшились на 12,6%

Жалобы налогоплательщиков на постановления о привлечении их к административной ответственности

-

Увеличилось на 18%

По данным таблицы, важно отметить, что снижение количества жалоб по большинству видов налоговых правонарушений свидетельствует об эффективной работе налоговых органов, о высокой компетенции сотрудников налоговых органов.

В настоящее время все предприятия, которые находятся на общей системе налогообложения, уплачивают НДС и налог на прибыль а, следовательно, именно по этим налогам происходит самое большое количество правонарушений. У крупных предприятий суммы, отчисляемые по этим налогам, исчисляются сотнями тысяч, поэтому организации стараются минимизировать суммы отчислений, в связи с чем, нередко возникают спорные ситуации между налогоплательщиком и налоговым органом. В приложении 5 представлена таблица, в которой приведена статистическая отчетность по исковым заявлениям с участием Межрайонной инспекции ФНС№11 по Волгоградской области в судах 1 инстанции за 2011, 2012 и 1 квартал 2013 года, составленная по данным юридического отдела Инспекции.

Из таблицы, приведенной в приложении 5, видим, что большинство судебных решений выносятся в пользу налогового органа. Одной из причин проигранных налоговыми органами дел является слабая доказательная база, собираемая Инспекцией.

Нагляднее динамика эффективности работы налоговых органов представлена на рисунке 9.

Рис.9 Динамика показателей оценки эффективности контрольных мероприятий

Из рисунка мы видим, что, несмотря на то, что большинство решений выносятся в пользу налогового органа, но суммы, которые выигрывает Инспекция в судебных разбирательствах, были не так велики.

Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий. Например, в силу ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершенные умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога.

В Инспекции существуют различные информационные базы, функционирующие между всеми Инспекциями области, которые способствуют предотвращению новых правонарушений, контролируют организации, находящиеся в зоне риска. Например, база с приговорами судов, база с фирмами-однодневками и др.

Если в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговые органы выявят налоговые правонарушения, то будет принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Если будут установлены умысел и неосторожность в налоговых правонарушениях, то финансовая ответственность за налоговые правонарушения будет выше.

Проводимый органами ФНС камеральный налоговый контроль усиливается за счет того, что проводятся углубленные проверки. Также налоговые органы при планировании выездных налоговых проверок особое внимание уделяют тем налогоплательщикам, которые представляют в налоговые органы документы, подтверждающие значительные суммы возмещения сумм налогов, у которых уровень налоговой нагрузки значительно ниже, чем у других хозяйствующих субъектов, работающих в этой сфере деятельности, которые отражают убытки в течение ряда лет и др.

В данном перечне представлены налогоплательщики, которые попадают в зону риска и включаются в план проведения выездных налоговых проверок.

Благодаря установленным ФНС критериям отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок 99% таких проверок являются результативными, в ходе их проведения выявляются налоговых правонарушения с различной степенью общественной опасности.

Данный вид налогового контроля позволяет налоговым органам проводить инвентаризацию объектов налогообложения, делать осмотр помещений. Таким образом, налоговые инспекторы могут опираться не только на бухгалтерскую (налоговую) отчетность и пояснения налогоплательщика, но и на данные выявленные в результате проведения контрольных мероприятий непосредственно на территории налогоплательщика, что значительно расширяет объем информации, анализируемый налоговыми органами.

Таким образом, можно сделать вывод, что на территории Волгоградской области ведется эффективная работа налоговыми органами по выявлению налоговых правонарушений.

Об этом свидетельствует увеличение налоговых доходов бюджетной системы РФ. Необходимо также отметить, что проводимый налоговыми органами контроль является неотъемлемым элементом системы выявления и предотвращения налоговых правонарушений. При проведении такого контроля возникают спорные ситуации между налоговыми органами и налогоплательщиками, и количество вынесенных судебных решений в пользу налогового органа подтверждает высокую квалификацию инспекторов налоговых органов и должное исполнение ими своих профессиональных обязанностей.

2.2. Основные направления совершенствования налогового администрирования по предотвращению налоговых правонарушений

Налоговое администрирование – это деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на обеспечение и реализацию контроля в области соблюдения законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками.

Целью совершенствования налоговой политики на ближайшие три года является повышение качества налогового администрирования. Основной задачей налогового администрирования является выявление и предотвращение налоговых правонарушений. Качественное выполнение налоговым администрированием своих функций возможно только в случае прохождения всех этапов18, которые представлены в приложении 6.

Налоговое администрирование является основой эффективного функционирования налоговой и экономической систем государства. Низкий уровень налогового администрирования отражается на увеличении количества налоговых правонарушений, снижении поступлений в бюджеты всех уровней, а также разбалансированности действий уполномоченных государственных органов. Успешное налоговое администрирование наоборот, ведет к повышению поступления налогов в бюджет, сокращению налоговых правонарушений, улучшению инвестиционного климата и обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Направления совершенствования системы предупреждения и выявления налоговых правонарушений являются составной частью совершенствования организационно-экономического механизма противодействия криминализации общества как основы его экономической безопасности.

Основные направления в предотвращении и выявлении налоговых правонарушений и преступлений представлены в приложении 7. Соответственно по каждому направлению можно выделить мероприятия экономического, правового и управленческого характера.

Основными направлениями налогового администрирования являются устранение административных преград, которые препятствуют налогоплательщикам добросовестно исполнять свои обязанности, а также увеличение эффективности инструментов, которые препятствуют уклонению от налогообложения.19

Налоговое администрирование состоит из 3 основных элементов: планирование, регулирование, контроль.

Так как основной целью налогового администрирования является обеспечение соблюдения налогового законодательства, то существуют сопутствующие задачи налогового контроля:

  • выявление налоговых правонарушений и преступлений;

  • привлечение к налоговой, административной и уголовной ответственности виновных лиц;

  • предупреждение налоговых правонарушений и преступлений в будущем и др.20

Для повышения эффективности контрольной работы налоговых органов необходима действенная система отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий. Так с принятием Приказа ФНС от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» налогоплательщикам стал известен алгоритм отбора и планирования выездных налоговых проверок. Необходимо отметить, что в современных условиях для повышения эффективности контроля и надзора наряду с фискальным механизмом необходимо применять механизм повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

В настоящее время пятая часть выездных проверок обнаруживает схемы с участием фирм-однодневок. Сократить применение этих схем возможно с помощью внесения поправок в законодательство, касающееся государственной регистрации. Так, необходимо приостанавливать государственную регистрацию, если имеются основание полагать, что сведения о налогоплательщике недостоверны, расширить перечень оснований для отказа в регистрации, а также усилить ответственность учредителей и руководителей таких фирм.

Другим направление повышения эффективности налогового администрирования является улучшение качества взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

Для улучшения обслуживания налогоплательщиков разработан официальный портал ФНС РФ, который включает себя большое количество сервисов с помощью которых, налогоплательщик может узнать о суммах начисленных налогов, суммах задолженности, объектах налогообложения, принадлежащих налогоплательщику, подать декларацию в налоговые органы и др.

В основных направлениях налоговой политики на 2012г. -2013г. закреплено совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен. Так целью финансовых корпораций является снижение налогового бремени, а государства – увеличение налоговых поступлений. Данные противоречия определяют необходимость регулирования цен между взаимозависимыми лицами. Эта функция возложена на налоговые органы. На налогоплательщика возложена обязанность сообщать в налоговую инспекцию о всех контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года (п.1 и 2 ст.105.16 НК РФ). Таим образом, тотальный контроль также способствует снижению количества правонарушений в налоговой сфере.

Еще одним немаловажным направлением налогового администрирования является создание института консолидированных групп налогоплательщиков, который предоставляет преимущества, как государству, так и самому налогоплательщику. Так, например, обязанность по исчислению, уплате налога, пеней, штрафов, по предоставлению налоговой декларации в налоговый орган возложено на ответственного участника данной группы. Консолидированная групп налогоплательщиков- довольно молодой институт налогового права, его развитие позволит налоговым органам сократить издержки по исполнению законодательства о налогах и сборах, уменьшить количество налоговых правонарушений по налогу на прибыль организаций, за счет формирования отчетности одним лицом-ответственным участником консолидированной группы.

Немаловажным элементом налогового администрирования является взаимодействие налоговых органов российской Федерации с аналогичными органами иностранных государств. Данное сотрудничество основывается на обмене точными и достоверными данными в соответствии с законодательство этих государств. Такие отношения строятся на оперативном обмене информацией, на проведении расследования в отношении налогоплательщиков, в отношении которых есть обоснованные подозрения о причастности к налоговым правонарушениям или преступлениям. Таким образом, международное сотрудничество позволит наиболее оперативно и эффективно выявлять налоговые правонарушения и привлекать виновных лиц к ответственности.

Хотелось бы привести пример успешного опыта зарубежных стран по созданию корпоративной социальной ответственности бизнеса. Данный вид ответственности является довольно молодым, около 20 лет. Существует множество определений этого вида ответственности, но самое широкое –междисциплинарное - включает в себя:

- корпоративную этику,

- социальную политику в отношении общества,

- политику в отношении окружающей среды,

- принципы и подходы к управлению в организации,

- политику в отношении персонала,

- вопросы соблюдения прав человека в отношениях между поставщиками, покупателями, персоналом.

В Российской Федерации данный вид ответственности находится лишь в зародышевом состоянии, т.к. многие предприниматели ориентируются лишь на одну цель-получение большей прибыли, считая не важными репутацию, доверие клиентов, а что особенно важно, интересы государства и общества. Так, если бы каждый предприниматель чувствовал моральную ответственность за свои действия, осознавал бы свой вклад в развитие государства, а значит, повысился бы уровень социальной ответственности, сократилось бы число недобросовестных неплательщиков налогов – как юридических, так и физических лиц.

В "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" отмечено: в целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций предлагается ввести институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Предлагается не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или его часть рассматривать в целях обложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (то есть материнской компании). Тем самым предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.21

Из вышесказанного можно сделать вывод, что налоговые отношения еще довольно молодой вид отношений не только в России, но и в мире. Из-за того что налоговая система является динамичной, она должна постоянно опираться на комплекс факторов и оперативно реагировать на все изменения, соответствовать новым условиям функционирования. Для этого органы государственной власти определяют основные направления развития налоговой политики в стране, где описываются результаты прошлых периодов, а также а также определяются направления на будущее. Однако неизменными должны оставаться такие условия взаимодействия общества и бизнеса – налогоплательщика и главного участника экономической деятельности, как профессиональное выполнение своих обязанностей, высокий уровень социальной ответственности, выражаемый именно через налоговую ответственность, и традиционные моральные, этические, выраженные в правое устои общественной и экономической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги являются одним из обязательных условий функционирования государства. Государство нацелено на увеличение налоговых доходов бюджетов всех уровней, а налогоплательщики стремятся уменьшить свое налоговое бремя, что приводит к совершению последними налоговых правонарушений, а в некоторых случаях преступлений. Так как налоги являются основным доходом государства, то совершенные правонарушения в этой сфере можно считать правонарушениями, направленными против государства.

В ходе исследования была определена сущность налоговых правонарушений, выделены их различные классификации: по зависимости от деятельности налоговых органов, по направленности противоправного деяния, а также видам ответственности за их совершение. Причины появления налоговых правонарушений, по мнению авторов, также неоднозначны, как и их виды.

Документом, в соответствии с которым налогоплательщиками производится исчисление и уплата налогов, является Налоговый кодекс РФ. Необходимо акцентировать внимание на том, что некоторые нормы налогового законодательства не точны, что усиливает желание обойти налоговое законодательство, и как следствие, происходит увеличение налоговых правонарушений.

В настоящее время многие налогоплательщики используют различные схемы уклонения от налогообложения. В связи с этим одной их функций налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Законодатель совместно с ФНС создают специальные Федеральные законы, Положения, Инструкции, которые уточняют положения НК РФ и способствуют снижению количества налоговых правонарушений и повышению эффективности их выявления.

В соответствии с законодательством РФ налоговые органы осуществляют свои функции в целях выявления и предотвращения налоговых правонарушений, но подходы к оценке эффективности их деятельности различны. В соответствии с критериями оценки избранными ФНС РФ налоговые органы Волгоградской области работают эффективно, что отражается на повышении уровня налоговых доходов бюджетов. Также следует отметить, что не всегда налогоплательщики согласны с начисленными им суммами налогов (пеней), что приводит к возникновению спорных ситуаций. Для их разрешения в инспекциях существуют отделы досудебного урегулирования. Если разрешить спорную ситуацию таким методом не удалось, то конфликт решает в судебном порядке. По данным статистической отчетности ФНС по Волгоградской области и Межрайонной инспекции ФНС №11 по Волгоградской области по большинству жалоб, которые подаются на действия (бездействия) сотрудников налоговых органов, решение принимается в большинстве случаев в пользу последнего, что подтверждает высокую квалификацию сотрудников налогового органа.

Несмотря на эффективность работы налоговых органов, в ней есть ряд недостатков, которые необходимо устранить при помощи мер налогового администрирования. Изменения в существующем налоговом администрировании позволят устранить причины налоговых правонарушений, условия, при которых происходит нарушение профессиональной этики. Создание эффективной налоговой системы позволит налоговым органам более эффективно выполнять возложенные на них функции, посредством управления на федеральном, региональном и местном уровнях, применения информационных систем и баз данных, а также социальной защиты сотрудников налоговых органов. В курсовой работе предложены и описаны основные направления совершенствования налогового администрирования по предотвращению налоговых правонарушений. Такими направлениями являются: принятие мер для снижения количества фирм-однодневок, улучшение качества взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, налоговых органов РФ с аналогичными органами других государств и др. Также следует обратить внимание на опыт зарубежных стран. Эти государства применяют корпоративную социальную ответственность, которая является эффективной мерой воздействия для предотвращения налоговых правонарушений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)//Российская газета.-1993.-25 декабря.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 (ред. от 01.10.2013г.)// Собрание законодательства РФ, от 03.08.1998, №3.-ст. 3824.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ред. от 01.10.2013)// Собрание законодательства РФ, от 07.08.2000, 332.-ст. 3340.

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 21.10.2013 г.)// Собрание законодательства РФ от 17.06.1996, № 25.- ст. 2954.

  5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (ред. от 22.10.2013)// Собрание законодательства РФ, от 07.01.2002, №1 (ч. 1).- ст. 1.

  6. Приказ Федеральной налоговой службы от 30.052007 г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

  7. Приказ Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2013 г. № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы»

  1. Учебники, монограммы, учебные пособия

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учеб. [Текст]/ И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2008.- 296 с.

  2. Бекряшев А.К., Белозеров И. П. Теневая экономика и экономическая преступность [Текст]/ А.К. Бекряшев, И.П. Белозеров.-Омск: Омский государственный университет, 2008.-459с.

  3. Берник В.Р. Налоговый контроль и производство по делам и налоговых правонарушениях [Текст]/ В.Р.Берник- М.:Феникс, 2007.-354 с.

  4. Гвоздикова, А.В. Голищева Л.Е. и др. Налогообложение: планирование, анализ контроль [Текст]/ Гвоздикова А. В.- КНОРУС, 2009.- 272с.

  5. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение: учеб. пособ. [Текст] / А.З. Дадашев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 464 с.

  6. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права:учеб. пособ. 2-е изд. [Текст]/С.Г. Дробязко, В.С. Козлов.- Минск:Амалфея, 2007.-480с .

  7. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право. Конспект лекций. 3-е изд. [Текст]/Ю.Ф. Кваша А.П. Зрелов, М.Ф. Харламов.- М.: Высшее образование, 2009. — 175 с.

  8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. [Текст]/Н.И. Матузов, А,В. Малько.- М.: «Юристъ», 2008.- 512с.

  9. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. [Текст]/А.Н. Медведев.– М.:ИНФРА-М, 2004. – 152с.

  10. Михасева Е.Н. Налоговый контроль в Российской Федерации: учеб. пособ. [Текст]/Е.Н. Михасева.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - 180 c.

  11. Началов А.В. Современный толковый налоговый словарь [Текст]/А.В.Началов.-М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2012.-С.264.

  12. Никулина С.В. Администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне [Текст]/ С.В. Никулина.- Ростов-на-Дону: Гос. университет - учебно-научно-произв. Комплекс, 2011.- 176 с.

  13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. для вузов [Текст] /В.Г. Пансков.- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 680 с.

  14. Пепеляев С.Г. Основы налогового права: учеб.пособ [Текст]/ С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с.

  15. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора [Текст]/ Дж.Ю. Стиглиц.- М.:МГУ: ИНФРА-М, 2005. - 720 с.

  1. Статьи

  1. Боброва А.В. Предотвращение уклонения от уплаты налогов через систему наказаний [Текст]/ А.В. Боброва// Право и экономика.-2009.-№5.-С.39-45.

  2. Дадашева Ю.А. Собираемость налогов: методы измерения и сфера применения [Текст]/ Ю.А. Дадашева// Финансы.-2009, №11.

  3. Кочкаров А.А.Причины и условия налоговых правонарушений [Текст]/А.А. Кочкаров// Финансовое право,.-2011.-№6.-С.27-32.

  4. Ромашкова Е.М. Особенности системы сбора налогов в России: налоговые правонарушения [Текст]/ Е.М. Ромашкова//Право и экономика, 2006.-№5.- С.19-25.

  5. Соловьев И.Н. Борьба с уклонением от уплаты налогов как глобальная объединительная идея [Текст]/ И.Н. Соловьев //Налоговый вестник №11.-2013.-С.8-12

  6. Соловьев И.Н. О противодействиях налоговой преступности за рубежом [Текст]/ И.Н. Соловьев// Налоговый вестник №1.-2013.-С.89-99.

  7. Трегубова Е.В. Правовые запреты и причины совершения налоговых правонарушений [Текст]/Е.В. Трегубова//Административное и муниципальное право.- 2008.-№6.-СПС «КонсультантПлюс»

IV. Электронные ресурсы

  1. Жукова Е. И. Совершенствование форм и методов налогового администрирования в условиях изменения положений Налогового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов [Текст]/Е.И. Жукова. [http://www.pandia.ru/text/77/229/27973.php]

  2. Налоговые правонарушения и процедура привлечения к налоговой ответственности /УФНС Алтайского края [http://www.audit-it.ru/nalognews/reg129/480966.html]

  3. Регулирование в системе налогового администрирования/ Налоги и налоговое право [http://www.taxesright.ru/taxes-589-1.html]

  4. Сайт ФНС РФ по Волгоградской области [http://www.r34.nalog.ru/]

  5. Электронная система Консультант – [http://www.consultant.ru/]

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рис.1 Причины налоговых правонарушений в зависимости от деятельности налоговых органов

Приложение 2

Таблица1

Классификация налоговых правонарушений

Основание для классификации

Виды правонарушений

Подвиды правонарушений и характерные черты

  1. Направленность совершаемых налоговых правонарушений

Правонарушения, совершаемые в отношении налогоплательщиков

  • против прав и свобод налогоплательщиков;

  • против обязанности по уплате налогов и сборов;

  • против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.

Правонарушения, совершаемые в отношении государства

  • против системы налогов и сборов РФ;

  • против исполнения доходной части бюджета.

Правонарушения, совершаемые в отношении налоговых органов

  • против исполнения налоговыми органами контрольной функции;

  • против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления в налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности.

  1. Предусмотренная ответственность

Финансовая (налоговая)

  • общая: налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, специалистов, переводчиков;

  • специальная: налоговые право-нарушения, совершаемые банками и иными кредитными организациями.

Административная

Разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера

  • Уголовная

  • уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);

  • нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

  • воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

  1. Степень общественной опасности

Правонарушения

За данный вид правонарушений предусмотрена административная и финансовая (налоговая) ответственность

 

Преступления

За данный вид общественно опасного деяния предусмотрена уголовная ответственность

Приложение 3

Рис. 2 Схема проведения камеральной налоговой проверки

Приложение 4

Рис. 3 Схема проведения выездной налоговой проверки

Приложение 5

Таблица 2

Количество рассмотренных исковых заявлений судом 1 инстанции с участием Межрайонной инспекции ФНС№11 по Волгоградской области

Год

показатель

2011

2012

1 кв. 2013г.

Кол-во исковых заявлений с участием налогового органа, сумма

25976, 188973 тыс. руб.

6178,

323053 тыс. руб.

72,

15919 тыс. руб.

Кол-во рассмотренных исков по юридическим лицам

131

204

44

Кол-во рассмотренных исков по ИП

10

7

3

Кол-во рассмотренных исков по физическим лицам

25835

5967

25

Кол-во решений, вынесенных в пользу налогового органа, сумма

25455

101429 тыс. руб.

6114

109999 тыс. руб.

69

12921 тыс. руб.

Кол-во решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков

497

53

1

Частично в пользу налогового органа

24

11

2

Соотношение кол-ва дел, вынесенных в пользу налогового органа к общему количеству вынесенных судебных актов, соотношение сумм

98%

54%

99%

34%

81%

81%

Приложение 6

Рис. 4 Этапность проведения анализа эффективности налогового администрирования

Приложение 7

Рис.5 направления совершенствования системы предупреждения и выявления налоговых правонарушений и преступлений

1 Началов А.В. Современный толковый налоговый словарь [Текст]/А.В.Началов.-М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2012.-С.264.

2 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. [Текст]/Н.И. Матузов, А,В. Малько.- М.: «Юристъ», 2008.- 512с.

3 Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права:учеб. пособ. 2-е изд. [Текст]/С.Г. Дробязко, В.С. Козлов.- Минск:Амалфея, 2007.-480с .

4 Кочкаров А.А.Причины и условия налоговых правонарушений [Текст]/А.А. Кочкаров// Финансовое право,.-2011.-№6.-С.27-32.

5 Бекряшев А.К., Белозеров И. П. Теневая экономика и экономическая преступность [Текст]/ А.К. Бекряшев, И.П. Белозеров.-Омск: Омский государственный университет, 2008.-459с.

6 Трегубова Е.В. Правовые запреты и причины совершения налоговых правонарушений [Текст]/Е.В. Трегубова//Административное и муниципальное право.- 2008.-№6.-СПС «КонсультантПлюс»

7 Трегубова Е.В. Правовые запреты и причины совершения налоговых правонарушений [Текст]/Е.В. Трегубова//Административное и муниципальное право.- 2008.-№6.-СПС «КонсультантПлюс»

8 Пепеляев С.Г. Основы налогового права: учеб.пособ [Текст]/ С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с.

9 Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право. Конспект лекций. 3-е изд. [Текст]/Ю.Ф. Кваша А.П. Зрелов, М.Ф. Харламов.- М.: Высшее образование, 2009. — 175 с.

10 Боброва А.В. Предотвращение уклонения от уплаты налогов через систему наказаний [Текст]/ А.В. Боброва// Право и экономика.-2009.-№5.-С.39-45.

11 Налоговые правонарушения и процедура привлечения к налоговой ответственности /УФНС Алтайского края []http://www.audit-it.ru/nalognews/reg129/480966.html] 12Михасева Е.Н. Налоговый контроль в Российской Федерации: учеб. пособ. [Текст]/Е.Н. Михасева.-Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - 180 c.

13 Регулирование в системе налогового администрирования/ Налоги и налоговое право [http://www.taxesright.ru/taxes-589-1.html]

14 Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. [Текст]/А.Н. Медведев.– М.:ИНФРА-М, 2004. – 152с.

15 Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора [Текст]/ Дж.Ю. Стиглиц.- М.:МГУ: ИНФРА-М, 2005. - 720 с.

16 Сайт ФНС РФ по Волгоградской области [http://www.r34.nalog.ru/]

17 Сайт ФНС РФ по Волгоградской области [http://www.r34.nalog.ru/]

18 Никулина С.В. Администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне [Текст]/ С.В. Никулина.- Ростов-на-Дону: Гос. университет - учебно-научно-произв. Комплекс, 2011.- 176 с.

19 Жукова Е. И. Совершенствование форм и методов налогового администрирования в условиях изменения положений Налогового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов [Текст]/Е.И. Жукова. [http://www.pandia.ru/text/77/229/27973.php]

20 Там же

21 "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".-СПС «КонсультантПлюс» – [http://www.consultant.ru/]

Просмотров работы: 23233