Актуальность исследования обусловлена комплексом факторов обучения, воспитания и жизнедеятельности детей-сирот, нерешенностью в теории и практике профессионального образования процесса получения профессии, вхождения в социум детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность исследования проблем социализации детей-сирот обуславливается рядом причин.
Во-первых, ростом количества детей-сирот в современной России.
Во-вторых, ростом количества социальных проблем, связанных с неадаптивным поведением выпускников интернатных учреждений, что оказывает негативное влияние на уровень и качество их жизни. Основными причинами неадаптивного поведения детей-сирот являются условия социализации в интернатных учреждениях. Длительное пребывание в интернатном учреждении затрудняет социализацию детей и подразумевает в дальнейшем специальные социально-педагогические программы для подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
В-третьих, всё чаще среди детей-сирот встречаются заболевания, связанные с нарушениями психического здоровья. Кроме того, сам факт взросления в условиях интернатного учреждения формирует у подростков комплекс личностных проблем. Дети-сироты в силу своего положения относятся к социально-незащищенной группе граждан, если же у ребенка ещё и нарушение психического здоровья, то он находится в более опасном положении.
В-четвертых, процессы социализации детей-сирот в современной России требуют нового осмысления с учетом продолжающегося социального развития и изменений в социальной политике в отношении данной группы граждан. Таким образом, можно говорить об актуальности исследований в данной сфере.
Дети-сироты должны иметь равные права как и дети воспитывающиеся в семье, для того чтобы развиваться и самореализовываться в обществе и не иметь никаких ограничений.
Все же жизнь в детском доме обусловлена рядом факторов, накладывающих свой отпечаток на развитие ребенка. Исследователями отмечается негативное влияние государственного учреждения на ребенка, каким бы образцово-показательным он ни был.
Специфика процесса социализации детей-сирот обуславливает формирование у таких детей личности особого типа. У детей, испытавших раннюю депривацию, наблюдается изначально искажение процесса формирования личности, эмоциональная независимость, а так же задержка общего развития. У детей формируется внутреннее обособление и противоставление себя окружающему социуму, что в последуещем не позволяет строить взаимоотношения с другими людьми.
Поэтому дети-сироты, которые живут в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться в социуме, прежде всего в среде сверстников, так как у детей-сирот возникают трудности в общении со сверстниками, повышенная агрессивность в отношении окружающих людей и конечно же эмоциональная напряженность. Следствием всего этого является то, что сверстники не принимают таких детей. Столкнувшись со всеми этими проблемами, ребенок старается изолироваться от общества и он сам, в одиночку вынужден решать свои проблемы. В этот момент ребенку необходима помощь.
Мудрик рассматривает социализацию – как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах[1, С. 21].
Социализацию детей-сирот мы рассматриваем как определенный процесс установления взаимоотношений ребенка с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, которая обеспечивает социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Ребенок включается в мир культуры вследствие его подверженности социальной модификации в результате определенной деятельности.
Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбрать и осваивать профессию. В числе наиболее существенных факторов можно назвать, прежде всего, кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Процесс социализации является очень сложным процессом даже для детей воспитывающихся в полных семьях, а для детей находящихся в условиях материнской депривации это вдвойне сложнее. В детских домах первоначальное внимание уделяется подготовке детей к самостоятельной жизни, их подготовке к работе. На мой взгляд необходимо больше уделять внимание подготовке к семейной жизни, работе в группах и взаимопомощи. Это поможет детям-сиротам не так остро ощутить на себе все проблемы социализации.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что процесс социализации зависит от жизненной позиции личности и от его образа жизни. Поэтому для успешной социализации важными являются не только материальные, но и духовно-нравственные условия, прежде всего, формирование личностных диспозиций.
Список использованной литературы.
Валеева Н. Ш. Социальная реабилитация: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 320 с.
Мокшаков Р. И. Конфликтология в социальной работе Учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 314, [1] С. – (Высшее образование).
Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.