Реферат
В данной статье представлены результаты изучения научно-исследовательской деятельности медицинских сестер на примере выпускных квалификационных (дипломных) работ студентов факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (ФВСО и ПСР) Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Оценка содержания, применяемых методов и результатов дипломных работ позволили выявить проблематику и приоритетные направления исследовательской деятельности медицинских сестер.
Введение
Сестринские научные исследования — систематический процесс изучения клинической или управленческой проблемы, который проводится медицинскими сестрами, пытающимися получить новую информацию для улучшения помощи пациентам и/или разрешения проблемных ситуаций [3].
Для формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению и продолжения работы, направленной на изменение статуса и повышение престижа профессии медицинской сестры, необходимо совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.
Развитие научных исследований в сестринском деле необходимо российскому здравоохранению, особенно теперь, в эпоху модернизации и творческого использования зарубежного опыта в медицинской науке, практике и образовании [1].
Одним из видов исследовательской деятельности является выполнение выпускной (дипломной) квалификационной работы. Дипломная работа по специальности 060109 – Сестринское дело представляет собой законченную разработку, в которой на основании изучения и обобщения современных проблем здравоохранения и подготовки сестринских кадров с высшим образованием предлагается самостоятельное решение частной научно-исследовательской или практической задачи. В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями) научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний [2].
С 1995 по 2013 год студентами ФВСО и ПСР выполнено 1666 выпускных квалификационных работ. Это богатый исследовательский опыт, поэтому целью нашего исследования было определено изучение сестринской исследовательской деятельности на примере выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов ФВСО и ПСР.
Исследование проводилось на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Методы
Для систематизации, анализа и статистической обработки полученной информации была создана электронная база данных «Выпускные квалификационные работы студентов ФВСО и ПСР» в программе «Microsoft Office Access 2010».
Результаты исследования
Нами был проведен анализ 720 ВКР, выполнение и защита которых состоялась в период с 2008 по 2012 годы.
Количество дипломных работ распределено по годам следующим образом (рис. 1):
Рис. 1 – Распределение дипломных работ по годам.
Из 720 студентов наибольшее количество (58,9 %) обучалось по заочной форме, 32,6% - по очно-заочной и 8,5% - по очной форме. Последние ВКР студентов очной формы обучения выполнялись на факультете в 2010 году. С 2011 года обучение на факультете проводилось по очно-заочной и заочной формам.
Исследовательская деятельность студентов осуществлялась на пяти кафедрах Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. За пятилетний период наибольшее количество ВКР было выполнено на кафедре общественного здоровья и здравоохранения (31,1%) и на кафедре права (21,4%). 47,5% ВКР распределены следующим образом: кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы - 17,8%, маркетинга и товароведения в здравоохранении – 15,7%, педагогики и медицинской психологии. Руководителями ВКР выступили 40 преподавателей кафедр.
Анализируя распределение исследований по различным учебным дисциплинам, отмечено, что более четверти работ (26,1%) проводились в сфере организации здравоохранения; особенности правового обеспечения в медицине изучали 21,5% студентов. Вопросы маркетинга в здравоохранении изучались в 15,7% работ, менеджмента и лидерства – 15,4%, психологии – 12,8%. Общественному здоровью и здравоохранению посвящены 5 % работ, экономике здравоохранения и педагогике – 2% и 1% соответственно (рис. 2).
При выборе направления исследования предпочтения исследователей были отданы изучению вопросов организации сестринской деятельности (12,5%) и маркетинговым исследованиям медицинских услуг (12,2%). От 3,2 до 7,2% работ посвящены изучению прав граждан в сфере охраны здоровья, управлению качеством сестринской помощи, психологии личности и анализу деятельности медицинских организаций, профилактике заболеваний и осложнений, правовой ответственности медицинских работников и обучению сестринских кадров. Доля каждого из остальных направлений исследований составляет не более 2,8% (рис. 3).
Рис 2. - Распределение исследований по учебным дисциплинам.
Рис. 3 - Распределение ВКР по направлениям исследований
Примечание:
Организация сестринской деятельности.
Маркетинговые исследования медицинских услуг.
Права граждан в сфере охраны здоровья.
Управление качеством сестринской помощи.
Психология личности.
Организация и анализ деятельности медицинской организации.
Профилактика заболеваний/осложнений.
Правовая ответственность медицинских работников.
Обучение сестринских кадров.
Управленческие возможности руководителя.
Управление трудовыми ресурсами.
Мотивирование и стимулирование сестринского персонала.
Оборот лекарственных/наркотических средств и психотропных веществ.
Медицинское страхование.
Прочее.
Для анализа таких данных, как выбор базы и методов исследования, нами была сформирована выборка ВКР за 2012 год.
Базами для проведения научно-исследовательских работ были выбраны городские и центральные (городские и районные) больницы (17,1%), специализированные больницы, центры и диспансеры (17,1%) и амбулаторно-поликлинические учреждения (10,5%). В 5,2% исследования проводились в военных и ведомственных медицинских организациях. В университетских клиниках Первого МГМУ им. И.М. Сеченова выполнено 6,9% работ. По 4% исследований посвящено изучению вопросов, связанных с организацией и деятельностью военных либо ведомственных медицинских организаций и детских городских поликлиник. 20,6% работ выполнены в различных организациях, таких как многопрофильное лечебное учреждение, негосударственные клиники и центры, районные больницы, лаборатории, родильные дома, инфекционные клинические больницы, районные больницы, медицинские училища и детские сады (по 1,7%), станция скорой и неотложной помощи, медико-санитарная часть, сельская амбулатория (по 0,6%). Часть студентов (14,9%) проводила исследования с использованием теоретических источников информации (литература, интернет, нормативно-правовая и учетно-отчетная документация, и др.)
Один из наиболее важных вопросов: проблемы каких отраслей медицины и смежных отраслей студенты изучают в своих работах? Анализ данных показал, что проблемы сестринского дела, хирургии, травматологии и педиатрии изучаются чаще прочих (12%, 10,3% и 9,1% соответственно). Вопросы акушерства и гинекологии рассматриваются в 4,6% дипломных работ. 4% исследователей изучали проблемы таких отраслей, как анестезиология, реанимация, интенсивная терапия и столько же в сфере инфекционных болезней. Стоматологии уделили внимание 3,4% исследователей, кардиологии, психиатрии и терапии по 2,9%. Доля остальных исследований мала (1,7% и менее), она посвящена организации здравоохранения, медико-социальной работе, психиатрии, психологии, эндоскопическим исследованиям, репродуктивному здоровью и планированию семьи и др. (рис. 4).
В ВКР широко применялись общенаучные количественные и качественные методы исследований. Выбор методов и их сочетания определялся целью и задачами исследования. Данные о частоте использования тех или иных методов исследования приведены в табл. 1.
Рис. 4 - Доля наиболее часто исследуемых отраслей
Примечание:
Сестринское дело.
Хирургия, травматология.
Педиатрия.
Акушерство и гинекология.
Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия.
Инфекционные болезни.
Стоматология.
Кардиология.
Психиатрия.
Терапия.
Фармацевтика.
Общественное здоровье и здравоохранение.
Менеджмент и лидерство.
Неврология.
Психология.
Гериатрия.
Лабораторная диагностика.
Репродуктивное здоровье и планирование семьи.
Эндоскопические исследования.
Прочее.
Таблица 1. Методы исследования и частота их применения в научно-исследовательских работах.
№ п/п |
Наименование метода исследования |
Количество |
% |
1 |
Анализ теоретических данных |
175 |
100,0 |
2 |
Анкетирование |
71 |
40,6 |
3 |
Статистический метод |
63 |
36,0 |
4 |
Аналитический метод |
54 |
30,9 |
5 |
Социологический метод |
40 |
22,9 |
6 |
Анализ документации |
33 |
18,9 |
7 |
Графоаналитический метод |
25 |
14,3 |
8 |
SWOT-анализ |
20 |
11,4 |
9 |
Наблюдение |
19 |
10,9 |
10 |
Тестирование |
18 |
10,3 |
11 |
STEP-анализ |
17 |
9,7 |
12 |
Психодиагностические методики |
17 |
9,7 |
13 |
Опрос |
16 |
9,1 |
14 |
Метод сравнительного анализа |
15 |
8,6 |
15 |
Сравнительно-правовой анализ |
15 |
8,6 |
16 |
Методы математической статистики |
14 |
8,0 |
17 |
Исторический/историко-логический метод |
12 |
6,9 |
18 |
Системный анализ |
12 |
6,9 |
19 |
Сегментирование |
11 |
6,3 |
20 |
ABC-анализ |
10 |
5,7 |
21 |
Метод правового моделирования |
10 |
5,7 |
22 |
Метод экспертных оценок |
9 |
5,1 |
23 |
Ранжирование |
9 |
5,1 |
24 |
Хронометраж |
8 |
4,6 |
25 |
Монографический метод |
5 |
2,9 |
26 |
Синтез |
5 |
2,9 |
27 |
Беседа |
4 |
2,3 |
28 |
Библиографический метод |
4 |
2,3 |
29 |
Позиционирование |
4 |
2,3 |
30 |
Интервью |
3 |
1,7 |
31 |
Оценка конкурентоспособности |
3 |
1,7 |
32 |
Проблемный анализ |
3 |
1,7 |
33 |
Фотохронометраж |
3 |
1,7 |
34 |
Частотный анализ |
3 |
1,7 |
35 |
VEN-анализ |
2 |
1,1 |
36 |
Прогнозирование |
2 |
1,1 |
37 |
Корреляционный анализ |
1 |
0,6 |
38 |
Метод оценки факторов макросреды с учетом тенденции их изменения (по О.А. Васнецовой) |
1 |
0,6 |
39 |
Метод стандартизации |
1 |
0,6 |
Обсуждение результатов исследования
Более 90% студентов ФВСО и ПСР являются практикующими медицинскими работниками. Это позволяет им проводить научные исследования по месту трудоустройства.
Выбор кафедры, учебной дисциплины и направления исследования продиктован, как правило, назревшими вопросами в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала и медицинских сестер – руководителей. По данным нашего исследования, проблем, требующих анализа и поиска путей их решения больше в сфере организации здравоохранения (26,1% работ). Много вопросов возникает в рамках правового обеспечения в медицине (21,5% работ). К сожалению, экономике здравоохранения и педагогике будущие менеджеры здравоохранения уделяют мало внимания - 2% и 1% соответственно. Вероятно, это можно объяснить сложностью учебных дисциплин, либо недооцениванием медицинскими сестрами значимости этих наук в своей повседневной работе.
Выбор базы исследований, как правило, определяется местом работы студента. По данным нашего исследования можно определить, что основное количество студентов – работники больниц, специализированных клиник, центров и диспансеров и амбулаторно-поликлинических учреждений, расположенных в Москве и Московской области (17,1, 17,1% и 10,5%). Проведение исследования по месту трудовой деятельности, статистическая обработка результатов и разработка рекомендаций для решения исследуемой проблемы могут быть использованы в деятельности менеджера для повышения качества сестринской деятельности, оптимизации работы медицинских сестер, улучшению качества ухода за пациентами.
Студенты использовали широкий спектр методов научных исследований. В каждой работе изучалась теоретическая база по проблеме исследования (100%), проводился анализ литературы, нормативно-правовых актов, документов статистической отчетности, информации из интернет-источников. Наиболее частыми методами при выполнении работ в области медицинского права были сравнительно-правовой анализ, системный анализ, метод правового моделирования. В работах по маркетингу и товароведению в здравоохранении основными методами стали статистический метод, методы математической статистики, STEP-анализ; SWOT-анализ, сегментирование, метод экспертных оценок, оценка конкурентоспособности. В работах по общественному здоровью и организации здравоохранения, менеджменту и лидерству распространены социологические методы: анкетирование, опрос, наблюдение, интервью, беседа и графоаналитический метод. При изучении организации деятельности среднего медицинского персонала одними из применявшихся методов были хронометраж и фотохронометраж. В работах по психологии и педагогике исследователи опираются на психодиагностические методики и обработку их результатов.
Авторы 115 студенческих исследовательских работ проводили исследование с использованием собственных разработок – анкет, опросников, тестов. Среди них – анкеты для медицинских сестер, врачей, пациентов, студентов и родителей. Разработано 9 учебно-методических пособий и рекомендаций и 5 курсов лекций для проведения обучения медицинского. Эти разработки могут быть использованы в реализации педагогической составляющей медицинской сестры – менеджера.
Оформление ВКР, в подавляющем большинстве, соответствует предъявляемым требованиям, соблюдены этапы проведения исследования, текст структурирован, оформлены ссылки на литературные источники, работы иллюстрированы.
Выводы
1. Наше исследование показало, что на ФВСО и ПСР накоплена большая база исследовательских данных, основанных на обобщении теоретической и эмпирической составляющих профессиональной деятельности. Полученные за время учебы в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова знания по специальности «Сестринское дело» помогают приобретать навыки научного исследователя. Медсестры могут выступать в роли участника либо руководителя исследования.
2. Анализ ВКР студентов ФВСО и ПСР показал, что будущие медицинские сестры - менеджеры могут выявить проблемы практического здравоохранения, основываясь на личном опыте медицинского работника. Студенты-исследователи умеют определить направление, цели, задачи исследования, провести анализ литературных источников, статистической и медицинской документации; делают верный выбор методов исследования и их сочетания в соответствии с целями и задачами работы, что свидетельствует о научной компетенции авторов. Средний уровень оценки работ рецензентами достаточно высок.
3. Разнообразие медицинских организаций, служащих базой для проведения исследований, позволяет изучить широкий спектр проблем современного здравоохранения. Исследовательский опыт из различных областей медицины позволит консолидировать усилия энтузиастов сестринского дела в решении актуальных задач сестринской службы, повышения качества сестринской помощи и ухода за пациентами.
4. Электронная база данных «Выпускные квалификационные работы студентов ФВСО и ПСР», созданная в программе «Microsoft Office Access 2010» на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, позволит хранить, обобщать, анализировать данные проведенных исследований и в дальнейшем. Эта информация может помочь определять приоритетные направления сестринских исследований и выявлять области, требующие более пристального внимания медицинских сестер-исследователей.
Список используемых источников
1. Павлов Ю.И., Холопов А.А. Сестринские исследования: планирование, формирование выборочной совокупности и подбор методик // Главная медицинская сестра. - 2012. - №4. - С. 116-124.
2. Положение о выпускной (дипломной) квалификационной работе на факультете высшего сестринского образования по специальности 060109 – сестринское дело. – М., 29 с.
3. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных, - М.: ГЭОТАР-Медиа , 2009. - 256 с.